Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны главным образом с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль и значение здравоохранения в государстве
1.1. Необходимость, сущность и значение здравоохранения
1.2. Здравоохранение как система: общие принципы.
Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ
2.1. Планирование расходов на здравоохранение
2.2. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения
2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ
ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ
3.1. Современное состояние финансирования здравоохранения в РФ
3.2. Недостатки и пути развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I, II.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной  политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в  Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность  гражданином получить необходимый  набор медицинских услуг в  соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди  которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Как отмечают Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг. 

Рассмотрение проблемы доступа  населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий  уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты?

Существует такое понятие  как всеобщий доступ населения к  медицинским услугам. Это означает, что все граждане имеют доступ к системе здравоохранения и  могут претендовать на получение  медицинской помощи. Более того, такая возможность рассматривается  как право (на охрану здоровья) и  признается в числе основных прав человека. Однако каков критерий всеобщности, то есть когда принимается, что всеобщий доступ действительно обеспечен. В  данном контексте ориентируются  на категории потребность и спрос.

Потребность категория достаточно сложная, она подразумевает, что  человеку реально необходима помощь по медицинским показаниям. Она может  существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной. Например, рост заболеваемости можно отнести  за счет повышения качества и возможностей диагностических средств - раньше просто не было технических возможностей для  диагностики. Таким образом, развитие медицинских технологий с этом контексте повышает нагрузку на систему здравоохранения.

При этом модель потребления  и уровень удовлетворения социально  значимых потребностей не всегда зависит  только от уровня экономического развития. Потребности, осознанные социальной группой, выступают как ее интерес. При  этом следует также учитывать, что  потребности динамичны и изменчивы  и на базе уже удовлетворенных возникают новые.

Спрос в строгом экономическом  смысле подразумевает способность  и готовность населения платить, в нашем случае за медицинскую  помощь. Он корреспондируется с такой  категорией как предложение. Однако при анализе систем здравоохранения  понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически. Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь Предложение в здравоохранении—в отличие от ряда других отраслей —достаточно негибкое и ограниченное, оно не может автоматически следовать за спросом ни физически, ни финансово ( имея ввиду высокую долю общественного финансирования здравоохранения). Поэтому задачу политики в области здравоохранения  можно поставить как необходимость улучшения соотношения между спросом и предложением, чтобы если и не расширить доступ, то во всяком случае его рационализировать.  

Равный или неравный доступ—еще одна проблема. Должны ли  и могут ли отдельные категории населения иметь преимущества при получении медицинских услуг? Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.

При обсуждении проблемы доступа, традиционно рассматриваются два  параметра — своевременность  и качество. Система здравоохранения  обеспечивает доступ, если медицинская  помощь надлежащего качества может  быть получена гражданином вовремя. Поэтому существующая система медицинских  учреждений, их территориальное распределение  и организация работы должны быть оценены с этой точки зрения. Очевидно, что для оценки доступа относительные  показатели развития здравоохранения  более полезны, чем абсолютные показатели.

Среди показателей доступности  услуг часто называют возможность  выбора врача или медицинского учреждения. При этом принимается, что если у  пациента есть выбор, это лучше для  обеспечения доступа. Однако, представляется, что данный вопрос не может решаться однозначно. Ведь хорошего врача или больницу будут выбирать многие, а их возможности по оказанию медицинской помощи не безграничны. Соответственно, положительное влияние выбора на доступность медицинских услуг для большинства населения проявляется только при высоком среднем уровне работы врачей и медицинских учреждений и их адекватном территориальном распределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ

2.1. Планирование расходов  на здравоохранение

Ключевой задачей органов  государственного управления и местного самоуправления в области здравоохранения  является создание условий для реализации Программы государственных гарантии населению в бесплатной медицинской  помощи за счет средств бюджетов и  фондов обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию действующей сегодня системы финансирования здравоохранения, нацеленных на:

• использование финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента  управления качеством медицинской  помощи и повышения се социальной, медицинской и экономической эффективности;

• реализацию принципа заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры  медицинских услуг на всех ее этапах;

• рациональное использование  дорогостоящих видов медицинской  техники, развитие стационарозамещающих технологий;

• обеспечение выполнения целевых программ развития здравоохранения, а также использование инфраструктуры здравоохранения с применением  государственных заданий и заказов, позволяющих, с одной стороны, концентрировать  ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье», с другой — контролировать их эффективное и целевое использование.

Региональные аспекты  финансового обеспечения здравоохранения  являются не менее важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения — их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-территориальные единицы. Наиболее эффективно их предоставление может быть организовано региональными и местными органами власти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней. Поэтому основная ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональных органах власти и местных органах самоуправления. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждый субъект РФ осуществляет самостоятельно.

Расходы бюджетов на здравоохранение  учитываются по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь:

• специализированная, в  том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая  в федеральных специализированных медицинских организациях;

• дополнительная медицинская  помощь отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации  неработающих граждан; проведение иммунизации  населения; проведение мероприятий  но раннему выявлению социально  значимых заболеваний и заболеваний  опорно-двигательного аппарата, а  также дополнительная медицинская  помощь, предусматривающая в том  числе обеспечение отдельных  категорий граждан необходимыми лекарственными средствами;

• организация и обеспечение  госсанэпидемнадзора.

В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающею населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:

• специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;

• специализированная (по установленному перечню) медицинская помощь, оказываемая  в медицинских организациях субъектов  РФ в соответствии с номенклатурой  медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.

Расходы бюджетов субъектов  РФ включают в себя обеспечение медицинских  организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями  медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации п законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению.

За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается:

• скорая медицинская помощь;

• первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время  и после родов.

Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций  муниципальной системы здравоохранения  лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами  и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение граждан лекарственным и средствами и изделиями медицинского назначения.

Кроме того, за счет средств  бюджетов в установленном порядке  финансируются:

• оказание медицинской  помощи, предоставление медицинских  и иных услуг в лепрозориях, трахоматозных  диспансерах, центрах но борьбе с  синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, детских и специализированных санаториях, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах (бюро медицинской статистики), станциях переливания крови, центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, хосписах, больницах сестринского ухода;

• мероприятия по реализации федеральных, региональных и местных  целевых программ, а также ведомственных  целевых программ; отдельные мероприятия  национального проекта «Здоровье», к примеру такие, как строительство, ремонт и оснащение оборудованием  медицинских учреждений;

• научные исследования и др.

За счет федерального бюджета  на цели здравоохранения в 2011 году было выделено 325 059 408,5 тыс. рублей. В табл. 1 приведена структура расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, свидетельствующая о том, что наибольший объем средств направляется на реализацию подраздела «Здравоохранение».

 

Таблица 1 – Структура  расходов федерального бюджета на 2011 г. по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт »

ККод

Наименование расходов

Сумма,

тыс.рублей

Удельный вес, %

00900

Здравоохранение, физическая культура и спорт

325 059 408,5

 

00901

Стационарная медицинская  помощь

172 425 440,2

53

00902

Амбулаторная помощь

56 221 907,9

17,3

00904

Скорая медицинская помощь

432 500,0

0,13

00905

Санаторно-оздоровительная  помощь

24 969 605,8

7,7

00908

Физическая культура и  спорт

13 683 922,5

4,2

00910

Другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры и спорта

34 874 165,3

10,7




 

Ассигнования, предусмотренные  в федеральном бюджете по разделу "Здравоохранение и спорт" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции  по оказанию государственных услуг  и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и  социального развития, на приобретение диагностического оборудования для  организации первичной медико-санитарной помощи в целях обеспечения муниципальных  амбулаторно-поликлинических учреждений, на централизованные закупки диагностических  средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатита В, С, на централизованные закупки оборудования и расходных материалов для неонатального скрининга в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, на централизованные закупки машин скорой медицинской помощи, реанимобилей для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации, направляются на указанные цели в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения