Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью работы является изучение Банковской системы страны и её основной составляющей кредитной системы. Задачами является:
Освещение теоретических основ банковской и кредитной систем;
Рассмотрение практической работы на примере Приватбанка;
Дать анализ деятельности банковской системы Украины.
Централизованное
регулирование банковской деятельности
как специфический признак
Проблема рисков - одна из наиболее сложных и угрожающих в банковской деятельности. Потери от рисков - это не только ущерб отдельных банков, а и потери многих их клиентов - юридических и физических лиц, это потрясение всей экономической системы. Поэтому борьба с рисками - это задача не только отдельных банков, а и всей банковской системы. Это обстоятельство закреплено в банковском законодательстве всех стран, которое предусматривает систему мероприятий по нормированию, ограничению, страхованию и контролю банковской деятельности. Реализация этих мероприятий призвана обеспечить стабильную, бесперебойную работу каждого банка второго уровня и осуществляется под надзором и за участия центрального банка и других законодательно уполномоченных органов.
Централизованное регулирование движения банковских резервов предопределяется прежде всего эмиссионной функцией банковской системы.
Все коммерческие
банки обязаны сохранять свои
свободные резервы (средства) на счетах
в центральных банках, а последние
имеют право контролировать и
регулировать движение средств по этим
счетам. При появлении у коммерческих
банков чрезмерных резервов, которые
угрожают чрезмерным ростом предложения
денег и нарушением конъюнктуры
рынков, центральный банк имеет право
часть их заблокировать, повысить норму
обязательных резервов и, сузив этим
возможности коммерческих банков, предоставлять
кредиты и создавать новые
депозиты. Если же нужно увеличить
объемы банковских резервов и расширить
кредитные возможности
Создание единого для всех банков, замкнутого на центральный банк и регулированного им механизма движения банковских резервов с определяющим организационно-правовым признаком банковской системы как особой структуры.
Наличие общесистемной инфраструктуры, которая имеет межбанковское назначение, обеспечивает координацию и объединение усилий банков как субъектов - посредников денежного рынка.
Речь
идет о создании сети межбанковских
расчетных центров (расчетных палат,
клиринговых центров), системы межбанковского
валютного рынка, рынка межбанковского
кредита, межбанковской связи, центров
технического и технологического обслуживания,
информационных и учебных центров,
создание межбанковских фондов страхования
депозитов, общих банков данных относительно
кредитоспособности заемщиков и
т.п.. Важным элементом такой
Конечно, каждая другая система, которая функционирует в экономике, тоже имеет свою определенную инфраструктуру, и в этом понимании банковская система не является исключением. Тем не менее только в банковской системе инфраструктура есть чрезвычайно сложной, многопрофильной, жизненно необходимой для функционирования отдельных банков. Без некоторых ее элементов выполнения банками отдельных операций будет крайне неэффективным, а то и просто невозможным. Так, в первые годы формирования банковской системы в Украине не было единого механизма межбанковских расчетов, вследствие чего расчеты между предприятиями - клиентами банков невероятно затягивали, а нередко просто срывались, вследствие чего они несли значительный убытки. Сейчас в банковской системе созданный и действует механизм централизованных межбанковских расчетов на базе электронных технологий, которые дает возможность все межхозяйственные расчеты осуществлять немедленно, в режиме реального времени.
Гибкое
объединение высокого уровня централизованной
управляемости системы с
Особенно ярко она проявилась в США, которые имеют высокоразвитую банковскую систему. Банковское право здесь оказалось одной из наиболее сложных и противоречивых сфер хозяйственного права, а банковская деятельность контролируется и регулируется более тщательно, чем любая другая область экономической деятельности. В 80-те года в США началось движение за дерегулирования (ослабление регулирования и контроля) банковской деятельности, было принято несколько законов, которые ослабили банковские ограничения, упростили управление ею на уровне банковской системы.
Подобные тенденции можно наблюдать и в других странах. Современное банковское законодательство, несмотря на объективные процессы консолидации банков в систему, все больше внимания уделяет гарантированию каждому банка экономической самостоятельности, равных возможностей доступа на денежный рынок, свободы конкуренции, свободы выбора клиентов и т.п.. Без этого тенденции к интеграции в систему могут привести к преобразованию банковской системы в единый банк (монобанк), что монопольно будет обслуживать денежный рынок, подчинив его своим интересам. При наличии указанных гарантий банковская система не только не ограничивает деятельности отдельных банков, а и существенным образом повышает посреднический потенциал каждого из них на денежном рынке и их общую роль в экономике.
Итак, банковская система - это не механическая совокупность многих отдельных банков, но это и не единый банк, который руководствуется с одного офиса (центрального банка), а специфическая экономическая и организационно-правовая структура, которая обеспечивает своими особыми методами и инструментами функционирования денежного рынка и экономики в целом.
Таблица 1. Сравнение централизованной и рыночной банковской системы.
Централизованная банковская система | Рыночная банковская система | |
По типу собственности | ||
Государство – единственный собственник на банки | Многообразие форм собственности | |
По степени монополизации | ||
Монополия государства на формирование банков | Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк | |
По количеству уровней системы | ||
Одноуровневая банковская система | Двухуровневая банковская система | |
По характеру системы управления | ||
Централизованная (вертикальная) схема управления | Децентрализованная (горизонтальная) схема управления | |
По характеру банковской политики | ||
Политика единого банка | Политика множества банков | |
По характеру взаимоотношений банков с государством | ||
Государство отвечает по обязательствам банков | Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства | |
По характеру подчиненности | ||
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности | НБУ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не правительству | |
По выполнению эмиссионной и кредитной операции | ||
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) | Эмиссионные операции сосредоточены только в НБУ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки | |
По способу назначения руководителей банка | ||
Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления | Руководитель НБУ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом |
1.2. Hациональный банк - главный элемент банковской системы Украины
Создание новой банковской системы в Украине на основе государственных банков началось в 1991 году с принятием Закона "Страны "О банках и банковской деятельности", согласно которому были заложены основы классической двухуровневой банковской системы, которая включает верхний и нижний уровни, а также определено, какие банки принадлежат к каждому из уровней и каким будет механизм связей между ними.
В результате
дезинтеграции бывшего
Законом
предусматривается
· единственный
эмиссионный центр страны, он владеет
монопольним правом на эмиссию банкнот,
организацию и регуляцию
· банк банков. Он не занимается кредитно-расчетным обслуживанием других банков и кредитных заведений, не выдает кредитов коммерческим банкам, не организовывает механизм межбанковского кредитования;
· банк правительства. НБУ занимается кредитно-расчетным обслуживанием уряду - является его кассиром, осуществляет операции по обслуживанию внутреннего государственного долга. Является финансовым консультантом и т.д. Национальный банк проводит аукционы по реализации государственных облигаций правительства Украины, занимается их погашением и выплатой процентов за ними, и следит за кассовым выполнением бюджета коммерческими банками;
· проводник
официальной денежно-кредитной
· управляющий
золотовалютными резервами
· представитель
интересов государства в
На НБУ
возлагаются функции контроля за
выполнением коммерческими
Однако стратегической целью и важнейшей обязанностью НБУ является создание благоприятной среды, в которой действуют коммерческие банки и другие финансовые учреждения. Это означает, что основной целью деятельности НБУ являются:
1) защита
и обеспечение стабильности
2) развитие
и укрепление банковской
3) обеспечение
эффективного и бесперебойного
функционирования системы
4) установление
и поддержка конкурентной
5) стимулирование
и использования новых
Значительным достижением стал ввод системы электронных межбанковских платежей. Ещё одним прогрессивным шагом является внедрение электронной почты, благодаря которой НБУ может получать ежедневный баланс банковской систем. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации. Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно украинская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство. Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность банковской системы Украины, в силу определяющего характера деятельности финансовых институтов для экономики, являются на сегодня наиболее разработанным пластом правового поля государства.