Доходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:09, курсовая работа

Краткое описание

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

Оглавление

Введение
Глава 1. Социально – экономическая сущность и формы мобилизации бюджетных доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности неналогового дохода бюджета РФ
Глава 3. Условия роста бюджетного дохода
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

гос. финансы. курсовая работа!.docx

— 67.91 Кб (Скачать)
  • совершенствование законодательства по управлению государственным имуществом, направленное на оптимизацию государственного сектора экономики, в том числе на дальнейшее сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики, которая не обеспечивает выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также на определение четких критериев участия иностранного капитала в экономике России, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение;
  • повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, необходимого для обеспечения выполнения функций и полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Для решения данных задач  выделены меры, направленные:

  • на совершенствование порядка реализации государственного и муниципального имущества, в том числе повышение информационной прозрачности процесса приватизации, упрощение порядка продажи неликвидного имущества, совершенствование порядка планирования приватизации федерального имущества;
  • на уточнение порядка безвозмездного перераспределения имущества между публичными образованиями в соответствии с разграничением полномочий (функций) между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами власти полномочий, возложенных на них Конституцией РФ и федеральными законами;
  • на преобразование государственных учреждений, не обеспечивающих реализации функций государства, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций;
  • на совершенствование института наследования выморочного имущества.

Для решения задач по повышению  эффективности использования государственного и муниципального имущества предлагаются следующие меры:

  • совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
  • оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг), а также соответствия расходов на их производство установленному объему финансирования из средств федерального бюджета;
  • обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

В настоящее время необходима принципиально новая модель управления государственным (муниципальным) имуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения государственных  функций, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета и в целом государства. В целом вся система неналоговых доходов бюджетов нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими. Сегодня в Государственном Совете РТ прошли парламентские слушания на тему «О проекте закона РТ «О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Согласно докладу министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, в 2011 году общий объем доходов бюджета прогнозируется в сумме 79,763 млрд. рублей, что на 20,6% больше по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2010 года. Расходы бюджета РТ прогнозируются в сумме 89,952 млрд. рублей, дефицит - 10,189 млрд. рублей, сообщает Татар-информ. В 2012 году доходы прогнозируются в сумме 81,4 млрд. рублей, расходы - 90,3 млрд., дефицит – 8,9 млрд. рублей. В 2013 году: доходы – 83,6 млрд. руб., расходы – 93 млрд. рублей, дефицит – 9,4 млрд. рублей. При этом при исполнении бюджета 2011-2013 годов предстоит вернуть бюджетные кредиты, полученные в 2009-2010 годах. По словам министра финансов, в следующем году выплаты по кредитам составят 5,6 млрд. рублей, в 2012 году – 16,3 млрд., а в 2013 году – 6,6 млрд.рублей.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Условия роста  бюджетного дохода

В 2011 году существенных изменений  в налоговом законодательстве области  не предусматривается. Задача бюджетной  политики в этой сфере на ближайшие  годы – оценка эффективности региональной налоговой системы и при необходимости  ее точечная настройка.  В 2011 году необходимо создать формализованную методологию оценки эффективности существующих или предлагаемых решений по установлению налоговых льгот и налоговых ставок. Налоговые льготы, а также решения по снижению налоговых ставок по сравнению с  максимальным уровнем, установленным федеральным законодательством, -  это один из инструментов государственного регулирования экономики. Соответственно, применение этого инструмента должно рассматриваться с точки зрения эффективности наряду с другими инструментами государственного регулирования, в том числе предоставлением субсидий, государственных гарантий. В соответствии с утвержденной на федеральном уровне программой повышения эффективности бюджетных расходов все существующие налоговые льготы должны войти в состав государственных программ с оценкой их влияния на достижение индикативных показателей реализации программы. С учетом этого в 2011 году предстоит проанализировать эффективность предоставления налоговых льгот организациям, осуществляющим благотворительную деятельность. Учитывая, что благотворительная деятельность направлена на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод, стимулирование пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций не следует увязывать с экономической выгодой жертвователя со стороны государства. Кроме того, осуществляя благотворительную деятельность организации решают такие задачи, как формирование положительного имиджа, благожелательного отношения к ним, которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний. Необходимо также рассмотреть вопрос об эффективности льготы по транспортному налогу для организаций автомобильного транспорта, содержащих автомобильные колонны войскового типа для Вооруженных Сил Российской Федерации, в части налогообложения грузовых автомобилей, законсервированных и (или) не используемых в производстве и включенных в состав автоколонн войскового типа. Во-первых, налоговое льготирование в качестве стимулирования мобилизационной подготовки было предусмотрено статьей 15 Федерального закона от  26.02.1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Указанная статья отменена Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Во-вторых, обеспечение обороноспособности РФ относится к полномочиям Российской Федерации.

При формировании областного бюджета необходимо оценить и  учесть при прогнозировании доходов  все планируемые изменения федерального налогового законодательства, в том  числе направленные на развитие инновационной  деятельности и повышение энергоэффективности  производства.

С целью государственной  поддержки инноваций и модернизации производства уточняется порядок учета  расходов на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Сроком на 3 года освобождается от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективное  оборудование с момента ввода  его в эксплуатацию, а также  оборудование, используемое для создания научно-технической продукции. В  связи с увеличением тарифов  страховых взносов в государственные  внебюджетные фонды с 2011 года с 26 до 34 процентов необходимо оценить  и учесть в расчетах сокращение налогооблагаемой прибыли и дохода организаций. 

Федеральный бюджет на 2011-2013 годы формируется в условиях продолжения  положительной динамики роста бюджетных  доходов, которая в 2010 году сменила 20%-е падение доходов бюджета  предыдущего года. Прирост доходов  федерального бюджета по годам будет  составлять в 2011 году 12,5%, а в 2012 и 2013 годах – 7,5% и 9,2% соответственно. Однако, несмотря на планируемые Правительством Российской Федерации меры по увеличению доходных поступлений, лишь в 2012 году будут несколько превышены номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню 2008 года (102,5% по сравнению с 2008 годом). В 2011-2013 годах будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 18,8% в 2009 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция связана со снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году. При этом ненефтегазовые доходы останутся практически на прежнем уровне  -  9,1-9,3%. Нефтегазовые доходы в 2010 году составят около 48% всех доходов федерального бюджета, а  ненефтегазовые - 52%, к 2013 году это соотношение планируется как 45% к 55% соответственно. Хотя пропорция и меняется в направлении ненефтегазовых доходов, влияние нефтегазовой составляющей на формирование параметров федерального бюджета останется весьма высоким. Ненефтегазовые доходы в плановом периоде растут в среднем на 11,5% в год, однако по годам их прирост происходит весьма неравномерно (от 15,3% в 2011 году до 7,6% в 2013 году). Это связано с тем, что на их поступление значительное влияние будут оказывать изменения налогового и бюджетного законодательства, а также меры Правительства Российской Федерации в области таможенной политики. Комитет отмечает, что около трети прироста доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется достичь за счет изменения налогового, бюджетного и таможенного законодательства. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что большинство этих изменений, которые должны вступить в силу с 1 января 2011 года, на настоящий момент законодательно не оформлены, более того ряд необходимых законопроектов даже не внесен в Государственную Думу. Это обусловлено тем, что норма статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что федеральные законы,  которые приводят к изменению доходов бюджетов и вступают в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете, приостановлена до 1 января 2011 года. Однако отсутствие в материалах к проекту федерального бюджета на 2011-2013 годы планируемых к принятию федеральных законов вносит элемент неопределенности в бюджетный процесс, и от подобной практики в следующем году необходимо отказаться. Наибольшее влияние на увеличение доходов федерального бюджета окажут следующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации:

• индексация ставок акцизов по подакцизным  товарам – с 20,2 млрд. рублей в 2011 году до 51,8 млрд. рублей в 2013 году, в  том числе, по табачным изделиям с 19,7 млрд. рублей до 49,5 млрд. рублей соответственно;

• индексация ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газ  – с 47,5 млрд. рублей в 2011 году до 136,2 млрд. рублей в 2012 году;

• установление норматива зачисления в федеральный бюджет доходов  от акцизов на нефтепродукты в  целях формирования федерального дорожного  фонда – 84,3 млрд. рублей в 2011 году, 87,9 млрд. рублей  в 2012 году и 140,8 млрд. рублей  в 2013 году;

• индексация ставок водного налога и платы за пользование водными  объектами – 3,7 млрд. рублей в 2011 году, 8,4 млрд. рублей в 2012 году и 15,3 млрд. рублей в 2013 году; 

• отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на отдельных месторождениях Восточной  Сибири – 97,3 млрд. рублей в 2011 году, затем  уменьшение в три раза этих поступлений;

• увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, никель и медь – с 21,2 млрд. рублей в 2011 году до 66,3 млрд. рублей  в 2013 году.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в 2011 году планируется с увеличением  на 21,5% по сравнению с 2010 годом, однако затем темпы его прироста снижаются  до 11-12% в год. Комитет обращает внимание, что вычеты НДС по внутренним операциям  в 2011 году составят 93% от суммы исчисленного налога, а сумма возмещения НДС  экспортерам составит 950,8 млрд. рублей или 62% от общей суммы налога, начисленного к уплате в бюджет. В 2012 и 2013 годах  ситуация кардинально не меняется. НДС продолжает оставаться сложным  и дорогим в администрировании  налогом, поэтому, по мнению Комитета, нуждается в реформировании. Высокими темпами будут расти акцизы. В 2011 году прогнозируется их увеличение в 2 раза, затем они будут расти  на 20-35% в год. Их доля в структуре  доходов бюджета увеличится с 2% в 2010 году до 4% в 2013 году. Это связано  с планируемой индексацией ставок акцизов, которая составит в 2011 году по сравнению с 2010 годом от 10% (этиловый спирт, алкогольную продукцию с  долей этилового спирта свыше 9%, пиво с долей этилового спирта от 0,5 до 8,6%, легковые автомобили мощностью  свыше 150 л.с.) до 100% (сигареты без фильтра, папиросы, автомобильный бензин низкого  качества, дизельное топливо), а также  изменением норматива зачисления акцизов  на нефтепродукты в федеральный  бюджет. Структура неналоговых доходов  федерального бюджета в 2011 году не претерпит  особых изменений. Сохраняется значительная структурная диспропорция с абсолютным преобладанием доходов от внешнеэкономической  деятельности, прогнозируется увеличение их доли в неналоговых доходах  в 2011 году до 86,8%. Степень детализации  информации о планируемых доходах  федерального бюджета ограничена общими сведениями о наиболее существенных причинах изменения объёмов поступления  доходов, однако по-прежнему отсутствуют  данные об использованных методиках  расчета по каждому виду доходов. Так, например, введение отдельного показателя увеличения доходов за счет улучшения  их администрирования могло бы стать  основанием для оценки качества и  эффективности работы главных администраторов доходов федерального бюджета. При планировании доходов от поступлений вывозных таможенных пошлин в 2011 году использовался консервативный  прогноз. Из общего увеличения указанных доходов на 13,3% только около 4 % можно отнести к изменению ценовых факторов, связанных с повышением средневзвешенных цен на экспортируемый природный газ. В остальном это увеличение связано с ростом объемов экспорта нефти и газа, а также с указанными выше мерами таможенной политики.  Точное прогнозирование объёмов поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины в 2011 году осложняется отсутствием данных  о возможных изменениях потоков импорта в связи с созданием Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном. Следует отметить положительные тенденции в отражении некоторых видов неналоговых доходов, по которым были учтены замечания Комитета, высказанные в 2008 – 2009 годах. В частности, в составе доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2011 год теперь появился прогноз доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые значительно снижаются в 2011 году в связи с расходованием в 2010 году большей части Резервного фонда. В расчетах неналоговых доходов, получаемых в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, представлен прогнозный перечень по выплате дивидендов по акциям, которые составят не менее 25% чистой прибыли большинства акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации. Такое решение позволит направить в доходную часть федерального бюджета в 2011 году дополнительно почти 30 млрд. рублей. Следует отметить, что  решение о направлении 25% чистой прибыли акционерных обществ, указанных в приложении 5 к пояснительной записке, не оформлено единым решением Правительства Российской Федерации. Таким образом, в случае уменьшения доли государства в отдельных акционерных обществах или принятия особых решений по изменению дивидендной политики расчетные показатели по этому виду неналоговых доходов могут оказаться невыполнимыми. Объёмы поступлений в федеральный бюджет 75% прибыли Центрального банка Российской Федерации в 2011–2013 годах вернутся к уровню 2008–2009 годов, поскольку значительный рост прибыли в 2010 году объясняется мерами поддержки ликвидности российского финансового рынка, предпринятыми в 2009 году. В связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» потребуется дополнительная проработка вопроса об обособленном отражении доходов федерального бюджета от деятельности казенных учреждений, которые в соответствии с положениями вышеназванного закона зачисляются в доходы соответствующего бюджета. Комитет отмечает, что прогноз федерального бюджета по доходам несет в себе определенные риски, связанные с неустойчивостью мировой цены на нефть. В предстоящий период перед Правительством Российской Федерации стоит сложная задача, связанная с необходимостью, с одной стороны, принимать меры в сфере налоговой политики, направленные на мобилизацию налоговых доходов в федеральный бюджет. К ним относятся увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отмена неэффективных налоговых льгот и повышение качества налогового администрирования. С другой стороны, одной из главных целей налоговой политики является поддержка инноваций, стимулирование технологического обновления и модернизации экономики. Для этого уже приняты федеральные законы о создании инновационного центра «Сколково», предусматривающие многочисленные налоговые и таможенные льготы для участников проекта. Однако это только начало. В планируемом периоде Правительству Российской Федерации и парламенту предстоит принять ряд дополнительных законодательных актов по решению поставленных задач. Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2011-2013 годах будут увеличиваться в среднем на 6-8% в год. При этом доля собственных доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации останется на уровне 37-38%. Риски недопоступлений доходов в региональные и местные бюджеты связаны с возможным уменьшением поступлений налога на прибыль в связи с увеличением ставок страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, отменой авансовых платежей по земельному налогу, а также планируемым снижением ставок транспортного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями (объединениями), организациями и  гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.  
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объёма бюджета. В налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов.  
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.  
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платёж, поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определённые принципы, образует налоговую систему страны.  
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоёв населения.  
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.  
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. В налоговой системе страны после длительной перерыва восстановлен налог с наследства, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения.  
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Он введён с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы. Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему страны впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и физических лиц, перепродающих указанные товары. Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР, нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы. К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли (промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах. Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.  
Уплата налогов осуществляется в определённой очерёдности. Сначала плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесённых платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются.  
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

Информация о работе Доходы государственного бюджета