Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов и направления реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Оглавление

Введение 3
Взаимосвязь бюджетного процесса с бюджетным планированием (прогнозированием) 5
Реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 г. в РФ 16
Современный этап реформирования бюджетного процесса 24
Заключение 36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

rabotakursovaya.docx

— 83.19 Кб (Скачать)



 

Из совокупности инструментов БОР, внедряемых в рамках бюджетной реформы в Российской Федерации, практика формирования долгосрочных целевых и ведомственных программ представляется наиболее успешной. В большинстве субъектов Российской Федерации разработана нормативная правовая база формирования бюджетных программ, мониторинга их исполнения и оценки эффективности реализации, накоплен опыт практического использования долгосрочных целевых и ведомственных программ в бюджетном процессе. Бюджетные программы обеспечивают увязку проблемы, путей её решения, конкретных мероприятий, объёмов финансового обеспечения и результатов, прогнозируемых в условиях реализации предлагаемых мер.

Следующим направлением реформы бюджетного процесса является развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 2009 г. в практику бюджетного планирования Министерством финансов России введены государственные задания на оказание государственных услуг, способствующие увязке объёмов и качества оказания государственных услуг с объёмами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финансирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказанных услуг.

Целью и задачей создания условий для повышения эффективного оказания государственных (муниципальных) услуг является повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление. Эти принципы утверждены Федеральным законом № 83-ФЗ.

Положениями Федерального закона № 83-ФЗ созданы условия для повышения эффективности бюджетных расходов, направляемых на финансовое обеспечение услуг. Это достигается путем создания стимулов для учреждений к сокращению внутренних издержек, а для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления стимулов к оптимизации подведомственной им сети учреждений.

Современные подходы к государственному управлению требуют изменения условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, совершенствования финансовых и экономических инструментов, используемых учредителями в целях развития подведомственных учреждений.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, также как и федеральные органы исполнительной власти до недавнего времени зачастую просто осуществляли содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объёма и качества оказываемых ими услуг. Важным результатом в данном направлении должно стать повышение качества оказания государственных услуг, в том числе через Интернет — портал, а также прозрачности бюджетного процесса. Это выражается в размещении всех нормативных правовых актов, а также их проектов на сайтах органов исполнительной власти, проведении публичных слушаний по бюджету и изучении мнения населения о качестве оказания государственных и муниципальных услуг.

Ещё одним направлением реформы бюджетного процесса является создание и развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая включает:

1) Создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании электронной информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами. Под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.

2) Переход на юридически значимый электронный документооборот в сфере управления общественными финансами. Приоритетной задачей является не только перевод всех документов в электронный вид через систему формуляров, но и идентификация, и аутентификация пользователей в информационных системах. Для электронного взаимодействия пользователей будет необходимо обеспечить единое пространство доверия для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи.

3) Автоматизация учётной деятельности, интеграция и обеспечение взаимосвязи всех видов учёта и отчетности публично-правовых образований. Использование единых для всех пользователей портальных решений, системы формуляров, применение реестров и классификаторов позволит создать условия для централизованного ведения бухгалтерского учёта в электронном виде в рамках публично-правового образования (формирование единой Главной книги).

4) Интеграция процессов управления общественными финансами публично-правовых образований. В рамках создания электронного бюджета предусматривается интеграция и автоматизация следующих процессов:

- бюджетное планирование;

- управление доходами;

- управление расходами;

- управление долгом и  финансовыми активами;

- управление денежными  средствами;

- управление закупками;

- управление нефинансовыми  активами;

- управление кадровыми  ресурсами;

- бухгалтерский и управленческий  учет;

- финансовый контроль.

5) Обеспечение взаимосвязи  информации о финансовых показателях  публично-правовых образований с  показателями результативности  их деятельности. Интеграция электронного  бюджета с информационными системами  органов государственной власти  позволит обеспечить взаимосвязь  информации о финансовых показателях  деятельности публично-правовых  образований с данными о результатах их деятельности, в том числе:

— данных о бюджетных расходах на реализацию государственных (муниципальных) программ (подпрограмм) с результатами их реализации;

— данных о расходах на государственные (муниципальные) услуги с информацией о плановых и фактических объемах предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также нормативных затратах на оказание государственных (муниципальных) услуг;

— информации о бюджетных инвестициях, с перечнем поставленных на учёт нефинансовых активов;

— объёмов межбюджетных трансфертов с показателями оценки эффективности реализации соответствующих государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и т.д.

6) Обеспечение прозрачности  и публичности информации о  деятельности публично-правовых  образований в сфере управления  общественными финансами. Создание  и развитие единого портала  бюджетной системы Российской  Федерации (www.budget.gov.ru), обеспечивающего  доступность информации о финансово-хозяйственной  деятельности публично-правовых  образований и государственных  внебюджетных фондов.

Создание электронного бюджета будет основано на максимальном использовании результатов информатизации, достигнутых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также исключении дублирования прикладных и инфраструктурных решений, реализованных в рамках введённых в промышленную эксплуатацию систем и элементов электронного правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, изучив основные направления реформирования бюджетного процесса, изучив опыт субъектов Российской Федерации в сфере внедрения БОР, позволяет сделать выводы следующего характера:

1. В современной теории  финансов выделяется две альтернативные  модели организации бюджетного  процесса: бюджетирование по затратам  и бюджетирование, ориентированное на результат. В практической деятельности имеют место различные модификации указанных моделей, особенности которых предопределены широким кругом факторов объективного (экономического) и субъективного (связанные со спецификой государственного устройства и управления) характера. Учёт данных факторов представляется необходимым в процессе выработки концепции стратегических преобразований в области совершенствования бюджетного процесса и практических мер и инструментов достижения стратегических целей реформирования.

2. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, является основной целью бюджетной реформы, реализуемой в Российской Федерации на современном этапе.

3. Высокая степень самостоятельности  публично-правовых образований в  сфере организации бюджетного  процесса, выборе методов и инструментов  обеспечения рационального и  эффективного использования бюджетных  средств в условиях безусловного  выполнения требований Бюджетного  кодекса Российской Федерации  в части сбалансированности и  устойчивости бюджетов, обусловила  дифференциацию территорий по  степени внедрения инновационных  практик управления бюджетными средствами.

4. В целях обеспечения  единой траектории бюджетной  реформы на федеральном уровне  был принят ряд программных  документов, положения которых носят  рекомендательный характер для  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  и могут рассматриваться в  качестве ориентиров при выборе  направлений, целей, задач и методов  совершенствования бюджетного процесса  на региональном уровне. Помимо  этого, мерами, направленными на  активизацию деятельности публично-правовых  образований в части внедрения  инновационных инструментов бюджетирования, являются финансовые стимулы (долевое  финансирование программ реформирования), мониторинг и формирование рейтингов по качеству управления общественными финансами.

5. Несмотря на широкое  использование указанных выше  мер и инструментов воздействия, уровень активности части субъектов Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса остается недостаточно высоким, качество бюджетирования — не обеспечивающим эффективное распределение и использование бюджетных средств и поддержание высокого уровня бюджетной устойчивости. 
Принцип комплексного подхода, а также роль органов власти регионального уровня в достижении цели повышения благосостояния населения и создания условий сбалансированного экономического роста обуславливают первоочередный характер задачи по повышению качества управления региональными финансами, главным образом, путём совершенствования бюджетного процесса.

6. Исходя из выявленных проблем и специфики модели бюджетирования определяются направления совершенствования бюджетного процесса, приемлемые и необходимые на соответствующем этапе эволюции организационных основ бюджетного процесса и практики его осуществления: применение программно-целевых методов; развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг; развитие интегрированной информационной системы управления общественными финансами.

Указанные направления совершенствования бюджетного процесса соответствуют логике проводимой на современном этапе бюджетной реформы, содействуют поступательному расширению практики применения инновационных элементов бюджетирования. Данные мероприятия позволят повысить оценку качества управления общественными финансами. Помимо этого, предлагаемые преобразования будут содействовать внедрению в перспективе более радикальных инструментов управления «по результатам».

Вместе с тем, необходимо отметить, что предложенные мероприятия не исчерпывают круг возможных направлений совершенствования бюджетного процесса и не должны рассматриваться в качестве основы формирования системы бюджетирования, ориентированного на результат. Становление и развитие бюджетирования по результатам — комплексный, долговременный процесс, невозможный вне системных преобразований, не ограничиваемых финансовой сферой, но требующий модернизацию всех элементов управления и переосмысления широкого круга вопросов государственного менеджмента.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Бюджетный  кодекс Российской Федерации  // ст. 6

2.Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ 
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

3.Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года

4. «Финансы». Учебник под ред. В.В.Ковалёва., 2007г.

5. «Финансы». Грязнова А.Г.; Маркина  Е.В., 2012 г.

6. «Бюджетная система Российской Федерации». Фетисов В.Д., 2003 г.

7. «Бюджетная система Российской Федерации». Ханчук Н.Н., 2005 г.

8. «Финансы». Поляк Г.Б., 2008 г.

9. «Финансы». Романовский М.В., Врублевская  А.В., 2004 г.

10. С.В. Янкевич. О понятии бюджетного процесса. // Правовое общество. – 2012 - №1. – С. 94-97

11. «Бюджетная система Российской Федерации». Александров И.М., 2007 г.

12. «Бюджетное планирование и прогнозирование». Прусакова Т.В., 2005 г.

13. «Бюджетная система Российской  Федерации». Николаева Т.П., 2010 г.

14. «Реформа бюджетного процесса  в России 2004-2005». Тамбовцев В.Л., 2005 г.

15. Киреев В.Л. Совершенствование бюджетного процесса в РФ.//Аудит и финансовый анализ. – 2008.- №4. – С. 50-59

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов и направления реформирования