Таким
образом, основными функциями государственного
бюджета, как основного финансового
плана государства, являются: 1) перераспределение
ВВП и национального дохода, которое
влияет на государственное регулирование
и стимулирование экономики, финансовое
обеспечение социальной политики; 2) контроль
за образованием и использованием централизованного
фонда денежных средств. Через государственный
бюджет перераспределяется около 50% валового
внутреннего продукта. Бюджет широко используется
для межотраслевого и территориального
перераспределения финансовых ресурсов
с учетом требований наиболее рационального
размещения производительных сил, объема
экономики и культуры регионов РФ. В современных
условиях наиболее приоритетными выступают
агропромышленный, топливно-энергетический,
военно-промышленный комплексы и транспорт.
Бюджет
способствует формированию рациональной
структуры общественного производства,
улучшению пропорций, более эффективному
использованию бюджетных средств. В процессе
бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное соотношение
между централизованными и нецентрализованными
фондами денежных средств. Через государственный
бюджет перераспределяется, как известно,
не весь чистый доход, создаваемый в организациях
(на предприятиях) различных форм собственности
сферы материального производства. В процессе
бюджетного планирования устанавливается
наиболее целесообразное, оптимальное
соотношение между централизованными
и нецентрализованными фондами денежных
средств, определяются размеры финансовых
ресурсов, концентрируемых в организациях,
и степень участия организаций в формировании
доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью
налогов выступает важным инструментом
распределения и вместе с тем стимулирования
экономики и повышения эффективности
производства. В отношения с государственным
бюджетом вступают почти все участники
общественного производства. Объектом
бюджетного перераспределения является
чистый доход, однако это не исключает
возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого
продукта. Контрольная функция бюджета
позволяет через формирование и использование
фонда денежных средств государства "сигнализировать"
о том, как поступают в доходы бюджета
финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы)
от разных субъектов хозяйствования. Основу
контрольной функции составляет движение
бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и
расходных назначений. Бюджетный контроль
преследует в основном три цели: мобилизацию
денежных средств для централизованного
фонда государства; соблюдение режима
экономии при расходовании финансовых
ресурсов; повышение эффективности расходования
бюджетных средств.
Контрольная
функция бюджета выражается и
в том, что, будучи связанным с народным
хозяйством, бюджет показывает ход процессов,
возникающие тенденции. Поступление средств
в бюджет и их использование показывают
как успех, так и недостатки в сферах производства
и обращения. Это позволяет вовремя предупредить
появление диспропорций. С помощью бюджета
осуществляется контроль за рациональным
использованием финансовых ресурсов.
- Роль
государственного бюджета
как финансовой базы
социально-экономического
развития общества
Роль
государственного бюджета прежде всего
состоит в том, что бюджет создает финансовую
базу, необходимую для финансового обеспечения
деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления. Бюджетными
средствами обеспечиваются следующие
направления деятельности:
- государственное
и муниципальное управление;
- международная
деятельность государства (реализация
международных договоров, возврат кредитов,
обслуживание международного кредита,
выполнение обязательств по охране окружающей
природной среды, культурные связи);
- национальная
оборона;
- правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности
государства;
- функционирование
федеральной судебной власти;
- проведение
фундаментальных исследований и содействие
научно-техническому прогрессу;
- развитие
отраслей народного хозяйства (промышленности,
энергетики, строительства, сельского
хозяйства, транспорта, связи);
- предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение
обороноспособности страны;
- развитие
образования, здравоохранения, культуры,
искусства, средств массовой информации;
- осуществление
социальной политики.
Государственный
бюджет является важным инструментом
претворения в жизнь экономической
политики государства. Он обеспечивает
централизацию средств, необходимых
для решения основных направлений
научно-технического прогресса, образования
резервов в общенациональном масштабе.
Таким
образом, сконцентрированные в государственном
бюджете денежные средства предназначаются
для осуществления государственной
социально-экономической политики,
обеспечения обороны и безопасности
государства. С помощью бюджета реализуются
общегосударственные и региональные программы
социально-экономического характера.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества заключается в следующем:
- Государственный
бюджет является инструментом воздействия
на развитие экономики. С его помощью государство
осуществляет перераспределение национального
дохода и тем самым изменяет структуру
общественного производства, влияет на
социальные преобразования. В условиях
хозяйственных реформ государственный
бюджет усиливает свои позиции в экономике
путем изменения методов бюджетного воздействия
на общественное производство. Государство
применяет формы прямого и косвенного
влияния на экономику — предоставляет
организациям (предприятиям) субсидии,
государственные инвестиции, осуществляет
бюджетное финансирование видов экономической
деятельности, определяющих научно-технический
прогресс, добиваясь в конечном итоге
изменения экономических пропорций. Использование
бюджетного механизма для регулирования
экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение
государства денежными средствами. Оно
позволяет целенаправленно влиять на
темпы и пропорции развития общественного
производства.
- Государственный
бюджет играет важную роль в решении социальных
проблем путем улучшения бюджетного финансирования
учреждений социальной сферы — просвещения,
здравоохранения, социального обеспечения,
жилищного строительства. В перспективе
роль государственного бюджета в социальных
процессах должна усиливаться. Обусловлено
это тем, что бюджетные средства в совокупности
с внебюджетными фондами являются финансовой
базой осуществления социальных преобразований,
перехода на более высокий уровень социального
обслуживания населения страны.
- На современном
этапе развития экономики государственный
бюджет становится одним из основных инструментов
государства в проведении экономической
и социальной политики. Планируя бюджетные
доходы и расходы, государство концентрирует
в руках государства денежные средства
на проведение экономической и социальной
политики, преодоление экономического
кризиса.
- Государственный
бюджет играет важную роль в выравнивании
экономического развития регионов страны
путем бюджетного финансирования объектов,
которое может осуществляться на возвратной
и безвозвратной основе. На возвратной
основе бюджетные средства предоставляются
в виде кредита на капитальные вложения.
Эти средства играют важную роль в строительстве
объектов (предприятий) культурно-бытового
назначения - магазинов, предприятий общественного
питания, бытового обслуживания, школ,
больниц, жилья, театров и других предприятий.
- Основная
роль бюджета состоит в том, что он ежегодно
мобилизует и концентрирует денежные
накопления предприятий (организаций)
и населения в централизованном государственном
фонде для финансирования развития экономики,
социально-культурных мероприятий, укрепления
обороноспособности страны, на содержание
органов государственной власти и образования
резервов.
- Роль государственного
бюджета заключается в том, что он служит
важным рычагом воздействия на развитие
производительных сил общества, ускорение
научно-технического прогресса при умелом
использовании его средств. Он играет
важную роль в реализации экономической
политики государства, направленной на
повышение жизненного уровня населения
страны.
- Государственный
(федеральный) бюджет играет важную роль
в финансировании общегосударственных
нужд и программ социально-культурных
мероприятий, фундаментальных научных
исследований. Для этого в руках центральной
государственной власти ежегодно должна
концентрироваться значительная доля
национального дохода.
Государственный
бюджет и сконцентрированные в нем
денежные средства создают возможность
для маневрирования при распределении
бюджетных средств с учетом приоритетности
финансирования государственных программ.
Отмечая значение (роль) государственного
бюджета, следует отметить, что некоторые
негативные факторы не позволяют государственным
и муниципальным органам выполнять эффективно
и в полной мере свои функции, связанные
с государственным бюджетом. Такими негативными
факторами являются убыточная деятельность
организаций, неплатежи по налогам, бюджетный
дефицит (в отдельные годы по отдельным
регионам), инфляция.
- Особенности
формирования и использования
средств федерального
бюджета
2.1
Основные особенности
федерального бюджета
на 2008 – 2010 года
В
основе разработки государственного бюджета
на 2008 год и на период до 2010 года лежали
достигнутые результаты в 2000-е годы
бюджетной политики, а так же перспективные
направления развития бюджетной системы,
направленные на повышения уровня ее сбалансированности.
Разработка
параметров федерального бюджета в
следующие годы была апробирована в
форме перспективного финансового
плана, опыт которого был реализован
на трех летний период 2008-2010 года.
Основными
отличительными особенностями подготовки
проектировок федерального бюджета на
2008-2010 годы являются их планирование и
утверждение на трехлетний период в форме
закона, изменение структуры доходов в
части их распределения на нефтегазовые
и ненефтегазовые доходы с определением
размера нефтегазового трансферта, направляемого
на расходы федерального бюджета, выделение
в составе остатков федерального бюджета
Резервного фонда и Фонда будущих поколений,
а также определение на первый и второй
годы планового периода нераспределенной
части расходов в объеме эквивалентном
2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих
в режиме «скользящей трехлетки» переходить
к более эффективному планированию новых
обязательств.
Итак,
отметим основные характеристики федерального
бюджета на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов:
- Основные
характеристики федерального бюджета
на 2008 год, определенные исходя из прогнозируемого
объема ВВП в размере 35 000,0 млрд. рублей
и уровня инфляции, не превышающего 7,0
% (декабрь 2008 года к декабрю 2007 года):
- прогнозируемый
общий объем доходов федерального бюджета
в сумме 6 644, 45 млрд. рублей, в том числе
прогнозируемый объем нефтегазовых доходов
федерального бюджета в сумме 2 383,11 млрд.
рублей;
- общий объем
расходов федерального бюджета в сумме
6 570, 30 млрд. рублей;
- объем нефтегазового
трансферта в сумме 2 135,00 млрд. рублей;
- нормативную
величину Резервного фонда в сумме 3 500,00
млрд.руб.;
- верхний предел
государственного внутреннего долга РФ
на 1 января 2009 года в сумме 1 824 700 718,8 тыс.
рублей;
- верхний предел
государственного внешнего долга РФ на
1 января 2009 года в сумме 43,3 млрд. долларов
США, или 32,1 млрд. евро;
- прогнозируемый
профицит федерального бюджета в сумме
74 149,70 млрд. руб.
- планируемые
нефтегазовые доходы федерального бюджета
составят 2383,1 млрд. руб. (6,8 % к ВВП).
2.
Основные характеристики федерального
бюджета на 2009 год и на 2010 год,
определенные исходя из прогнозируемого
объема ВВП в размере соответственно
39 690,0 млрд. рублей и 44 800,0 млрд. рублей
и уровня инфляции, не превышающего соответственно
6,5 % (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года)
и 6,0 % (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
- прогнозируемый
общий объем доходов федерального бюджета
на 2009 год в сумме 7 465, 45 млрд. рублей, в том
числе прогнозируемый объем нефтегазовых
доходов федерального бюджета в сумме
2 351, 91 млрд. руб., и на 2010 год в сумме 8 089,
97 млрд. руб., в том числе прогнозируемый
объем нефтегазовых доходов федерального
бюджета в сумме 2 348,32 млрд. руб.;
- общий объем
расходов федерального бюджета на 2009 год
в сумме 7 451,15 млрд. руб., в том числе условно
утвержденные расходы в сумме 186, 00 млрд.
руб., и на 2010 год в сумме 8 089, 97 млрд. руб.,
в том числе условно утвержденные расходы
в сумме 404, 50 млрд. руб.;
- объем нефтегазового
трансферта на 2009 год в сумме 2 103,57 млрд.
руб. и на 2010 год в сумме 2 016,00 млрд. руб.;
- нормативную
величину Резервного фонда на 2009 год в
сумме 3 969,00 млрд. руб. и на 2010 год в сумме
4 480,00 млрд. руб.;
- верхний предел
государственного внутреннего долга РФ
на 1 января 2010 года в сумме 2 275, 76 млрд. рублей
и на 1 января 2011 года в сумме 2 856, 85 млрд.
рублей;
- верхний предел
государственного внешнего долга РФ на
1 января 2010 года в сумме 43,9 млрд. долларов
США, или 32,3 млрд. евро, и на 1 января 2011
года в сумме 45,0 млрд. долларов США, или
33,0 млрд. евро;
- прогнозируемый
профицит федерального бюджета на 2009 год
в сумме 14 292, 95 млрд. рублей и равенство
прогнозируемого общего объема доходов
и общего объема расходов федерального
бюджета в 2010 году.
Расчеты
бюджетных проектировок на 2008 - 2010 годы
осуществлены с учетом ожидаемого снижения
цен на нефть марки "Юралс".
Стабильная макроэкономическая ситуация,
ослабление бремени государственного
долга, высокий уровень золотовалютных
резервов будут способствовать сохранению
благоприятного инвестиционного климата.
Основной фактор экономического роста
в 2008 - 2010 годах - увеличение потребительского
и инвестиционного спроса.
2.2
Состав и структура
доходов федерального
бюджета
Формирование
доходов федерального бюджета на
2008 год и на период до 2010 года осуществлялось
на основе сценарных условий социально-экономического
развития Российской Федерации на 2008
и на период до 2010 года, основных направлений
налоговой и бюджетной политики
на 2008 год и на период до 2010 года и оценки
поступлений доходов в федеральный бюджет
в 2007 году.