Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа
Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны главным образом с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать.
Введение
Глава I. Роль и значение здравоохранения в государстве
1.1. Необходимость, сущность и значение здравоохранения
1.2. Здравоохранение как система: общие принципы.
Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ
2.1. Планирование расходов на здравоохранение
2.2. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения
2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ
ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ
3.1. Современное состояние финансирования здравоохранения в РФ
3.2. Недостатки и пути развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников
2.2. Пути оптимизации расходов
бюджетов на учреждения
К государственной системе
В государственную систему
Во-первых, утверждается, что страна тратит на здравоохранение вполне достаточно, если учесть не только общественные, но и личные расходы. Более того, некоторые авторы уверены, что россияне хотят тратить больше из своего кармана, да существующая система не дает такой возможности.
Однако
следует, отметит, что государство
в развитых странах свою задачу видят
в оптимизации не только общественных,
но и личных расходов на здравоохранение,
с тем, чтобы помочь людям избежать
финансового краха при
Простое введение платы за услуги населению без повышения заработной платы вряд ли даст существенные результаты, особенно в современных условиях массового обнищания населения. Более того, идея о том, что платное всегда лучше бесплатного широко пропагандируется в обществе, дезориентируя и тех, кто может платить.
Во-вторых, российское государство якобы не может себе позволить выделять больше средств на здравоохранение, поэтому нужно ограничивать его завышенные финансовые обязательства по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам.
Очевидно, что в российском бюджете есть резервы для увеличения расходов на здравоохранение, однако в этом вопросе проявляется вторая проблема. Практически рассматриваются только вопросы развития ОМС, хотя его доля в финансировании российского здравоохранения не является определяющей. Однако, проблемы, связанные с улучшением использования собственно бюджетных средств не обсуждаются. В частности, одно из основных направлений реформы здравоохранения в мире - повышение роли первичной медицинской помощи как более дешевой, чем стационарная.
В области
здравоохранительной политики как
неотъемлемой части социальной политики,
складывается достаточно сложная ситуация,
так как с одной стороны, в
условиях рыночной экономики и политической
демократии возникает множество
различных интересов, каждый из которых
имеет право на существование, и
их объективно достаточно сложно согласовать.
С другой стороны, такая ситуация
создает возможности для
2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет целевых обязательных платежей страхователей:
1. Из бюджетов субъектов
Российской Федерации
2. Плательщиками страховых
взносов ОМС за работающих
граждан являются работодатели.
Тарифы страховых взносов
3. Участие работников
в выплате страховых взносов
в настоящее время не
Финансовые средства из обоих источников аккумулируются в Федеральном и территориальных фондах ОМС — самостоятельных государственных некоммерческих финансово-кредитных учреждениях. Эти фонды предназначены для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС. Они отвечают за деловое использование аккумулированных денежных средств и служат инструментом государственного регулирования в системы ОМС. В настоящее время в связи с формированием системы обязательного медико-социального страхования планируется реорганизация Федерального и территориального фондов ОМС и Фонда социального страхования в единый Федеральный фонд обязательного медико-социального страхования.
Непосредственно предоставлением страховых услуг в рамках, ОМС занимаются страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС и заключившие соответствующие договоры с территориальным фондом ОМС. Страховые медицинские организации получают средства из территориальных фондов по подушевому нормативу, т.е. по количеству застрахованных лиц с учетом поло-возрастных коэффициентов.
Страховые медицинские организации оплачивают оказание медицинской помощи (по программе ОМС) застрахованным, предоставляемой медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС.
В настоящее время для оплаты медицинских услуг используется несколько способов.
Для оплаты лечения в стационарах применяют:
- оплату согласно смете расходов;
- среднюю стоимость пролеченного больного;
- за пролеченного больного по клинико-статистическим группам (КСГ) или медико-экономическим стандартам (МЭС);
- по числу койко-дней;
- комбинированный способ оплаты.
Оплату лечения в амбулаторно-
- по смете расходов;
- по среднедушевому нормативу;
- за отдельные услуги;
- за пролеченного больного;
- комбинированный способ оплаты.
В целом обязательное медицинское страхование обеспечило сохранность системы здравоохранения в условиях нестабильного экономического положения. Фонды обязательного медицинского страхования обеспечивают сбор аккумуляции, контроль за поступлением страховых взносов и платежей, их целевое использование на финансирование медицинской помощи гражданам России. Система обеспечила предоставление минимума бесплатной медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования, позволила установить вневедомственный контроль за качеством лечебно-диагностического процесса, начать структурную перестройку здравоохранения в соответствии с потребностями населения и перейти к более рациональному использованию ресурсов в рамках лечебно-профилактических учреждений.
Факты свидетельствуют, что
функционирование системы обязательного
медицинского страхования качественно
изменило систему финансовых отношений
государства с лечебными
ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ
3.1. Современное состояние
финансирования
Конкурентоспособность экономики
России во многом зависит от качества
жизни населения, которое обеспечивается,
в том числе, системой здравоохранения.
Финансирование здравоохранения РФ
сейчас реформируется, как и во многих
странах мира. Изменился механизм
финансового обеспечения
Обеспечение эффективности и качества медицинской помощи всему населению страны определяется тем, каким образом осуществляется закупка медицинских услуг. Этот процесс означает перевод собранных средств медицинским организациям, обслуживающим население. Процесс закупки услуг может влиять также на равенство доступа к медицинской помощи и эффективность управления, а, кроме того, оказать существенное воздействие на способность сдерживать расходы и финансовую устойчивость. Совершенствование системы финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) связано с вопросами структуры рынка и механизмов закупки услуг.
Там, где здравоохранение
Любая система финансирования здравоохранения выполняет ряд определенных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования здравоохранения строится в России. С точки зрения формирования денежных средств для здравоохранения, за последние 20 лет очевидно движение в сторону государственно-частной системы. Доля государственных средств среди всех расходов на здравоохранение сократилась с 90% в 1994 г. до 64% в 2011 г.
В РФ доминирующим источником сейчас является Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С 2011 г. началась его реорганизация на основе Федерального Закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения