Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:09, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Введение
Глава 1. Социально – экономическая сущность и формы мобилизации бюджетных доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности неналогового дохода бюджета РФ
Глава 3. Условия роста бюджетного дохода
Заключение
Список используемой литературы
Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов имеют характерные черты, отличающие их от налоговых поступлений:
Неналоговые доходы являются
платежами, которые классифицируются
по характеру их поступления в
бюджет и включают в себя возмездные
операции от прямого предоставления
государством разных видов услуг
и продажи товаров, а также
некоторые безвозмездные
Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся:
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- доходы от продажи
или иного возмездного
- доходы от платных
услуг, оказываемых
- средства, полученные в
результате применения мер
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Нужно отметить, что в
различных нормативных
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство
неналоговых доходов
В структуре неналоговых
доходов федерального бюджета Российской
Федерации наибольшую долю составляют
доходы от внешнеэкономической
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.
2.2. Повышение эффективности неналоговых доходов бюджета РФ
Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом "от достигнутого", либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.
Автоматический метод
используется, если договоры аренды заключены
более чем на 3 года и не предполагается
их пересмотр. Пообъектное планирование
- более сложная процедура. Комитет
по имуществу каждого
В России государству принадлежат
приблизительно 50 тыс. юридических
лиц (предприятий, организаций, учреждений),
представляют их около 40% экономики. Из
них свыше 35 тыс. юридических лиц
находятся практически на полном
бюджетном финансировании (школы, больницы,
вузы, научно-исследовательские
Результаты функционирования
государственных предприятий
Бюджетным посланием Президента
РФ Федеральному Собранию Российской
Федерации указывалось на то, что
до сих пор неизвестны подлинные
объемы государственного сектора и
инвентаризация государственного имущества
не завершена. Указывалось также
на то, что необходимо "четко и
максимально быстро определиться с
имуществом, которое следует оставить
в государственной
Кроме того, следует определить состав имущества, необходимого в качестве экономической базы для выполнения соответствующими органами власти полномочий, и установить порядок его формирования. Такое имущество должно находиться только в собственности того уровня публичной власти, к компетенции которого отнесено, и не может быть отчуждено ни в результате приватизации или банкротства, ни в результате исполнительного производства.
После определения оптимального количества унитарных предприятий можно осуществлять преобразование оставшихся в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
Другим направлением повышения
эффективности неналоговых
В 2005 г. были приняты решения
об условиях приватизации 741 предприятия,
из которых 39 реализуются на торгах
как имущественные комплексы
и 702 преобразовываются в открытые
акционерные общества. Российским фондом
федерального имущества объявлены
продажи пакетов акций (долей) 927
хозяйственных обществ. Завершена
приватизация 539 обществ. Эффективность
проведения продаж (отношение количества
состоявшихся и объявленных продаж)
была достаточно высокой - 56,2%. По объявленным
273 продажам подведение итогов состоится
в 2006 г. Анализ отраслевой структуры
состоявшихся продаж 2005 г. показывает,
что в основном предпочитали акции
предприятий агропромышленного
комплекса (17,9% общего числа приватизированных
объектов), машиностроения (11,1%), оборонно-промышленного
комплекса (10,4%), кредитных организаций
(10,2%) и предприятий
Вместе с тем после
проведения инвентаризации имущества
нужно рассматривать и варианты
выкупа в государственную
Другой важной сегодня
проблемой выступает отсутствие
эффективной координации в
Одним из эффективных методов
управления государственным имуществом,
как показывает мировой опыт, является
передача в концессию. Основное его
отличие от аренды в том, что концессионеру
передается право осуществления
деятельности или предоставления услуг,
отнесенных к функциям государства
или местного самоуправления. И уже
для обеспечения такой
В целях совершенствования
механизмов приватизации 4 октября 2005
г. принято постановление
Политика управления государственной (муниципальной) собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. В качестве основных в этом направлении Правительство РФ определяет следующие задачи: