Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа
Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны главным образом с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать.
Введение
Глава I. Роль и значение здравоохранения в государстве
1.1. Необходимость, сущность и значение здравоохранения
1.2. Здравоохранение как система: общие принципы.
Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ
2.1. Планирование расходов на здравоохранение
2.2. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения
2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ
ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ
3.1. Современное состояние финансирования здравоохранения в РФ
3.2. Недостатки и пути развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников
Понимание охраны здоровья
как системы требует реализации
комплексного подхода в здравоохранительной
политике. Достаточно часто речь идет
о ее отдельных элементах, например
об организации медицинских
Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.
Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Как отмечают Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.
Рассмотрение проблемы доступа населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты?
Существует такое понятие
как всеобщий доступ населения к
медицинским услугам. Это означает,
что все граждане имеют доступ
к системе здравоохранения и
могут претендовать на получение
медицинской помощи. Более того,
такая возможность
Потребность категория достаточно сложная, она подразумевает, что человеку реально необходима помощь по медицинским показаниям. Она может существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной. Например, рост заболеваемости можно отнести за счет повышения качества и возможностей диагностических средств - раньше просто не было технических возможностей для диагностики. Таким образом, развитие медицинских технологий с этом контексте повышает нагрузку на систему здравоохранения.
При этом модель потребления
и уровень удовлетворения социально
значимых потребностей не всегда зависит
только от уровня экономического развития.
Потребности, осознанные социальной группой,
выступают как ее интерес. При
этом следует также учитывать, что
потребности динамичны и
Спрос в строгом экономическом смысле подразумевает способность и готовность населения платить, в нашем случае за медицинскую помощь. Он корреспондируется с такой категорией как предложение. Однако при анализе систем здравоохранения понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически. Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь Предложение в здравоохранении—в отличие от ряда других отраслей —достаточно негибкое и ограниченное, оно не может автоматически следовать за спросом ни физически, ни финансово ( имея ввиду высокую долю общественного финансирования здравоохранения). Поэтому задачу политики в области здравоохранения можно поставить как необходимость улучшения соотношения между спросом и предложением, чтобы если и не расширить доступ, то во всяком случае его рационализировать.
Равный или неравный доступ—еще одна проблема. Должны ли и могут ли отдельные категории населения иметь преимущества при получении медицинских услуг? Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.
При обсуждении проблемы доступа,
традиционно рассматриваются
Среди показателей доступности услуг часто называют возможность выбора врача или медицинского учреждения. При этом принимается, что если у пациента есть выбор, это лучше для обеспечения доступа. Однако, представляется, что данный вопрос не может решаться однозначно. Ведь хорошего врача или больницу будут выбирать многие, а их возможности по оказанию медицинской помощи не безграничны. Соответственно, положительное влияние выбора на доступность медицинских услуг для большинства населения проявляется только при высоком среднем уровне работы врачей и медицинских учреждений и их адекватном территориальном распределении.
Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ
2.1. Планирование расходов на здравоохранение
Ключевой задачей органов
государственного управления и местного
самоуправления в области здравоохранения
является создание условий для реализации
Программы государственных
• использование финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента управления качеством медицинской помощи и повышения се социальной, медицинской и экономической эффективности;
• реализацию принципа заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры медицинских услуг на всех ее этапах;
• рациональное использование
дорогостоящих видов
• обеспечение выполнения
целевых программ развития здравоохранения,
а также использование
Региональные аспекты
финансового обеспечения
Расходы бюджетов на здравоохранение учитываются по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь:
• специализированная, в
том числе высокотехнологичная,
медицинская помощь, оказываемая
в федеральных
• дополнительная медицинская помощь отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий но раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также дополнительная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами;
• организация и обеспечение госсанэпидемнадзора.
В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающею населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:
• специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
• специализированная (по установленному перечню) медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации п законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению.
За счет средств бюджетов
муниципальных образований
• скорая медицинская помощь;
• первичная медико-санитарная
помощь в амбулаторно-поликлинических,
стационарно-поликлинических и
Расходы местных бюджетов
включают в себя обеспечение организаций
муниципальной системы
Кроме того, за счет средств бюджетов в установленном порядке финансируются:
• оказание медицинской
помощи, предоставление медицинских
и иных услуг в лепрозориях, трахоматозных
диспансерах, центрах но борьбе с
синдромом приобретенного иммунодефицита,
центрах медицинской
• мероприятия по реализации
федеральных, региональных и местных
целевых программ, а также ведомственных
целевых программ; отдельные мероприятия
национального проекта «
• научные исследования и др.
За счет федерального бюджета на цели здравоохранения в 2011 году было выделено 325 059 408,5 тыс. рублей. В табл. 1 приведена структура расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, свидетельствующая о том, что наибольший объем средств направляется на реализацию подраздела «Здравоохранение».
Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2011 г. по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт »
ККод |
Наименование расходов |
Сумма, тыс.рублей |
Удельный вес, % |
00900 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
325 059 408,5 |
|
00901 |
Стационарная медицинская помощь |
172 425 440,2 |
53 |
00902 |
Амбулаторная помощь |
56 221 907,9 |
17,3 |
00904 |
Скорая медицинская помощь |
432 500,0 |
0,13 |
00905 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
24 969 605,8 |
7,7 |
00908 |
Физическая культура и спорт |
13 683 922,5 |
4,2 |
00910 |
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
34 874 165,3 |
10,7 |
Ассигнования, предусмотренные
в федеральном бюджете по разделу
"Здравоохранение и спорт" функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации федеральному органу исполнительной
власти, осуществляющему функции
по оказанию государственных услуг
и управлению государственным имуществом
в сфере здравоохранения и
социального развития, на приобретение
диагностического оборудования для
организации первичной медико-
Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения