Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5
1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Министерство науки и
Иркутский Государственный
Технический Университет
Кафедра «Мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «финансы»
на тему: «Особенности финансирования
здравоохранения в России и
за рубежом»
Иркутск 2011
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5
1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11
2.2 Принципы
финансирования
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.
Так, в соответствии с
Система здравоохранения –
В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения.
Система здравоохранения
В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли очень важные изменения в системе здравоохранения, а именно в ее
3
структуре.
Был принят Закон РФ «О медицинском
страховании граждан Российской
Федерации». Появилось обязательное и
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС.
Эти
и многие другие причины свидетельствуют
о том, что нынешняя система здравоохранения
имеет множество недостатков, которые
требуют немедленного, но грамотного,
экономически и финансово обоснованного
решения.
4
Источниками финансирования национального здравоохранения в зарубежных странах обычно являются:
Исторически сложились три основные системы финансирования здравоохранения:
Обязательное медицинское страхование во многих развитых странах строится на общем принципе: богатый платит за бедного, здоровый – за больного.
Зарубежный опыт показывает, что для нормального развития рынка страховых услуг работать со средствами фондов обязательного
5
медицинского страхования должны страховщики и учреждения здравоохранения. Отличительной особенностью медицинского страхования является специфический механизм финансирования здравоохранения, который базируется на открытости и множественности источников формирования страховых фондов.
Финансирование
системы здравоохранения за рубежом
строится на сочетании различных
элементов с преобладанием той
или иной формы. Большая часть
медицинских услуг
Часть медицинских услуг оплачивается населением непосредственно либо через добровольное медицинское страхование. Конкретные инструменты финансирования здравоохранения достаточно разнообразны: цены, страховые премии по добровольному страхованию, взносы по обязательному медицинскому страхованию, бюджетные поступления.
Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем каналам, существенно различается по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через платные услуги медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию – 10%, обязательные страховые взносы – 75%, налоги - 10% всех финансовых ресурсов.
В целом по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%.
Страхование жизни в Российской Федерации и в зарубежных странах имеет одинаковую теоретическую и практическую основу. Однако истекшие десятилетия государственной монополии в страховании, сегодняшнее состояние экономики России и платежеспособного спроса юридических и
6
физических
лиц, а также отсутствие осознанных
ими возможностей и необходимости
страховой защиты имущественных
интересов обусловливают
Таблица 1
Характер
финансирования национальных систем здравоохранения
№ п/п | Страна | Источники финансирования здравоохранения | |||
субсидии государства (%) | взносы предпринимателей (%) | страховые взносы граждан (%) | прямые доплаты граждан (%) | ||
1. | Бельгия | 27 | 50 | 2 | 21 |
2. | Германия | 14,2 | 72,5 | 6,4 | 6,9 |
3. | Франция | 1,8 | 73 | 3,7 | 21,5 |
4. | Великобритания | 78 | 10 | 3,8 | 8,2 |
5. | Италия | 36,2 | 45,5 | 3,3 | 15 |
6. | Швеция | 71 | 18,4 | 2 | 8,6 |
7. | Швейцария | 34,7 | 28,7 | 16,6 | 20 |
8. | США | 41,8 | 1,2 | 30,8 | 26,2 |
7
К началу прошлого столетия во многих странах мира были приняты законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых взносов помимо самих работников стали участвовать владельцы предприятий, выплачивавшие от 25 до 40%. Позднее в страховые фонды стали поступать субсидии и дотации государства.
Чем больше государство вносило средств в систему медицинского страхования, тем больше оно контролировало этот процесс.
В
настоящее время система
Типичным представителем третьей модели, в котором финансирование здравоохранения происходит преимущественно за счет частного сектора, являются США.
Таким
образом, каждая страна имеет специфическую
систему финансирования здравоохранения.
Это связано с национальным менталитетом,
с конкретными условиями
8
Каждой
системе страхования
Информация о работе Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом