Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:49, контрольная работа
Оборотные средства предприятия представляют собой экономическую категорию, в которой переплетается множество теоретических и практических аспектов.Финансирование под уступку денежного требования, именуемое также факторингом, является для российских предпринимателей новым институтом договорного права, и поэтому в процессе его практического применения возникает немало вопросов и проблем. Между тем, за рубежом факторинговые операции уже давно приобрели столь широкое распространение, что в этих условиях возникла даже необходимость в принятии правового акта, который бы урегулировал международные операции по финансированию под уступку денежного требования
1.Оборотные средства предприятия, их состав и значение
2.Общая характеристика собственных источников финансирования оборотных средств предприятия
3.Факторинг, его плюсы и минусы как источника финансирования оборотных средств предприятия
4.Тесты
Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.
Все источники финансирования оборотных средств подразделяются на собственные, заемные и привлеченные. Собственные средства играют главную роль в организации кругооборота фондов, так как предприятия, работающие на основе коммерческого расчета, должны обладать определенной имущественной и оперативной самостоятельностью с тем, чтобы вести дело рентабельно и нести ответственность за принимаемые решения.
Формирование оборотных средств происходит в момент организации предприятия, когда создается его уставный фонд. Источником формирования в этом случае” служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В процессе работы источником пополнения оборотных средств является полученная прибыль, а также приравненные к собственным средствам так называемые устойчивые пассивы. Это средства, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте. Такие средства служат Источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся: минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия, резервы на покрытие предстоящих расходов, минимальная переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за продукцию (товары, услуги), средства покупателей по залогам за возвратную тару, переходящие остатки фонда потребления и др.
Для сокращения общей потребности хозяйства в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств.
Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются:
- кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства;
- временное восполнение недостатка собственных оборотных средств;
- осуществление расчетов и опосредование платежного оборота.
Целям изыскания дополнительных заемных источников финансирования оборотных средств было посвящено постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 г. №2837-1 “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние”, а также постановление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 458 и последующие изменения и дополнения. Предусмотрено выделение целевого государственного кредита на дополнение оборотных средств предприятий и организаций. Источником этого кредита служит целевой внебюджетный фонд, создаваемый в финансовых органах краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга министерствами финансов республик в составе российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации. В соответствии с указанными постановлениями кредит выделяется на основании соглашения финансового органа и предприятия или организации. Получить этот кредит могут государственные предприятия и организации, акционерные общества с долей государства в уставном фонде более 50%, приватизированные предприятия и организации независимо от их организационно-правовых форм.
Данный, кредит предоставляется за счет кредитной линий, открываемой Министерству финансов Российской Федерации ЦБ РФ по плавающей процентной ставке.
В условиях административно-командной системы управления экономикой заемные средства среди источников финансирования оборотных средств составляли достаточно большую долю. Так, в 1965 г. на долю кредитов в структуре источников образования оборотных средств приходилось 42,6%, в 1975 г. — 47,3, в 1977 г. — 47,1, в 1988 г. — 47,6%. С 1988 г. доля кредита в структуре источников оборотных средств начала снижаться. Так, в 1989 г. она составляла 40,5%, в 1990 г. —24,2%1. В последующие годы доля кредитов постепенно повышалась и к апрелю 1993 г. составила 40,3%.
Характер динамики данного показателя обусловлен объективными экономическими процессами. Уменьшение доли кредита с конца 80-х годов можно объяснить сокращением централизованного кредитования предприятий при еще неразвитой системе коммерческого кредита. Вместе со становлением системы коммерческих банков, ростом объемов коммерческого кредита повысилась и доля кредитных ресурсов в структуре источников образования оборотных средств предприятий. Таким образом, с переходом на рыночную систему управления экономикой роль кредита как источника оборотных средств по крайней мере не уменьшилась. Наряду с привычной необходимостью в покрытии сверхнормативной потребности в оборотных средствах предприятий появились новые факторы, обусловливающие усиление значения банковского кредита. Эти факторы связаны прежде всего с переходным этапом развития, переживаемым отечественной экономикой. Одним из них явилась инфляция. Воздействие инфляции на оборотные средства предприятия очень многогранно: оно оказывает непосредственное и косвенное влияние. Прямое влияние характеризуется обесценением оборотных средств за время их оборота т.е. после завершения оборота предприятие фактически не получает авансированную сумму оборотных средств в составе выручки от реализации продукции.
Косвенное влияние выражается в замедлении оборота средств из-за кризиса неплатежей, во многом обусловленного инфляцией. К другим причинам возникновения кризиса неплатежей следует отнести снижение производительности труда; крайнюю неэффективность производства; неумение отдельные руководителей приспособиться к новым условиям; искать новые решения, менять товарный ассортимент, снижать материало- и энергоемкость производства, реализуя излишние и ненужные активы; наконец, несовершенство законодательства, позволяющего безнаказанно не платить по долгам.
В целях борьбы с неплатежами и оказания финансовой поддержки значительные средства выделяются на пополнение оборотных средств предприятий. Однако не всегда выделенные средства используются по назначению, что имеет также сильный инфляционный эффект.
Указанные причины обусловливают, повышенную заинтересованность предприятий в заемных средствах как источнике пополнения замороженных в долгосрочной дебиторской задолженности оборотных средств. В данной ситуации возникает вопрос границ применения кредита в качестве источника оборотных средств. Этот вопрос связан с двойственным влиянием, которое оказывает применение кредита на финансовое положение предприятия в целом и на состояние оборотных средств в частности.
С одной стороны, без привлечения в оборот кредитных ресурсов в условиях дефицита собственных средств предприятию необходимо сокращать или полностью приостанавливать производство, что грозит серьезными финансовыми затруднениями вплоть до банкротства. С другой стороны - решение возникших проблем только с помощью кредитов вызывает повышение зависимости предприятия от кредитных ресурсов вследствие увеличения ссудной задолженности. Это приводит к увеличению нестабильности финансового состояния, теряются собственные оборотные средства, переходя в собственность банка, поскольку предприятия не обеспечивают норму прибыли на вложенный капитал, заданную в виде банковского процента.
Кредиторская задолженность относится к внеплановым привлеченным источникам формирования оборотных средств. Ее наличие означает участие и в обороте предприятия средств других предприятий и организаций. Часть кредиторской задолженности закономерна, так как вытекает из действующего порядка расчетов. Наряду с этим кредиторская задолженность может возникнуть в результате нарушения платежной дисциплины. У предприятий может возникнуть кредиторская задолженность поставщикам за поступившие товары, подрядчикам за выполненные работы, налоговой инспекции по налогам и платежам, по отчислениям во внебюджетные фонды. Следует также выделить прочие источники формирования оборотных средств, к которым относятся средства предприятия, временно не используемые по целевому назначению (фонды, резервы и др.).
Правильное соотношение между собственными, заемными и привлеченными источниками образования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.
Финансирование под уступку денежного требования, именуемое также факторингом, является для российских предпринимателей новым институтом договорного права, и поэтому в процессе его практического применения возникает немало вопросов и проблем. Между тем, за рубежом факторинговые операции уже давно приобрели столь широкое распространение, что в этих условиях возникла даже необходимость в принятии правового акта, который бы урегулировал международные операции по финансированию под уступку денежного требования. Соответственно 28 мая 1988 года в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге, которая в настоящее время подписана более 10 странами, в том числе США. Российская Федерация пока не является участницей Конвенции, однако вопрос о ее присоединении к этому международному правовому акту весьма широко обсуждается. В российском же законодательстве факторинговые отношения были впервые урегулированы на уровне закона только частью второй нового Гражданским кодексом РФ, введенной в действие с 1 марта 1996 года.
Следует сразу отметить, что сам по себе договор о факторинге является весьма сложным договором, требующим особо тщательной проработки и соблюдения требования законодательства к порядку и условиям его заключения. В противном случае может стать вопрос даже о действительности заключенного договора. Так, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 мая 2000 года N 8420/99 было отмечено, что заключенный между сторонами договор о факторинге является ничтожным, так как намерения сторон по данному договору не соответствуют его содержанию. Указанное необходимо учитывать на практике.
Гражданский кодекс РФ дает четкое и весьма лаконичное определение договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).
Так, согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнении им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Таким образом, факторинг является возмездной сделкой и при этом может быть построен как по модели реального договора, так и консенсуального.
В Кодексе также специально отмечается, что денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также и в целях обеспечения исполнения обязательства клиент перед финансовым агентом.
Анализ представленного определения позволяет сделать вывод о том, что по существу факторинг - это специальная форма переуступки прав требования. Поэтому в случае отсутствия специальных норм в главе 43 Гражданского кодекса к отношениям сторон по финансированию под уступку права требования применяются общие нормы Кодекса об уступке прав требования (Глава 24 Кодекса).
Из приведенного выше определения факторинга можно также сделать вывод и о том, что Кодекс фактически выделяет два типа факторинга: в первом случае речь идет именно о сделке по финансированию в прямом смысле этого слова, то есть когда денежное требование переходит к финансовому агенту.
В другом же случае Кодекс говорит о возможности и такого факторинга, при котором денежное требование уступается только в целях обеспечения исполнения клиентом своих обязательств перед фактором, то есть требование переходит к фактору лишь в случае неисполнения клиентом своих обязательств. Таким образом, в данном случае можно говорить об "обеспечительном факторинге". Этим факторинг существенно отличается от обычной уступки права требования, так как глава 24 Кодекса говорит о необходимости полной и безусловной замены стороны в обязательстве, что при "обеспечительном" факторинге не происходит.
Существенно факторинг отличается от обычной цессии и по составу участвующих в нем сторон.
Так, согласно ст. 825 Гражданского кодекса РФ в качестве финансового агента могут выступать только банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по финансированию под уступку денежного требования. Таким образом, в качестве фактора могут выступать лишь те организации, которые имеют лицензию на проведение подобных операций (т.е. налицо особый субъектный состав).