Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:22, курсовая работа
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы.
Введение 3
Взаимосвязь бюджетного процесса с бюджетным планированием (прогнозированием) 5
Реализация Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 г. в РФ 16
Современный этап реформирования бюджетного процесса 24
Заключение 36
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
Финансовый факультет
Кафедра «Финансы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Бюджетный процесс в Российской Федерации, характеристика его этапов и направления реформирования»
Дата сдачи курсовой работы:
Дата защиты:
Оценка:
Ростов-на-Дону
2013
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
Цель курсовой работы – дать определение бюджетного процесса, обозначить его задачи, установить круг участников бюджетного процесса, а также рассмотреть стадии бюджетного процесса. Выяснить, как же он связан с бюджетным планированием и прогнозированием.
Также нашей целью является анализ назначения Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг.; её основные методы, этапы. Выяснить, что же повлияло на необходимость её введения. Рассмотреть все те изменения, которые были внесены после принятия Концепции.
В третьей главе мы рассмотрим реформирование бюджетного процесса на современном этапе, какие основные проблемы и пути их решения существуют на данный момент.
1. Взаимосвязь
бюджетного процесса с
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.1
На основании законодательного определения понятия «бюджетный процесс», мы можем выделить его следующие черты:
Во-первых, БП – это важнейшее направление финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Включая в себя несколько стадий, несколько видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, БП, таким образом, отличается многоплановостью деятельности, входящей в его содержание.
Во-вторых, БП осуществляется, определенным законом, кругом субъектов. Каждый из них наделен полномочиями в БП. Правовой статус участников бюджетного процесса регламентирован разделом V Бюджетного кодекса РФ.
В-третьих, БП разделен на стадии, последовательность которых не носит чисто механический характер, а регулируется нормами бюджетного процесса, которые отражают последовательную смену стадий, цикличный характер, смену прав и обязанностей участников БП.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий. Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными полномочиями соответствующих органов власти и органов местного самоуправления. Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса, являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
1. максимальное выявление всех
материальных и финансовых
2. определение доходов бюджета
по отдельным налоговым и
3. установление расходов бюджета
по целевому назначению, а также
общего объема, исходя из потребности
бесперебойного финансирования
всех мероприятий
4. сокращение и ликвидация
5. осуществление бюджетного
6. контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности (см. рис. 1)
Рис. 1. Структура бюджетного процесса2
Стадия бюджетного процесса – его определенная часть, объединенная совокупность действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Главное для определения самостоятельной стадии процесса – ее завершенность.
Каждая из стадий БП характеризуется следующими признаками:
Во-первых, сущность каждой стадии определяется ее целью и задачами. Например, задачей стадии составления проекта бюджета является своевременное составление проекта бюджета на основе Бюджетного послания президента, Прогноза социально-экономического развития, Основных направлений бюджетно-налоговой политики, Прогноза сводного финансового баланса по соответствующей территории, Плана развития государственного сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Во-вторых, для каждой стадии характерен определенный круг субъектов, причем их полномочия разграничиваются в зависимости от стадии БП.
В-третьих, каждая стадия ограничивается определенными сроками.
В-четвертых, каждая из стадий имеет свой результат, который ознаменуется совершением определенных действий. Например, стадия составления и рассмотрения проекта бюджета завершается принятием закона о бюджете на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, на местном уровне – муниципальных правовых актов муниципального образования.
На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется бюджетный контроль. В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на:
а) предварительный;
б) текущий;
в) последующий.
Предварительный контроль осуществляется в ходе подготовки, обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете субъекта Российской Федерации иных проектов законов субъекта Российской Федерации по бюджетно-финансовым вопросам;
Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ходе депутатских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществление текущего бюджетного контроля занимает основное место в деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за исполнение бюджета.
Последующий контроль осуществляется в ходе подготовки отчетов об исполнении бюджетов, а также в ходе рассмотрения и утверждения этих отчетов законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из выше представленной схемы (Рис.1) видно, что бюджетный процесс не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Общая официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: формирование, рассмотрение и утверждение — 10 месяцев, исполнение —один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета — до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса представлены в виде схемы на Рисунке 2.
Рис. 2. Участники бюджетного процесса3
В БК РФ регламентируется система органов, обладающих бюджетными полномочиями; определяется круг участников бюджетного процесса и их полномочия (см. рис 3).
Рис 3. Система органов, обладающих бюджетными полномочиями4
Каждый орган, указанный выше, имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы: