Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа
Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5
1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8
2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации
2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11
2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...28
Гонорарный метод оплаты врачей (оплата за услугу) нацеливает врачей на более дорогие методы лечения и его затягивание, так как каждое посещение и процедура дает врачу доход.
Однако гонорарный метод оплаты позволяет связать оплату с реально предоставляемым объемом услуг. С точки зрения пациентов, гонорарный метод дает определенную гарантию получения достаточного объема медицинских услуг. Известно, что финансирование здравоохранения за счет частного страхования приводит к исключению из этих систем значительной части населения, относящейся к группам высокого риска (17% США), а также бурному росту расходов, которые частные страховые компании не в состоянии контролировать. На сегодняшний день люди, имеющие страховку либо финансовые ресурсы, получают самое лучшее в мире медицинское обслуживание, в то время как наиболее нуждающиеся в нем - бедные слои населения, хронические больные, семьи с одним родителем - не получают даже основного лечения.
Несмотря на все отрицательные стороны американской системы здравоохранения, следует признать, что медицинское обслуживание (если оно доступно) в США самое лучшее в мире. Более того, больше половины финансирования мировых медицинских исследований осуществляется в США, и, как следствие, большая часть Нобелевских премий после Второй
9
мировой
войны была получена именно американцами.
10
Отечественное здравоохранение в настоящее время находится в тяжелом положении. Показатели здоровья населения ухудшаются. В России сохраняется низкая рождаемость. Средняя продолжительность жизни граждан Российской Федерации ниже, чем в индустриально развитых странах. Остаются высокими показатели смертности в зрелом возрасте. Старая система здравоохранения уже не может обеспечить граждан доступной, бесплатной, квалифицированной медицинской помощью. Такое положение еще больше усугубляется кризисными явлениями в экономике страны.
В 2008 г. продолжился рост рождаемости, начавшийся с 2006 г. За 3 года коэффициент рождаемости увеличился почти на 19%, в том числе в 2008 г. - на 7%. Вместе с тем происходившие с того же 2006 г. позитивные изменения показателя смертности населения приостановились. Это связано с тем, что проект "Здоровье" вошел в число приоритетных, и его выполнение Президент страны взял под личный контроль.
Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.
Прежде
всего для успешного
11
системе. Это находит свое проявление главным образом в общем размере финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения.
В России расходы на здравоохранение остаются по-прежнему не связанными с объективными потребностями воспроизводства населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения для нормального обеспечения воспроизводства рабочей силы на цели здравоохранения в современных условиях необходимо выделять не менее 6% валового внутреннего продукта. Минимальная величина средств, направляемых в отрасль, определяется условиями простого воспроизводства. Размер финансовых ресурсов, поступающих в сферу здравоохранения, должен обеспечить покрытие затрат, связанных с сохранением здоровья трудовых ресурсов как важного фактора производственного процесса. Таким образом, количественные параметры инвестирования средств в сферу здравоохранения объективно детерминированы. Поэтому общество не свободно в выборе масштабов вложений финансовых ресурсов в здравоохранение.
В ведущих зарубежных странах расходы на здравоохранение, независимо от применяемой модели финансового обеспечения отрасли, достигают большего удельного веса в ВВП, чем в Российской Федерации.
В этой связи дальнейшее проведение экономической реформы в здравоохранении, прежде всего, должно осуществляться в направлении теоретического переосмысления места и роли отрасли в экономической системе, а это, в свою очередь, должно повлиять на размер финансовых ресурсов, направляемых в отрасль.
В 2008 г., как и в предыдущем году, сохранялся высокий темп прироста финансирования здравоохранения из федерального бюджета: в номинальном
12
выражении расходы выросли на 36% - со 169,8 млрд до 231,4 млрд руб. (в 2007 г. - на 33%). В реальном выражении увеличение составило 14,5%. Начавшийся финансовый кризис не сказался на размерах затрат на здравоохранение из федерального бюджета в 2008 г.
Утвержденный
бюджет на 2009 г. отразил достаточно
оптимистичную позицию
Национальный проект "Здоровье", первоначально рассчитанный на 2
13
года -
2006- 2007 гг., был продолжен в 2008 г. Но
внимание к нему средств массовой
информации резко ослабло после
проведения президентских выборов. Размеры
финансирования проекта из федерального
бюджета уменьшились со 116,0 млрд руб. в
2007 г. до 100,2 млрд руб. в 2008 г. С учетом затрат
из средств Федерального фонда ОМС и Фонда
социального страхования общие расходы
на проект составили 118,8 млрд руб. в 2008
г. по сравнению со 139,5 млрд руб. в 2007 г.
Все это подтверждает, что проект преследовал
прежде всего краткосрочные политические
цели.
Таблица 2
Нормативы
финансовых затрат на единицу медицинской
помощи, предусмотренные программами
государственных гарантий оказания населению
бесплатной медицинской помощи, руб.
Нормативы затрат | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
На 1 вызов скорой медицинской помощи | 853,6 | 913,3 | 1064,0 | 1213,3 | 1710,1 |
На
1 посещение амбулаторно- |
93,9 | 100,5 | 116,9 | 133,3 | 218,1 |
На 1 койко-день в стационаре | 549,9 | 588,4 | 674,3 | 758,9 | 1380,6 |
На предоставление бесплатной медицинской по мощи в расчете на 1 человека в год | 3157,0 | 3378,0 | 3951,7 | 4503,0 | 7633,4 |
В 2008 г. были практически прекращены закупки диагностического оборудования для амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальных образований и автомобилей скорой медицинской помощи, уменьшены расходы на иммунизацию населения. В итоге доля финансирования мероприятий в рамках приоритета "Развитие первичной медицинской помощи" резко уменьшилась - с 48,0 до 34,9%. Зато в 2008 г.6,5% бюджета проекта составили затраты на развитие новых высоких медицинских технологий, которые раньше в Национальный проект не включались, а финансировались по другим статьям федерального бюджета.
14
Возросли расходы и на оказание высокотехнологичной медицинской
помощи,
их доля увеличилась с 12,5 до 20,2%. В
целом с учетом новых мероприятий
в структуре Национального
Вместе
с тем анализ содержания и реализации
Национального проекта
В 2008 г. был завершен федеральный пилотный проект, проводившийся с июля 2007 г. в 19 субъектах РФ.
Пилотный проект включает 5 компонент:
15
Информация о работе Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом