Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5
1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Ход пилотного проекта подтвердил правильность выбора направлений апробации новых механизмов финансирования здравоохранения. Проект стимулировал субъектов РФ к выдвижению и апробации инициативных инноваций в механизмах финансирования здравоохранения. Проект продемонстрировал, что регионы могут самостоятельно разрабатывать и проводить институциональные преобразования по этим направлениям. В этом состоят несомненные позитивные результаты его реализации. Вместе с тем организация эксперимента имела существенные изъяны. Не было четкой постановки вопросов, на которые должен дать ответ эксперимент, не были сформированы альтернативные решения, которые в эксперименте должны были апробироваться. Фактически в ходе эксперимента проверялись возможности реализации предложенных самими регионами вариантов организации одноканального финансирования, построения тарифов в системе ОМС, финансирования первичного звена оказания медицинской помощи,
16
систем
оплаты труда медицинских работников,
выяснялось, какие при этом возникают
препятствия. Направления реформирования,
выбранные в пилотном проекте, требуют
значительно большего срока для их реализации.
Результаты эксперимента недостаточны
для решения задачи формирования более
эффективной системы ОМС. Для этого требуются
значительно более масштабные преобразования
- повышение роли и расширение функций
страховщиков, превращение их в реальных
носителей финансовых рисков, кардинальное
изменение механизмов оплаты медицинской
помощи, преобразование системы договорных
отношений с медицинскими организациями,
формирование реальных оснований для
конкуренции страховщиков и медицинских
организаций и др.
17
Рассмотрим основные принципы в соответствии с которыми финансируется здравоохранение в России. В настоящее время для финансирования здравоохранения используются три основных модели:
До 1991 г. в России в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель.
С
введением обязательного
Система финансового обеспечения здравоохранения, источники и направления их использования представлены в следующей схеме (рис.1).
Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за
18
счет бюджетных средств и средств ОМС. Средства бюджетной системы: расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы.
За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения.
Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.
Главным, наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников:
19
Рис.1. Финансовое обеспечение здравоохранения
Средства населения являются вторым по размеру источником финансирования здравоохранения.
Средства ведомств и предприятий - это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 6% коечного фонда страны и работает 10% медицинских работников.
Закон
РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском
страховании граждан в
20
возникновении страхового случая (нарушении здоровья) при наличии договора со страховой медицинской организацией. Последняя несёт затраты по оплате случая оказания медицинской помощи (риска) с момента уплаты гражданином первого взноса в соответствующий фонд.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных источников, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли.
Медицинское страхование в соответствии с указанными законами осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.
По организационным, экономическим и правовым основам проведения обязательное медицинское страхование (ОМС) имеет черты государственного страхования:
Основная цель обязательного медицинского страхования (ОМС),
21
состоит
в сборе и капитализации
К
настоящему времени структура
Добровольное медицинское страхование (ДМС), которое аналогично обязательному преследует ту же социальную цель - предоставление гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового
22
финансирования.
Вместе с тем это единое целеполагание
достигается разными формами
страхования и разными
С
экономической точки зрения, добровольное
медицинское страхование
Добровольное
медицинское страхование служит
дополнением к бесплатным формам
обеспечения населения
На основании изложенного можно сделать вывод, что в России сформирована модель фрагментированного здравоохранения, включающего:
23
Эта
модель сохранится, если государство
не предпримет решительных действий
по реформированию здравоохранения. Социальные
векторы развития государственной
и частной систем здравоохранения
в настоящее время
Информация о работе Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом