Дорожное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 22:59, реферат

Краткое описание

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие является, как правило, юридическим лицом, что определяется совокупностью признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета в банке, действиями от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором оно числится.

Файлы: 1 файл

дорожное хозяйство.docx

— 26.60 Кб (Скачать)

1. Основы организации финансов предприятий дорожного хозяйства

Предприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях  извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие  является, как правило, юридическим  лицом, что определяется совокупностью  признаков: обособленностью имущества, ответственностью по обязательствам этим имуществом, наличием расчетного счета  в банке, действиями от своего имени. Обособленность имущества выражается наличием самостоятельного бухгалтерского баланса, на котором оно числится.

Содержание хозяйственной деятельности предприятия ДХ состоит в организации  производства и реализации товара. В таком качестве может выступать продукция, имеющая натурально-вещественный характер (например, продукция добывающих, обрабатывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства), выполнение работ (промышленного характера, монтажных, проектно-изыскательских, геолого-разведочных, научно-исследовательских, погрузочно-разгрузочных и пр.), оказание услуг (транспортных, услуг связи, коммунальных, бытовых и др.).

Предприятие взаимодействует с  другими предприятиями - поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, участвует в союзах и ассоциациях, в качестве учредителя вносит долю в формирование уставного  капитала, вступает во взаимоотношения  с банками, бюджетом, внебюджетными  фондами и пр.

Финансовые отношения возникают  только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных  средств предприятия и его доходов, привлечение заемных источников финансирования хозяйственной деятельности, распределение доходов, образующихся в результате этой деятельности, и их использование на цели развития предприятия.

Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового  обеспечения, т. е. первоначального  капитала, который образуется из вкладов  учредителей предприятия и принимает  форму уставного капитала. Это  важнейший источник формирования имущества  любого предприятия. Конкретные способы  образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных  средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, ноу-хау, использование которых является важным доходообразующим фактором.

Таким образом, первоначальный капитал  инвестируется в производство, в  процессе которого создается стоимость, выражаемая ценой реализованной  продукции. После реализации продукции  она принимает денежную форму - форму  выручки от реализации произведенных  товаров, которая поступает на расчетный  счет предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются  за счет: - амортизационных отчислений; - прибыли, получаемой от всех видов  хозяйственной и финансовой деятельности; - дополнительных паевых взносов участников в товариществах; - средств, получаемых от выпуска облигаций; - средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах  открытого и закрытого типов; - долгосрочного кредита банка  и других кредиторов (кроме облигационных  займов); - других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Выручка - это источник возмещения затраченных на производство продукции  средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки  из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

Прежде всего это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму.

Обязательным условием образования  амортизационного фонда является продажа  произведенных товаров потребителю  и поступление выручки. Материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты. Их стоимость  наряду с другими материальными  затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляет издержки предприятия по производству продукции, принимающие  форму себестоимости.

До поступления выручки эти  издержки финансируются за счет оборотных  средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство.

После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

Обособление издержек в виде себестоимости  дает возможность сопоставить полученную от реализации продукции выручку  и произведенные затраты. Цель инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми оно распоряжается самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе. Назначение амортизационных отчислений - обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов.

В отличие от амортизационных отчислений, прибыль не остается полностью в  распоряжении предприятия, ее значительная часть в виде налогов поступает  в бюджет, что определяет еще одну сферу финансовых отношений, которые  возникают между предприятием и  государством по поводу распределения  созданного чистого дохода. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления  ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции  распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Амортизационные отчисления и часть  прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно-техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставный капитал  других предприятий и т. п.

Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли  используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения  между предприятием и лицами, как  занятыми, так и не занятыми на предприятии. В современных условиях хозяйствования распределение и использование  амортизационных отчислений и прибыли  на предприятиях не всегда сопровождаются образованием обособленных денежных фондов.

Амортизационный фонд как таковой  не формируется, а решение вопроса  о распределении прибыли в  фонды специального назначения остается в компетенции предприятия, но это  не меняет сущности распределительных  процессов, отражающих использование  финансовых ресурсов предприятия.

На основе возвратности предприятием привлекаются заемные финансовые ресурсы: долгосрочные кредиты банков, средства других предприятий, облигационные  займы, источником возврата которых  служит прибыль предприятия.

Поскольку финансы предприятий  как отношения являются частью экономических  отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий.

Исходя из этого, принципы организации  финансов можно сформулировать следующим  образом: самостоятельность в области  финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной  деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю  продукцию с высокими затратами  на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К  ним относятся предприятия жилищно-коммунального  хозяйства, дорожного хозяйства, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнования из бюджета. Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этого принципа на деле зависит не только от предоставленной предприятиям самостоятельности и необходимости финансировать свои расходы без государственной поддержки, но и от той доли прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Кроме того, необходимо создать такую экономическую среду, в условиях которой выгодно производить товары, получать прибыль, снижать издержки.

Принцип ответственности предприятий  за результаты своей финансово-хозяйственной  деятельности реализуется в случае образования убытков, неспособности  предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного  процесса, т. е. при наступлении банкротства  предприятия. Это представляется естественным и целесообразным в условиях развитой рыночной экономики, предполагает создание и функционирование отлаженного  механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем убыточность многих предприятий в России обусловлена  объективными причинами, а их ликвидация может привести к массовой безработице  и серьезным социальным потрясениям.

Серьезными причинами существующих в дорожном хозяйстве проблем  являются:

- несовершенство практики технико-экономического  обоснования инвестиционных проектов  и ценообразования. В результате  происходит значительный рост  реальной стоимости объектов  по сравнению со сметной стоимостью;

- расходы на дорожные работы  часто превышают фактическое  финансирование, что приводит к  образованию цепочки неплатежей  и ухудшению финансового положения  дорожных предприятий;

- недостатки в организации централизованных  закупок основных материально-технических  ресурсов для работ по строительству,  реконструкции, ремонту и содержанию  автомобильных дорог, а именно  несвоевременная поставка продукции  и материально-технических ресурсов  дорожным организациям, несоответствие  качества поставленной продукции  техническим требованиям;

- отсутствие реальной конкуренции  при размещении заказов на  производство дорожных работ;

- громоздкая система органов  управления автомобильными дорогами; - недочеты законодательного обеспечения  дорожного хозяйства (в настоящее  время отсутствуют законодательные  и нормативные акты, определяющие  направления развития дорожной  отрасли, устанавливающие права  и обязанности органов и организаций,  взаимодействующих между собой  в процессе финансирования, проектирования, строительства, реконструкции и  содержания автомобильных дорог).

Издержки, связанные с плохим состоянием дорожного хозяйства, ложатся в  основном на пользователей дорог. Исследования, выполненные Всемирным банком, показали, что в случаях, когда допускается  ухудшение состояния дороги с  интенсивностью движения 500 автомобилей  в сутки, недовложение каждого доллара в ее содержание и ремонт приводит к увеличению себестоимости автомобильных перевозок на 2-3 доллара (расчет справедлив для конкретной дороги). "Экономия" расходов на ремонт и содержание дорог оборачивается повышением стоимости транспортных услуг, а значит и увеличением общей стоимости перевозимых товаров. Комплексная эффективность использования всех средств, выделяемых дорожному хозяйству, во многом определяется не только их абсолютной величиной, но и структурой их использования, в частности, пропорциями средств на эксплуатацию автомобильных дорог и на новое строительство. Особое значение соблюдение оптимальных пропорций в распределении средств имеет при недостаточном финансировании дорожной отрасли.

В такой ситуации уменьшение средств  на эксплуатацию существующих дорог  в пользу увеличения нового строительства  неэффективно в связи с заведомо большей капиталоемкостью последнего. Реконструкция дорог обходится  в три раза дороже, чем их регулярный ремонт и содержание в течение 10-20 лет.

2. Порядок и источники финансирование предприятий дорожного хозяйства

Отчисления пользователей автомобильных  дорог перечисляются на транзитные счета налоговых инспекций по месту нахождения плательщиков для  дальнейшего зачисления их на единый казначейский счет Министерства финансов.

Министерство финансов при поступлении  на единый казначейский счет отчислений пользователей автомобильных дорог  не реже одного раза в три дня, а  при необходимости - ежедневно осуществляет их зачисление в доход областного дорожного фонда по установленному нормативу: 80 процентов.

По мере поступления средств  на счет областного бюджета областное  финансовое управление по получении  заявок распорядителя средств областного дорожного фонда производит перечисление средств на балансовый бюджетный  счет проектно-ремонтно-строительное объединение по проектированию, строительству, ремонту и содержанию местных автомобильных дорог при областном исполнительном комитете "Брестоблдорстрой".

3. Затраты на содержание и ремонт автодорог. Основные и оборотные средства предприятий дорожного хозяйства

Правительство РФ утвердило нормативы  денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения. Соответствующее постановление  подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщила в понедельник пресс-служба правительства.

Согласно документу, на 2007 год нормативы  устанавливаются в размере 695 тысяч  рублей на километр - на содержание, 2 миллиона 715 тысяч рублей на километр - на ремонт и 8 миллионов 580 тысяч рублей на километр - на капитальный ремонт федеральных  автодорог.

Тем же постановлением утверждены правила  расчета затрат на содержание и ремонт федеральных автотрасс для определении  размера ассигнований на эти цели из федерального бюджета, а также  план мероприятий по переходу с 2008 года к финансированию федеральных автодорог  по установленным нормативам.

Документ также определяет коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости  дорожных работ в зависимости  от категории дороги, а также от ее территориального расположения.

Минтрансу и Минфину поручено обеспечить поэтапный переход к финансированию автодорог федерального значения по установленным нормативам, в том  числе с 2008 года - в пределах бюджетных  ассигнований, предусмотренных на соответствующую  подпрограмму федеральной целевой  программы (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". Эти же ведомства  должны определить размер бюджетных  ассигнований, необходимых на содержание и ремонт дорог федерального значения на 2010 и 2011 годы, для завершения в 2011 году перехода к нормативному финансированию.

Информация о работе Дорожное хозяйство