Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:09, курсовая работа
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Введение
Глава 1. Социально – экономическая сущность и формы мобилизации бюджетных доходов
1.1. Доходы бюджета, сущность, состав и формирование.
1.2. Формы мобилизации бюджетных доходов.
Глава 2. Неналоговые доходы бюджета
2.1. Понятие неналоговых доходов бюджета и источников
2.2. Повышение эффективности неналогового дохода бюджета РФ
Глава 3. Условия роста бюджетного дохода
Заключение
Список используемой литературы
Для решения данных задач выделены меры, направленные:
Для решения задач по повышению
эффективности использования
В настоящее время необходима принципиально новая модель управления государственным (муниципальным) имуществом, реализация которой позволит добиться эффективного выполнения государственных функций, оптимизации состава имущества, рациональной структуры доходов бюджета и в целом государства. В целом вся система неналоговых доходов бюджетов нуждается в совершенствовании законодательства и выработке эффективных методов управления ими. Сегодня в Государственном Совете РТ прошли парламентские слушания на тему «О проекте закона РТ «О бюджете Республики Татарстан на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Согласно докладу министра финансов РТ Радика Гайзатуллина, в 2011 году общий объем доходов бюджета прогнозируется в сумме 79,763 млрд. рублей, что на 20,6% больше по сравнению с первоначальными плановыми показателями 2010 года. Расходы бюджета РТ прогнозируются в сумме 89,952 млрд. рублей, дефицит - 10,189 млрд. рублей, сообщает Татар-информ. В 2012 году доходы прогнозируются в сумме 81,4 млрд. рублей, расходы - 90,3 млрд., дефицит – 8,9 млрд. рублей. В 2013 году: доходы – 83,6 млрд. руб., расходы – 93 млрд. рублей, дефицит – 9,4 млрд. рублей. При этом при исполнении бюджета 2011-2013 годов предстоит вернуть бюджетные кредиты, полученные в 2009-2010 годах. По словам министра финансов, в следующем году выплаты по кредитам составят 5,6 млрд. рублей, в 2012 году – 16,3 млрд., а в 2013 году – 6,6 млрд.рублей.
Глава 3. Условия роста бюджетного дохода
В 2011 году существенных изменений
в налоговом законодательстве области
не предусматривается. Задача бюджетной
политики в этой сфере на ближайшие
годы – оценка эффективности региональной
налоговой системы и при
При формировании областного
бюджета необходимо оценить и
учесть при прогнозировании доходов
все планируемые изменения
С целью государственной
поддержки инноваций и
Федеральный бюджет на 2011-2013 годы формируется в условиях продолжения положительной динамики роста бюджетных доходов, которая в 2010 году сменила 20%-е падение доходов бюджета предыдущего года. Прирост доходов федерального бюджета по годам будет составлять в 2011 году 12,5%, а в 2012 и 2013 годах – 7,5% и 9,2% соответственно. Однако, несмотря на планируемые Правительством Российской Федерации меры по увеличению доходных поступлений, лишь в 2012 году будут несколько превышены номинальные объемы доходов федерального бюджета, соответствующие уровню 2008 года (102,5% по сравнению с 2008 годом). В 2011-2013 годах будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 18,8% в 2009 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция связана со снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году. При этом ненефтегазовые доходы останутся практически на прежнем уровне - 9,1-9,3%. Нефтегазовые доходы в 2010 году составят около 48% всех доходов федерального бюджета, а ненефтегазовые - 52%, к 2013 году это соотношение планируется как 45% к 55% соответственно. Хотя пропорция и меняется в направлении ненефтегазовых доходов, влияние нефтегазовой составляющей на формирование параметров федерального бюджета останется весьма высоким. Ненефтегазовые доходы в плановом периоде растут в среднем на 11,5% в год, однако по годам их прирост происходит весьма неравномерно (от 15,3% в 2011 году до 7,6% в 2013 году). Это связано с тем, что на их поступление значительное влияние будут оказывать изменения налогового и бюджетного законодательства, а также меры Правительства Российской Федерации в области таможенной политики. Комитет отмечает, что около трети прироста доходов федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется достичь за счет изменения налогового, бюджетного и таможенного законодательства. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что большинство этих изменений, которые должны вступить в силу с 1 января 2011 года, на настоящий момент законодательно не оформлены, более того ряд необходимых законопроектов даже не внесен в Государственную Думу. Это обусловлено тем, что норма статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что федеральные законы, которые приводят к изменению доходов бюджетов и вступают в силу в очередном финансовом году, должны быть приняты до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете, приостановлена до 1 января 2011 года. Однако отсутствие в материалах к проекту федерального бюджета на 2011-2013 годы планируемых к принятию федеральных законов вносит элемент неопределенности в бюджетный процесс, и от подобной практики в следующем году необходимо отказаться. Наибольшее влияние на увеличение доходов федерального бюджета окажут следующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации:
• индексация ставок акцизов по подакцизным товарам – с 20,2 млрд. рублей в 2011 году до 51,8 млрд. рублей в 2013 году, в том числе, по табачным изделиям с 19,7 млрд. рублей до 49,5 млрд. рублей соответственно;
• индексация ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газ – с 47,5 млрд. рублей в 2011 году до 136,2 млрд. рублей в 2012 году;
• установление норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от акцизов на нефтепродукты в целях формирования федерального дорожного фонда – 84,3 млрд. рублей в 2011 году, 87,9 млрд. рублей в 2012 году и 140,8 млрд. рублей в 2013 году;
• индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами – 3,7 млрд. рублей в 2011 году, 8,4 млрд. рублей в 2012 году и 15,3 млрд. рублей в 2013 году;
• отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на отдельных месторождениях Восточной Сибири – 97,3 млрд. рублей в 2011 году, затем уменьшение в три раза этих поступлений;
• увеличение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, никель и медь – с 21,2 млрд. рублей в 2011 году до 66,3 млрд. рублей в 2013 году.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
в 2011 году планируется с увеличением
на 21,5% по сравнению с 2010 годом, однако
затем темпы его прироста снижаются
до 11-12% в год. Комитет обращает внимание,
что вычеты НДС по внутренним операциям
в 2011 году составят 93% от суммы исчисленного
налога, а сумма возмещения НДС
экспортерам составит 950,8 млрд. рублей
или 62% от общей суммы налога, начисленного
к уплате в бюджет. В 2012 и 2013 годах
ситуация кардинально не меняется.
НДС продолжает оставаться сложным
и дорогим в администрировании
налогом, поэтому, по мнению Комитета,
нуждается в реформировании. Высокими
темпами будут расти акцизы. В
2011 году прогнозируется их увеличение
в 2 раза, затем они будут расти
на 20-35% в год. Их доля в структуре
доходов бюджета увеличится с 2% в
2010 году до 4% в 2013 году. Это связано
с планируемой индексацией
Заключение
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями
(объединениями), организациями и
гражданами в процессе формирования
бюджетного фонда страны. Формой проявления
этих экономических отношений служат
различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в
государственный бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежные средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации
денежных средств в бюджет зависят от
системы и методов хозяйствования, а также
от решаемых обществом экономических
задач. В нашей стране, где собственником
преобладающей массы средств производства
до недавнего времени выступало государство,
доходы бюджета базировались в основном
на денежных накоплениях государственных
предприятий, при этом налоги составляли
8-10 % от объёма бюджета. В налоговом государстве
80 % доходов бюджета формируют средства
от налогов.
Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими и физическими
лицами. Эти денежные отношения объективно
обусловлены и имеют специфическое общественное
назначение - мобилизацию денежных средств
в распоряжение государства.
Конкретными формами проявления категории
налога являются виды налоговых платежей,
устанавливаемых законодательными органами
власти. С организационно-правовой стороны
налог - это обязательный платёж, поступающий
в бюджетный фонд в определённых законом
размерах и установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах,
исчисления которых реализуются определённые
принципы, образует налоговую систему
страны.
Сегодня налоговая система призвана реально
влиять на укрепление рыночных начал в
хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства
и одновременно служить барьером на пути
социального обнищания низкооплачиваемых
слоёв населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических
лиц является налог на прибыль (доход)
предприятий. Его применение вызвано тем,
что в условиях рыночного хозяйства роль
прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства.
Банки и другие кредитные учреждения,
осуществляющие свою деятельность на
коммерческих началах, уплачивают в бюджет
подоходный налог. Налог на имущество
предприятий введён для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества
на территории России. Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата за воду,
лесной доход и др.
Основное место в системе налогообложения
физических лиц занимает подоходный налог.
Подоходное обложение дополняется взиманием
налога на имущество, который в условиях
перехода к рынку выполняет не только
фискальную роль, но и служит своеобразным
психологическим фактором, влияющим на
поведение плательщика, осознающего себя
собственником. В налоговой системе страны
после длительной перерыва восстановлен
налог с наследства, которым с 1 января
1992 г. облагается имущество, переходящее
гражданам в порядке наследования или
дарения.
Наряду с прямыми налогами используются
и косвенные, крупнейшим среди которых
является налог на добавленную стоимость.
Он введён с января 1992 г. и количественно
заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие
налог с оборота и налог с продаж. Одновременно
с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются
также различные акцизы, устанавливаемые
на отдельные виды и группы товаров. В
систему косвенного обложения включаются
и таможенные пошлины; ими облагаются
товары и иные предметы, ввозимые на территорию
страны и вывозимые за её пределы. Налог
на операции с ценными бумагами включён
в налоговую систему страны впервые. Уплачивают
его юридические и физические лица (в том
числе и иностранцы), осуществляющие эмиссию
и операции по купли- продаже ценных бумаг.
Налог на рекламу уплачивают юридические
и физические лица, рекламирующие свою
продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных
компьютеров взимается с юридических
и физических лиц, перепродающих указанные
товары. Государство в лице уполномоченных
на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР, нотариальные
конторы и др.) оказывает различного рода
услуги юридическим и физическим лицам,
за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами,
относится сбор за право торговли (промысловый
налог). Сбор за парковку автотранспорта
вносят водители автомашин при парковке
в специально оборудованных для этих целей
местах. Граждане, неорганизованно приезжающие
на отдых в курортные местности без путёвок
и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Уплата налогов осуществляется в определённой
очерёдности. Сначала плательщики вносят
все поимущественные налоги и пошлины.
На сумму внесённых платежей уменьшается
налогооблагаемый доход (прибыль) физических
и юридических лиц, после чего плательщики
уже во вторую очередь обязаны рассчитаться
с бюджетом по местным подоходным налогам,
если таковые взимаются.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые
доходы. К ним относятся, с одной стороны,
доходы от эксплуатации государственной
собственности, доходы от эксплуатации
государственной собственности, а в условиях
перехода к рынку - и от её продажи юридическим
и физическим лицам, а с другой - поступления
от реализации облигаций государственных
займов и других ценных бумаг.