Банковская система страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение Банковской системы страны и её основной составляющей кредитной системы. Задачами является:
Освещение теоретических основ банковской и кредитной систем;
Рассмотрение практической работы на примере Приватбанка;
Дать анализ деятельности банковской системы Украины.

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 95.20 Кб (Скачать)

Централизованное  регулирование банковской деятельности как специфический признак банковской системы определяется прежде всего  ее регулятивной функцией. Определенное влияние на этот признак имеет  также эмиссионная функция банковской системы.

Проблема рисков - одна из наиболее сложных и угрожающих в банковской деятельности. Потери от рисков - это не только ущерб отдельных банков, а и потери многих их клиентов - юридических и физических лиц, это потрясение всей экономической системы. Поэтому борьба с рисками - это задача не только отдельных банков, а и всей банковской системы. Это обстоятельство закреплено в банковском законодательстве всех стран, которое предусматривает систему мероприятий по нормированию, ограничению, страхованию и контролю банковской деятельности. Реализация этих мероприятий призвана обеспечить стабильную, бесперебойную работу каждого банка второго уровня и осуществляется под надзором и за участия центрального банка и других законодательно уполномоченных органов.

Централизованное  регулирование движения банковских резервов предопределяется прежде всего  эмиссионной функцией банковской системы.

Все коммерческие банки обязаны сохранять свои свободные резервы (средства) на счетах в центральных банках, а последние  имеют право контролировать и  регулировать движение средств по этим счетам. При появлении у коммерческих банков чрезмерных резервов, которые  угрожают чрезмерным ростом предложения  денег и нарушением конъюнктуры  рынков, центральный банк имеет право  часть их заблокировать, повысить норму  обязательных резервов и, сузив этим возможности коммерческих банков, предоставлять  кредиты и создавать новые  депозиты. Если же нужно увеличить  объемы банковских резервов и расширить  кредитные возможности коммерческих банков, центральный банк снижает  эту норму и даже может предоставлять  последним в ссуду дополнительные резервы. В таком случае у коммерческих банков увеличивается кредитный  потенциал, возможности создавать  новые депозитные деньги, которые  приводит к увеличению предложения  денег.

Создание  единого для всех банков, замкнутого на центральный банк и регулированного  им механизма движения банковских резервов с определяющим организационно-правовым признаком банковской системы как особой структуры.

Наличие общесистемной инфраструктуры, которая имеет межбанковское назначение, обеспечивает координацию и объединение усилий банков как субъектов - посредников денежного рынка.

Речь  идет о создании сети межбанковских  расчетных центров (расчетных палат, клиринговых центров), системы межбанковского валютного рынка, рынка межбанковского кредита, межбанковской связи, центров  технического и технологического обслуживания, информационных и учебных центров, создание межбанковских фондов страхования  депозитов, общих банков данных относительно кредитоспособности заемщиков и  т.п.. Важным элементом такой системостворюючої  инфраструктуры есть банковские ассоциации, союза и другие объединения. Самые не будучи банками и не ограничивая прав банков-членов, они выполняют разнообразные функции в интересах всех банков: представляют и защищают общие интересы коммерческих банков перед центральным банком, правительством, парламентом; организуют информационное, консультационное, правовое обслуживание банков-членов и т.п.

Конечно, каждая другая система, которая функционирует  в экономике, тоже имеет свою определенную инфраструктуру, и в этом понимании  банковская система не является исключением. Тем не менее только в банковской системе инфраструктура есть чрезвычайно  сложной, многопрофильной, жизненно необходимой  для функционирования отдельных  банков. Без некоторых ее элементов  выполнения банками отдельных операций будет крайне неэффективным, а то и просто невозможным. Так, в первые годы формирования банковской системы  в Украине не было единого механизма  межбанковских расчетов, вследствие чего расчеты между предприятиями - клиентами банков невероятно затягивали, а нередко просто срывались, вследствие чего они несли значительный убытки. Сейчас в банковской системе созданный  и действует механизм централизованных межбанковских расчетов на базе электронных технологий, которые дает возможность все межхозяйственные расчеты осуществлять немедленно, в режиме реального времени.

Гибкое  объединение высокого уровня централизованной управляемости системы с децентрализацией экономической самостоятельности  и ответственности банков как  ее отдельных элементов - еще одна отличительная черта банковской системы. Конечно, проблемы подобного  объединения централизованного  управления с децентрализацией ответственности  имеют место и в других системах. Тем не менее, нигде они не проявляются так остро и масштабно, как в банковской системе, где вся ответственность перед инвесторами и вкладчиками полностью полагается на банк, а возможности принятия адекватных управленческих решений его руководством существенным образом ограничиваются нормами системного управления. Эта противоречивость постоянно проявляется в реальной действительности.

Особенно  ярко она проявилась в США, которые имеют высокоразвитую банковскую систему. Банковское право здесь оказалось одной из наиболее сложных и противоречивых сфер хозяйственного права, а банковская деятельность контролируется и регулируется более тщательно, чем любая другая область экономической деятельности. В 80-те года в США началось движение за дерегулирования (ослабление регулирования и контроля) банковской деятельности, было принято несколько законов, которые ослабили банковские ограничения, упростили управление ею на уровне банковской системы.

Подобные  тенденции можно наблюдать и  в других странах. Современное банковское законодательство, несмотря на объективные  процессы консолидации банков в систему, все больше внимания уделяет гарантированию каждому банка экономической  самостоятельности, равных возможностей доступа на денежный рынок, свободы  конкуренции, свободы выбора клиентов и т.п.. Без этого тенденции  к интеграции в систему могут  привести к преобразованию банковской системы в единый банк (монобанк), что монопольно будет обслуживать  денежный рынок, подчинив его своим  интересам. При наличии указанных  гарантий банковская система не только не ограничивает деятельности отдельных  банков, а и существенным образом  повышает посреднический потенциал  каждого из них на денежном рынке  и их общую роль в экономике.

Итак, банковская система - это не механическая совокупность многих отдельных банков, но это и не единый банк, который руководствуется с одного офиса (центрального банка), а специфическая экономическая и организационно-правовая структура, которая обеспечивает своими особыми методами и инструментами функционирования денежного рынка и экономики в целом.

 Таблица 1. Сравнение централизованной и рыночной банковской системы.

Централизованная  банковская система  Рыночная  банковская система
По  типу собственности  
Государство – единственный собственник на банки Многообразие  форм собственности
По  степени монополизации  
Монополия государства на формирование банков Монополия государства  на банки отсутствует, любые юридические  и физические лица могут образовать свой банк
По  количеству уровней  системы  
Одноуровневая банковская система Двухуровневая банковская система
По  характеру системы  управления  
Централизованная (вертикальная) схема управления Децентрализованная (горизонтальная) схема управления
По  характеру банковской политики  
Политика  единого банка Политика множества  банков
По  характеру взаимоотношений  банков с государством  
Государство отвечает по обязательствам банков Государство не отвечает по обязательствам банков, так  же как банки не отвечают по обязательствам государства
По  характеру подчиненности  
Банки подчиняются правительству, зависят  от его оперативной деятельности НБУ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному  Совету, а не правительству
По  выполнению эмиссионной  и кредитной операции  
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены  в одном банке (кроме отдельных  банков, которые не выполняют эмиссионные  операции) Эмиссионные операции сосредоточены только в НБУ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки
По  способу назначения руководителей банка  
Руководитель  банка назначается центральной  или местной властью, вышестоящими органами управления Руководитель  НБУ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка  назначается его Советом
 
 
 
 
 
 

1.2. Hациональный банк - главный элемент банковской системы Украины

Создание  новой банковской системы в Украине  на основе государственных банков началось в 1991 году с принятием Закона "Страны "О банках и банковской деятельности", согласно которому были заложены основы классической двухуровневой банковской системы, которая включает верхний  и нижний уровни, а также определено, какие банки принадлежат к  каждому из уровней и каким  будет механизм связей между ними.

В результате дезинтеграции бывшего Советского Союза украинское отделение Государственного банка СССР вынуждено было принять  решения о распределении ассигнований, поскольку союзный банк не подготовил плана кредитов на начало 1991 года. На базе украинского республиканского отделения Государственного банка  СССР был создан Национальный банк Украины (НБУ). Уже летом 1991 года инструкции союзного Государственного банка не имели обязывающего действия в Украине, а 25 декабря 1991 года Государственный  банк СССР был официально ликвидирован и НБУ стал центральным банком Украины.

Законом предусматривается функционирование двухуровневой банковской системы, в которой НБУ действовал бы как  центральный банк, а остальные  банки осуществляли бы коммерческие банковские операции. НБУ - это банк первого уровня. Он выполняет традиционные функции, которые характерны для центрального банка государства: это эмиссионный и расчетный центр государства, банк банков и банкир правительства. НБУ не является независимым. Он подчиняется Верховной Раде и Кабинету Министров Украины. С принятием закона "О национальном банке" (май 1999 года) в Украине стал четко определен статус центрального банка, разграничены его функции от функций коммерческих банков. Следовательно НБУ - это:

· единственный эмиссионный центр страны, он владеет  монопольним правом на эмиссию банкнот, организацию и регуляцию денежного  обращения;

· банк банков. Он не занимается кредитно-расчетным  обслуживанием других банков и кредитных  заведений, не выдает кредитов коммерческим банкам, не организовывает механизм межбанковского кредитования;

· банк правительства. НБУ занимается кредитно-расчетным  обслуживанием уряду - является его  кассиром, осуществляет операции по обслуживанию внутреннего государственного долга. Является финансовым консультантом  и т.д. Национальный банк проводит аукционы по реализации государственных облигаций  правительства Украины, занимается их погашением и выплатой процентов  за ними, и следит за кассовым выполнением  бюджета коммерческими банками;

· проводник  официальной денежно-кредитной политики, отмечает цель и направление денежно-кредитной  политики, которые связаны с обеспечением стойкости национальной денежной единицы. Он осуществляет регуляцию курса  национальной денежной единицы относительно валюты других государств путем валютных интервенций на открытом рынке;

· управляющий  золотовалютными резервами государства;

· представитель  интересов государства в международных  финансово-кредитных организациях.

На НБУ  возлагаются функции контроля за выполнением коммерческими банками  законодательства из банковской деятельности, за соблюдением экономических нормативов. Он осуществляет государственную регистрацию  банков и кредитных учреждений, а  также лицензирования банковских операций, устанавливает для них единственные правила проведения операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации и средств.

Однако  стратегической целью и важнейшей  обязанностью НБУ является создание благоприятной среды, в которой  действуют коммерческие банки и  другие финансовые учреждения. Это  означает, что основной целью деятельности НБУ являются:

1) защита  и обеспечение стабильности валюты  Украины;

2) развитие  и укрепление банковской системы;

3) обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования системы расчетов. Надежная платежная система, которая  удовлетворяет потребности юридических  и физических лиц в безопасном  и эффективном переводе средств  - предпосылка успешного развития  рыночной экономики каждой страны;

4) установление  и поддержка конкурентной среды;

5) стимулирование  и использования новых инструментов  денежно-кредитной политики.

 Значительным  достижением стал ввод системы электронных  межбанковских платежей. Ещё одним  прогрессивным шагом является внедрение  электронной почты, благодаря которой  НБУ может получать ежедневный баланс банковской систем. К элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др. В условиях рынка банки, прежде всего, нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации. Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно украинская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов. Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство. Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность банковской системы Украины, в силу определяющего характера деятельности финансовых институтов для экономики, являются на сегодня наиболее разработанным пластом правового поля государства.

Информация о работе Банковская система страны