Бюджетные заимствования, государственный и муниципальный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать ситуацию в области государственного долга и дефицита бюджета в Российской Федерации и выявить пути преодоления дефицита бюджета и погашения государственного долга.

Оглавление

Введение 3
1. Роль и значении государственного долга в Российской Федерации 5
1.1. Экономическое содержание государственного долга
1.2. Классификация государственного долга России 13
2. Управление государственным долгом 14
2.1. Способы управления государственным долгом
2.2. Зарубежный опыт управления государственным долгом 19
3. Муниципальный долг 24
3.1. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств
3.2. Прекращение муниципальных долговых обязательств и их списание с муниципального долга 27
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ курсовая.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

    Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и  муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

    При возникновении финансового кризиса  появляется необходимость реструктуризации долга.

    Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

    В целях регулирования размера  государственного долга устанавливается  его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

    Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

- предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

- предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;

-   расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.

    Если  при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы  на обслуживание государственного долга  субъекта превышают 15% расходов его  бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

- назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

- передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

- принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

    Все поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые  расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

    Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как  расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

    Погашение обязательств государственного долга  РФ учитывается в федеральном  бюджете путем вычитания суммы  погашаемых обязательств из суммы поступлений  источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

    Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов  РФ, муниципального долга учитываются  в расходной части бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.  
 

3.2. Прекращение  муниципальных долговых обязательств  и их списание с муниципального  долга

      В п. 5 статьи 100 БК РФ органам  местного самоуправления предоставлены  полномочия, связанные с погашением и обслуживанием муниципального долга. Данные полномочия аналогичны полномочиям, установленным в ст. 98, 99 БК РФ для федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ для обеспечения исполнения долговых обязательств РФ и долговых обязательств субъекта РФ.

 
В п. 6 комментируемой статьи БК РФ устанавливается  предельный срок

погашения муниципальных долговых обязательств, равный 10 годам.

    Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации

    (введена  Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))

    1. В случае, если долговое обязательство  Российской Федерации не предъявлено  к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    2. Министерство финансов Российской  Федерации по истечении сроков  и в иных случаях, указанных  в пункте 1 настоящей статьи, издает  акт о списании с государственного  внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

    3. Списание с государственного  внутреннего долга Российской  Федерации осуществляется посредством  уменьшения объема государственного  внутреннего долга Российской  Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

    4. Действие пунктов 1 - 3 настоящей  статьи не распространяется на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

    5. Списание с государственного  внутреннего долга Российской  Федерации реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 настоящего Кодекса.

    6. Выпуски государственных ценных  бумаг Российской Федерации, выкупленные  (переоформленные) в полном объеме  Министерством финансов Российской Федерации до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению Министерства финансов Российской Федерации досрочно погашенными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

    Теория  государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. 
Бюджетный дефицит - это превышение расходной части государственного бюджета над  доходами бюджета.

    Большинство правительств, как  развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходов, сводя госбюджет с дефицитом на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

    Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма за минусом бюджетных излишков - государственный долг

    Существуют  различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

    Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг, или за счет выпуска новых денег его кредиторам). Встает вопрос, что является наиболее предпочтительным в покрытии инфляционных кризисных отрывов - правительственные расходы или налоги? В значительной степени этот вопрос решается по-разному в зависимости от взглядов и величины государственного сектора. 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы 

    1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. От 24.07.2002, с изм. от 24.12.2002) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)
    2. Федеральный Закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ "О федеральном бюджете на  2003 год" (принят ГД ФС РФ 11.12.2002)
    3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ,2002. - 568с.
    4. Бердникова Т.Б. «Рынок ценных бумаг и биржевое дело», - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 270
    5. Бескова И.А. «Управление государственным долгом», Финансы. - 2003. - № 7. - С. 61 - 62.
    1. Вавилов А.П., «Внутренние проблемы внешнего долга», газета "КоммерсантЪ" 6 апреля 2004 года, №59, с.3
    1. Гвоздева  Е., «Международный подход к анализу  вывоза капитала из России», Вопросы  экономики. 2005. № 2., с.5
  1. 8.  Доллан   Э.Дж.   и  др.   Деньги,   банковское  дело   и  денежно-
  2. кредитная политика/ Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред.
  3. В.Лукашевича
    1. Иохин В.Я. «Экономическая теория»- М.: Юристъ, 2005., с.56
  4. 12. Курьеров В.Г. «Иностранные инвестиции и внешний долг РФ», ЭКО. - 2005. - № 8. - С. 33 - 41.
    1. Лусников  А., «Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны?», Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 5., с. 12
    1. Петров  В., «Проблемы привлечения и размещения финансовых средств в России», РЦБ - 2004 г. - № 9 - с. 40-43.
    1. Симановский А.Ю., “Государственный долг: бремя цивилизации”, Деньги и кредит, 2004, №6, с.23
    1. Лусников  А., «Внешний долг РФ: экспортный вариант  пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны?», Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 5., с. 12
    1. Финансы: Учебник. Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2005
    1. Вавилов А.П., « В неоправданном долгу», Деньги, от 3 мая 2003 года, №17 (270), с. 8
    1. Заключение  Счетной палаты Российской Федерации  на проект федерального закона "О  федеральном бюджете на 2005 год" /Счетная палата РФ. - 2005 . - стр. 77(http://www.ach.gov.ru)
    1. Кому должны// Прямые инВЕСТИции, 2003., №2(10), с.5
    2. Смирнов Константин "Система поддержки экспорта появится в ближайшее время"// Приложение к газете "Коммерсант” №15(2612) от 30.01.2003
    3. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2002. – 320с.
    4. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. - СПб: Питер. 2001. – 448с.: ил. - (Серия " учебник для вузов").
    1. http://www.cbr.ru - сервер Центрального Банка РФ
    1. http://www1.minfin.ru/ru/
    2. http://www.economy.gov.ru/
    3. http://www.consultant.ru/
    4. http://www.rian.ru/

Информация о работе Бюджетные заимствования, государственный и муниципальный долг