Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Внедрение обязательного медицинского страхования проходило в условиях обострения экономического кризиса в стране, задержек в выплате заработной платы, снижения уровня жизни населения. На этом фоне формирование новых организационных структур (фондов, страховых медицинских организаций), которые располагали для своего развития иными, чем организации здравоохранения, финансовыми средствами, породило в среде работников здравоохранения чувство социальной несправедливости и, как следствие этого, неприятие самой системы ОМС

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Зарубежные системы медицинского страхования…………………………...5

1.2 Страхование как основа финансирования здравоохранения………………8

2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации

2.1 Современное состояние российского здравоохранения…………………..11

2.2 Принципы финансирования здравоохранения в Российской Федерации: добровольное и обязательное страхование…………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Гонорарный  метод оплаты врачей (оплата за услугу) нацеливает врачей на более дорогие методы лечения и его затягивание, так как каждое посещение и процедура дает врачу доход.

     Однако  гонорарный метод оплаты позволяет  связать оплату с реально предоставляемым  объемом услуг. С точки зрения пациентов, гонорарный метод дает определенную гарантию получения достаточного объема медицинских услуг. Известно, что финансирование здравоохранения за счет частного страхования приводит к исключению из этих систем значительной части населения, относящейся к группам высокого риска (17% США), а также бурному росту расходов, которые частные страховые компании не в состоянии контролировать. На сегодняшний день люди, имеющие страховку либо финансовые ресурсы, получают самое лучшее в мире медицинское обслуживание, в то время как наиболее нуждающиеся в нем - бедные слои населения, хронические больные, семьи с одним родителем - не получают даже основного лечения.

     Несмотря  на все отрицательные стороны  американской системы здравоохранения, следует признать, что медицинское обслуживание (если оно доступно) в США самое лучшее в мире. Более того, больше половины финансирования мировых медицинских исследований осуществляется в США, и, как следствие, большая часть Нобелевских премий после Второй

     9

мировой войны была получена именно американцами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     10

2. Проблемы финансирования здравоохранения в Российской Федерации

2.1 Современное состояние российского здравоохранения

 

     Отечественное здравоохранение в настоящее  время находится в тяжелом положении. Показатели здоровья населения ухудшаются. В России сохраняется низкая рождаемость. Средняя продолжительность жизни граждан Российской Федерации ниже, чем в индустриально развитых странах. Остаются высокими показатели смертности в зрелом возрасте. Старая система здравоохранения уже не может обеспечить граждан доступной, бесплатной, квалифицированной медицинской помощью. Такое положение еще больше усугубляется кризисными явлениями в экономике страны.

     В 2008 г. продолжился рост рождаемости, начавшийся с 2006 г. За 3 года коэффициент рождаемости увеличился почти на 19%, в том числе в 2008 г. - на 7%. Вместе с тем происходившие с того же 2006 г. позитивные изменения показателя смертности населения приостановились. Это связано с тем, что проект "Здоровье" вошел в число приоритетных, и его выполнение Президент страны взял под личный контроль.

     Успех проводимых экономических преобразований в сфере здравоохранения, включая  финансовое обеспечение отрасли, во многом зависит от решения ряда ключевых вопросов.

     Прежде  всего для успешного функционирования здравоохранения и возможности  выполнения задач, возложенных на отрасль, необходимо решить вопрос, связанный  с оценкой характера затрат на здравоохранение. Несмотря на предпринятые попытки осуществить экономическую реформу в отрасли, теоретические подходы к оценке роли и места здравоохранения в системе общественного воспроизводства во многом остались прежними. Не произошло переоценки роли и места здравоохранения в экономической

     11

системе. Это находит свое проявление главным образом в общем размере финансовых ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения.

     В России расходы на здравоохранение  остаются по-прежнему не связанными с  объективными потребностями воспроизводства  населения. Подтверждением этого служит тот факт, что общая величина расходов на здравоохранение по отношению к валовому внутреннему продукту находится ниже необходимого уровня для оказания медицинской помощи в современных условиях. По оценкам Всемирной организации здравоохранения для нормального обеспечения воспроизводства рабочей силы на цели здравоохранения в современных условиях необходимо выделять не менее 6% валового внутреннего продукта. Минимальная величина средств, направляемых в отрасль, определяется условиями простого воспроизводства. Размер финансовых ресурсов, поступающих в сферу здравоохранения, должен обеспечить покрытие затрат, связанных с сохранением здоровья трудовых ресурсов как важного фактора производственного процесса. Таким образом, количественные параметры инвестирования средств в сферу здравоохранения объективно детерминированы. Поэтому общество не свободно в выборе масштабов вложений финансовых ресурсов в здравоохранение.

     В ведущих зарубежных странах расходы  на здравоохранение, независимо от применяемой  модели финансового обеспечения отрасли, достигают большего удельного веса в ВВП, чем в Российской Федерации.

     В этой связи дальнейшее проведение экономической  реформы в здравоохранении, прежде всего, должно осуществляться в направлении  теоретического переосмысления места  и роли отрасли в экономической системе, а это, в свою очередь, должно повлиять на размер финансовых ресурсов, направляемых в отрасль.

     В 2008 г., как и в предыдущем году, сохранялся высокий темп прироста финансирования здравоохранения из федерального бюджета: в номинальном

     12

выражении расходы выросли на 36% - со 169,8 млрд до 231,4 млрд руб. (в 2007 г. - на 33%). В реальном выражении увеличение составило 14,5%. Начавшийся финансовый кризис не сказался на размерах затрат на здравоохранение  из федерального бюджета в 2008 г.

     Утвержденный  бюджет на 2009 г. отразил достаточно оптимистичную позицию государства: ассигнования на здравоохранение были запланированы в размере 272,2 млрд руб., что означало практически сохранение прошлогоднего уровня затрат в реальном выражении. А при утверждении в декабре 2008 г. Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2009г. правительство продемонстрировало совершенно неоправданный оптимизм в отношении возможностей финансирования этой Программы за счет средств региональных бюджетов и платежей работодателей на обязательное медицинское страхование. Подушевой норматив затрат на предоставление бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год был увеличен в 1,7 раза - с 4,5 тыс. руб. в 2008 г. до 7,6 тыс. руб. в 2009 г. Такого роста затрат за 1 год трудно было бы ожидать даже при благоприятной экономической ситуации. В сложившейся бюджетной системе формальное увеличение данного норматива вряд ли оказало бы серьезное влияние на органы власти субъектов РФ, побуждая их к пересмотру бюджетных приоритетов в пользу здравоохранения. А в условиях вызванного кризисом сокращения доходов региональных бюджетов в 2009 г. такое решение девальвирует значимость проблемы финансовой необеспеченности государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. В 2008 году основными доминантами изменений в системе здравоохранения были реализация Национального проекта "Здоровье", завершение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, а также разработка новой концепции развития здравоохранения.

     Национальный  проект "Здоровье", первоначально  рассчитанный на 2

     13

года - 2006- 2007 гг., был продолжен в 2008 г. Но внимание к нему средств массовой информации резко ослабло после  проведения президентских выборов. Размеры финансирования проекта из федерального бюджета уменьшились со 116,0 млрд руб. в 2007 г. до 100,2 млрд руб. в 2008 г. С учетом затрат из средств Федерального фонда ОМС и Фонда социального страхования общие расходы на проект составили 118,8 млрд руб. в 2008 г. по сравнению со 139,5 млрд руб. в 2007 г. Все это подтверждает, что проект преследовал прежде всего краткосрочные политические цели. 

Таблица 2

Нормативы финансовых затрат на единицу медицинской  помощи, предусмотренные программами государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, руб.  

Нормативы затрат 2005 2006 2007 2008 2009
На 1 вызов скорой медицинской помощи 853,6 913,3 1064,0 1213,3 1710,1
На 1 посещение амбулаторно-поликлинической организации 93,9 100,5 116,9 133,3 218,1
На 1 койко-день в стационаре 549,9 588,4 674,3 758,9 1380,6
На  предоставление бесплатной медицинской  по мощи в расчете на 1 человека в  год 3157,0 3378,0 3951,7 4503,0 7633,4
 

     В 2008 г. были практически прекращены закупки диагностического оборудования для амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальных образований и автомобилей скорой медицинской помощи, уменьшены расходы на иммунизацию населения. В итоге доля финансирования мероприятий в рамках приоритета "Развитие первичной медицинской помощи" резко уменьшилась - с 48,0 до 34,9%. Зато в 2008 г.6,5% бюджета проекта составили затраты на развитие новых высоких медицинских технологий, которые раньше в Национальный проект не включались, а финансировались по другим статьям федерального бюджета.

     14

     Возросли  расходы и на оказание высокотехнологичной  медицинской 

помощи, их доля увеличилась с 12,5 до 20,2%. В  целом с учетом новых мероприятий  в структуре Национального проекта  заметно выросла доля расходов на развитие стационарной помощи - с 33,2 до 42,8%. В 2008 г. усилилось отставание темпов строительства новых центров высоких медицинских технологий от первоначальных планов.

     Вместе  с тем анализ содержания и реализации Национального проекта позволяет констатировать: этот проект не в состоянии обеспечить существенное продвижение в решении коренных проблем российской системы здравоохранения. Плохие показатели здоровья населения, плохая защита населения от рисков затрат на лечение в случае заболеваний, неравенство в распределении бремени таких расходов и неравенство в доступности медицинской помощи между различными социальными и территориальными группами, низкая эффективность системы здравоохранения - решение этих проблем невозможно без масштабных преобразований в организации и финансировании здравоохранения. В Национальном проекте для этого недостаточно финансовых ресурсов и не предусматривается каких-либо крупных институциональных изменений.

     В 2008 г. был завершен федеральный пилотный проект, проводившийся с июля 2007 г. в 19 субъектах РФ.

     Пилотный  проект включает 5 компонент:

  • переход к одноканальному финансированию - апробируется в 12 регионах из 19. В шести регионах апробируется использование "расширенных" тарифов оплаты медицинской помощи в системе ОМС. Если по общему правилу тарифы в действующей системе ОМС возмещают пять видов затрат ЛПУ - заработная плата, начисления на заработную плату, приобретение медикаментов, мягкого инвентаря и расходы на питание пациентов, то "расширенные" тарифы - дополнительно и другие виды затрат;
  • внедрение федеральных стандартов медицинской помощи в механизмы

15

  • финансирования ЛПУ апробировалось в 13 регионах;
  • новые механизмы финансирования амбулаторно-поликлинических учреждений апробировались в 10 регионах. В восьми из них - разные варианты организации внутрихозяйственных расчетов между отделениями внутри амбулаторно-поликлинических учреждений. Участковые врачи экономически стимулировались к увеличению объемов и качества оказываемой ими медицинской помощи и снижению направлений пациентов к узким специалистам и на госпитализацию. В Калужской области и в Хабаровском крае апробировались механизмы стимулирования амбулаторно-поликлинических учреждений к повышению эффективности лечения приписанного к ним населения и снижения обращения за оказанием амбулаторных услуг в других учреждениях;
  • реформирование систем оплаты труда проводилось в 13 регионах;
  • внедрение систем персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи проводилось в 18 регионах.

Информация о работе Особенности финансирования здравоохранения в России и зарубежом