Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов и направления реформирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.

Оглавление

Введение 3
Взаимосвязь бюджетного процесса с бюджетным планированием (прогнозированием) 5
Реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 г. в РФ 16
Современный этап реформирования бюджетного процесса 24
Заключение 36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

rabotakursovaya.docx

— 83.19 Кб (Скачать)

1) единства бюджетной системы;

2) принцип разграничения доходов  и расходов бюджетов;

3)принцип самостоятельности;

4)сбалансированности;

5)гласности;

6)достоверности.

7) адресности и целевого характера  бюджетных средств.

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

1. Принцип последовательности вступления  в бюджетный процесс органов  исполнительной и представительной  власти. Стадии бюджетного процесса  делятся примерно поровну между  органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета  и исполняют бюджет) и представительной  власти (а они рассматривают и  утверждают проект бюджета и  после исполнения бюджета рассматривают  и утверждают отчет об исполнении  бюджета - в этом и выражается  последовательность).

2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный  процесс, процедура абсолютно публичная  и гласная, бюджет обсуждается  в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует  необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного  уровня, а также закон "Об исполнении  бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение  бюджета. В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета  или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4. Принцип специализации бюджетных  показателей - он основан на бюджетной  классификации, на документе, который  группирует все доходы и расходы  бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация  РФ входят:

- классификация доходов бюджетов РФ;

- функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

- экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

- классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;

- классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

- ведомственная классификация расходов РФ.

 Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование (прогнозирование), представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.

 В качестве принципов  бюджетного планирования выделяют:

- единство правового регулирования,

- непрерывность планирования  годового бюджета 

- балансовый метод 

   Важно отметить, что процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь. Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденных обстоятельств. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаружить риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям бюджетной системы, но и его исполнение.

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
  • организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;
  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

   Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое и социальное развитие, как отдельных регионов, так и государства в целом.

Бюджетное планирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методике и многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих функций перед обществом.

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность общегосударственных экономических и межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

 Также неотъемлемой частью бюджетного процесса является бюджетное прогнозирование. Прогнозирование можно считать стадией планирования, т. к. оно характеризует контуры будущего, без чего нельзя разработать программу действий. Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отображение действительности.

Под прогнозом бюджета понимается комплекс вероятностных оценок возможных направлений формирования доходной и расходной частей бюджета. Бюджетное прогнозирование проводится на основе прогнозных расчетов основных бюджетных показателей.

  Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Бюджетное прогнозирование базируется на выбранных показателях, к которым можно отнести:

• прогнозируемый общий объем доходов бюджета по всем источникам доходов;

• прогнозируемый общий объем расходов по всем разделам, подразделам, группам, статьям бюджетной классификации;

• общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

• объем финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемых в форме дотаций, субвенций, субсидий;

• иные показатели, установленные законодательными актами, например верхний предел государственного внешнего долга, предел заимствований и т.д.

При разработке прогноза развития бюджета могут использоваться методы экстраполяции, экспертных оценок и смешанный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализация Концепции  реформирования бюджетного процесса в 2004-2006г. в РФ

 

К началу 2000-х годов бюджетная сфера Российской Федерации претерпела ряд крупных структурных реформ. В условиях решенной в основном задачи обеспечения финансовой и макроэкономической стабильности принятый в 1998 г. и вступивший в силу с 2000 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. В систему были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений, завершен переход к казначейскому исполнению федерального бюджета, была упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и т.д.

Вместе с тем, несмотря на отмеченные успехи в реформировании бюджетной системы, в ней отсутствовали встроенные в процедуры бюджетного планирования механизмы обеспечения результативности государственных расходов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в основном путем корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет при отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики. В бюджетном планировании нет четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки информации о деятельности администраторов бюджетных расходов. Давно зарекомендовавшие свою действенность методы программно-целевого планирования, напротив, применяются чисто формально, а полномочия и ответственность администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета жестко ограничены.

 Взвешенная и ответственная  бюджетная политика, бюджетные правила и процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность и результативность бюджетных расходов – необходимое условие экономического развития и, следовательно, реализации стратегических приоритетов государства.

Все эти моменты обусловили принятие российским правительством в апреле 2004 г. решения о начале нового этапа бюджетной реформы.

Исходя из этих положений была сформулирована главная цель проводимой Правительством РФ бюджетной реформы: федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления, реализуя закрепленные за ними полномочия, должны формулировать четкие цели развития страны, региона или муниципального образования, ответственность перед обществом за достигнутые результаты, обеспечивать преемственность и предсказуемость бюджетной политики, прозрачность своих бюджетов.

Важным шагом в повышении результативности бюджетной реформы стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, разработанная во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, направленная на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

В Концепции дан анализ сложившейся ситуации в бюджетном процессе, определены основные направления и перспективы бюджетной реформы, заложены фундаментальные изменения, направленные на создание системы эффективного управления общественными финансами.

Необходимость коренного реформирования бюджетного процесса была обусловлена отсутствием встроенных в бюджетный процесс механизмов среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявлялось в:

-разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных показателей;

-предоставлении бюджетных средств на основе индексации ассигнований прошлых лет без ясных критериев отбора финансируемых программ и мероприятий;

- отсутствие четких формулировок  целей и результатов деятельности распорядителей и получателей средств;

- формальном характере применяемых  методов программно – целевого

планирования;

- ограниченности полномочий и  ответственности распорядителей  и получателей бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов и направления реформирования