Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5

1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8

2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации

2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11

2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

           Министерство науки и образования  Российской Федерации

     Иркутский Государственный Технический  Университет 

                       
 

                          Кафедра «Мировая экономика» 
 

                                  КУРСОВАЯ РАБОТА  

    по курсу «финансы»

      на тему: «Особенности финансирования  здравоохранения в России и  за рубежом» 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнил: студент группы МЭО-10

                                                                              А. Е. Петренко

                                                           Проверил:  преподаватель

                                                                                 К. Д. Дмитриев 
 
 
 
 
 

                                               Иркутск 2011

Содержание: 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Зарубежные  системы медицинского страхования…………………………...5

1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8

2. Проблемы  финансирования здравоохранения в Российской Федерации

2.1 Современное  состояние российского здравоохранения…………………..11

2.2 Принципы  финансирования здравоохранения  в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  использованной литературы…………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     По  определению ВОЗ здоровье – это  состояние полного физического, психологического и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Для  государства очень важным является показатель здоровья своих граждан, поскольку от него зависит уровень рождаемости, смертности, показатель работоспособности населения. Более здоровое  население работает лучше, приносит большее количество доходов в казну государства в виде налогов, повышается пенсионный возраст.  

       Так, в соответствии с законодательством  все граждане Российской Федерации  обладают правом на охрану  здоровья. В нашей стране основные  функции по охране здоровья  населения выполняет система  здравоохранения.  

     Система здравоохранения  это совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые содействуют укреплению здоровья и проводятся на дому, в учебных заведениях, на рабочих местах, в общинах, в физическом и психологическом окружении, а также в секторе здравоохранения и связанных с ним секторах. 

        В России охрану здоровья населения в основном обеспечивает сложившаяся годами мощная система здравоохранения, под которой понимается совокупность государственных и общественных мер социально-экономического характера по организации медицинской помощи, предупреждению заболеваний, повышению уровня здоровья населения. 

       Система здравоохранения наряду  с экологической обстановкой,  политическим строем, экономической  обстановкой в стране, уровнем  благосостояния населения является одним из самых важных элементов в сохранении и укреплении здоровья людей. По этому, насколько хорошо организованна система, работают все ее механизмы зависит уровень здоровья граждан.

     В связи с переходом нашей страны на рыночные отношения произошли очень важные изменения в системе здравоохранения, а именно в ее

       3

структуре. Был принят Закон РФ «О медицинском  страховании граждан Российской Федерации». Появилось обязательное и дополнительное страхование граждан. Но, однако, все реформы и планы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью не увенчались успехом из-за тяжелого финансового положения в стране, в том числе и системе здравоохранения (резкое сокращение финансирования здравоохранения из бюджета), так же неспособность страховых медицинских организаций выполнять возложенные на них Законом функции дополнительного источника финансирования и защиты прав пациентов. Положение усугублялось и тем, что планируемый объем финансирования в системе ОМС уменьшается за счет хронического недопоступления из местных бюджетов платежей на неработающее население и за счет прямых изъятий органами исполнительной власти финансовых средств территориальных фондов ОМС на цели, не связанные с охраной здоровья населения. 

     Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС.

     Эти и многие другие причины свидетельствуют о том, что нынешняя система здравоохранения имеет множество недостатков, которые требуют немедленного, но грамотного, экономически и финансово обоснованного решения. 
 
 

     4

1. Зарубежные системы медицинского страхования

 

     Источниками финансирования национального здравоохранения в зарубежных странах обычно являются:

  • средства государственного и местного бюджетов;
  • фонд общеобязательного государственного социального медицинского страхования;
  • средства фондов добровольного страхования;
  • благотворительные взносы и пожертвования юридических и физических лиц;
  • средства накопительных фондов территориальных объединений и благотворительных фондов;
  • денежные средства, полученные за оказание платных медицинских услуг;
  • прочие источники, незапрещенные законодательством.

     Исторически сложились три основные системы  финансирования здравоохранения:

  • бюджетное здравоохранение, при котором обязанности по оплачиванию основных видов медицинской помощи возложены на государство;
  • страховое здравоохранение, при котором финансирующей стороной являются, в основном, работодатели, выплачивающие обязательные страховые взносы в соответствующие фонды;
  • частная платная система, при которой за любую медицинскую услугу пациент расплачивается за счет собственных средств в полном объеме после оказания ему этой услуги.

     Обязательное  медицинское страхование во многих развитых странах строится на общем  принципе: богатый платит за бедного, здоровый – за больного.

     Зарубежный  опыт показывает, что для нормального  развития рынка страховых услуг  работать со средствами фондов обязательного

     5

медицинского  страхования должны страховщики  и учреждения здравоохранения. Отличительной  особенностью медицинского страхования  является специфический механизм финансирования здравоохранения, который базируется на открытости и множественности источников формирования страховых фондов.

     Финансирование  системы здравоохранения за рубежом  строится на сочетании различных  элементов с преобладанием той  или иной формы. Большая часть  медицинских услуг финансируется  через обязательные формы медицинского страхования либо государством через бюджет.

     Часть медицинских услуг оплачивается населением непосредственно либо через  добровольное медицинское страхование. Конкретные инструменты финансирования здравоохранения достаточно разнообразны: цены, страховые премии по добровольному страхованию, взносы по обязательному медицинскому страхованию, бюджетные поступления.

     Соотношение денежных потоков, идущих по этим четырем  каналам, существенно различается  по разным странам. Например, в Германии, здравоохранение которой основано на обязательном страховании, это соотношение складывается следующим образом: через платные услуги медицина получает около 5%, премии по добровольному страхованию – 10%, обязательные страховые взносы – 75%, налоги - 10% всех финансовых ресурсов.

     В целом по ЕС расходы на медицинское  обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%.

       Страхование жизни в Российской Федерации и в зарубежных странах имеет одинаковую теоретическую и практическую основу. Однако истекшие десятилетия государственной монополии в страховании, сегодняшнее состояние экономики России и платежеспособного спроса юридических и

     6

физических  лиц, а также отсутствие осознанных ими возможностей и необходимости  страховой защиты имущественных  интересов обусловливают современное  состояние и развитие страхования  в целом и страхования жизни  в РФ, в частности. Этим объясняются некоторые отличия страхования жизни в экономически развитых зарубежных странах от этих видов страховой деятельности в России.

     Таблица 1

     Характер  финансирования национальных систем здравоохранения 

№ п/п Страна Источники финансирования здравоохранения
субсидии  государства (%) взносы предпринимателей (%) страховые взносы граждан (%) прямые доплаты  граждан (%)
1. Бельгия 27 50 2 21
2. Германия 14,2 72,5 6,4 6,9
3. Франция 1,8 73 3,7 21,5
4. Великобритания 78 10 3,8 8,2
5. Италия 36,2 45,5 3,3 15
6. Швеция 71 18,4 2 8,6
7. Швейцария 34,7 28,7 16,6 20
8. США 41,8 1,2 30,8 26,2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     7

1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения

 

     К началу прошлого столетия во многих странах  мира были приняты законы о страховании работающих на случай болезни, инвалидности, старости, безработицы. Согласно этим законам в формировании страховых взносов помимо самих работников стали участвовать владельцы предприятий, выплачивавшие от 25 до 40%. Позднее в страховые фонды стали поступать субсидии и дотации государства.

     Чем больше государство вносило средств  в систему медицинского страхования, тем больше оно контролировало этот процесс.

     В настоящее время система медицинского страхования введена в 25 странах, в которых проживает около  1 млрд. человек, что составляет около 18% населения земного шара. Можно выделить три наиболее распространенные системы медицинского страхования:

  • "замещающая" система в Германии - граждане могут выбрать государственную или коммерческую форму страхования;
  • "дублирующая" система в Великобритании и Испании - параллельное, конкурентное развитие обязательного государственного и частного медицинского страхования с правом их совместного использования;
  • "дополнительная" система Франции - используется гражданином вследствие неполного охвата всех слоев населения или неполным покрытием стоимости проводимого лечения со стороны государства.

     Типичным  представителем третьей модели, в  котором финансирование здравоохранения  происходит преимущественно за счет частного сектора, являются США.

     Таким образом, каждая страна имеет специфическую  систему финансирования здравоохранения. Это связано с национальным менталитетом, с конкретными условиями становления  и эволюции данного общества.

     8

     Каждой  системе страхования свойственны  те или иные недостатки. "Замещающая" система страхования Германии дает возможность выбора между государственной и коммерческой формой страхования. Это способствует тому, что 10% богатых немцев не вносят свой вклад в государственную систему здравоохранения. А это нарушает один из принципов страхования, когда богатые платят за бедных, здоровые за больных. В то же время это создает более сильную конкуренцию между страховыми кассами, которая еще более усиливается из-за большого количества "больных касс".

Информация о работе Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом