Банковская система России: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – определить проблемы и перспективы развития банковской системы РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие банковской системы;
- рассмотреть элементы банковской системы;
- раскрыть этапы российского банковского кризиса;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...............................3
1. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ТИПЫ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ………………………………………………………………………….4
1.1 Понятие и типы банковских систем..……………...............................4
1.2 Основные элементы банковской системы РФ……………...............10
1.3 Этапы российского банковского кризиса……………………….......16
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД……………………………………...…24
2.1.Деятельность банковского сектора РФ за 2007-2009................…….24
2.2. Анализ деятельности ВТБ за 2008, 2009……………….…………...32
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …………………...………………………..…..36
3.1. Приоритетные направления развития банковской системы РФ…..36
3.2. Направления развития для реального сектора экономики………...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………....41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная3.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     В течение 9 месяцев 2009 года Группа продолжала уделять значительное внимание повышению  эффективности своего бизнеса. Показатели издержек в третьем квартале 2009 г. оказались лучше ожиданий. Численность персонала Группы была снижена на 4,4% с 41 992 сотрудников по состоянию на конец 2008 г. до 40 142 на конец третьего квартала 2009 г, В результате, показатель соотношения расходов и доходов от основной деятельности снизился до 43.0% по итогам девяти месяцев 2009 г. с 50,7% в аналогичном периоде прошлого года.

     Улучшение качества кредитного портфеля остается одним из приоритетов ВТБ. Несмотря на серьезный спад в экономике, объемы кредитования остаются на стабильном уровне при сохранении высокого уровень дисциплины в управлении рисками. По итогам девяти месяцев 2009г. объем кредитного портфеля до вычета резервов вырос на 3,0% до 2 728,8 млрд рублей, объем розничных кредитов увеличился на 8,7%, объем корпоративных кредитов - на 2,0%.

     Расходы на создание резервов за первые девять месяцев 2009 г. превышают аналогичный  показатель прошлого года, но темпы  роста данных расходов, достигнув пика, начали снижаться. В третьем квартале расходы на резервирование составили в годовом исчислении 4,3% кредитного портфеля, что ниже, чем в первом (7,1%) и во втором (6,6%) кварталах 2009 г. Резерв под обесценение кредитов увеличился за девять месяцев текущего года до 7,9% валового объема кредитного портфеля по сравнению с 3,6% на конец прошлого года.

     По  итогам девяти месяцев ВТБ зафиксировал существенный приток клиентских средств. Объем средств на счетах клиентов (за вычетом средств Минфина РФ) увеличился на 30,5% до 1 438,4 млрд рублей по сравнению с 1 101,9 млрд рублей на конец 2008 г. Объем розничных депозитов вырос на 21,5% до 430,2 млрд рублей с 354,1 млрд рублей на конец 2008 г. Доля группы ВТБ на рынке депозитов физических лиц увеличилась до 6,0% по сравнению с 5,7% на конец декабря 2008 г. Таким образом, розничный банк Группы, ВТБ24, продолжает опережать своих конкурентов на рынке. Средства на счетах корпоративных клиентов и органов государственной власти (без учета депозитов Минфина РФ) возросли на 34,8% до 1 008,2 млрд рублей по сравнению с 747,8 млрд рублей на конец 2008 г.

     Доля  краткосрочных займов, привлеченных от государства, в обязательствах Группы снизилась с 19,0% по состоянию на конец 2008 г. до 10,2% на 30 сентября 2009 г.

     Чистый  убыток группы ВТБ за девять месяцев 2009 г. в размере 45,5 млрд рублей в основном обусловлен высоким уровнем расходов на создание резервов. Увеличение капитала в третьем квартале 2009 г. значительно укрепило капитальную базу Группы. В результате коэффициент достаточности капитала Группы достиг 19%, а достаточность капитала первого уровня составила 14%. Стабильная структура баланса ВТБ дает его акционерам и держателям долговых инструментов дополнительную уверенность в способности Группы противостоять возможным экономическим шокам, а также в том, что ВТБ обладает достаточным капиталом для развития бизнеса в условиях восстановления экономики.

     ВТБ Капитал и ВТБ24 наращивают долю рынка, увеличивая свой вклад в доходы Группы. Объемы кредитования находятся на стабильном уровне, несмотря на ужесточение кредитной политики. Чистая процентная маржа продолжала восстанавливаться, достигнув 4,4% по итогам третьего квартала 2009 г. Чистый комиссионный доход увеличился на 26,7% до 14,7 млрд рублей. Доход от основной деятельности вырос на 31,4% до 122,1 млрд рублей. Меры по контролю над издержками дают положительный результат: соотношение расходов и доходов от основной деятельности снизилось до 43,0% по сравнению с 50,7% по итогам девяти месяцев 2008 г. Ухудшение качества кредитного портфеля замедлилось - объем неработающих кредитов (сумма кредитов, по которым имеется задержка платежей сроком 90 дней и более) находится на уровне 7,8% кредитного портфеля; коэффициент покрытия неработающих кредитов резервами - на комфортном уровне 101%. Чистый убыток в размере 45,5 млрд рублей обусловлен высокими расходами на создание резервов.

     Несмотря  на экономический кризис, группа ВТБ  в 2009 достигла значительных результатов в развитии инвестиционного бизнеса и укрепила свои позиции в качестве ведущего игрока на рынке розничных банковских услуг. Стабильный рост доходов от основной деятельности отражает результаты работы банка в отчетный период. Расходы на создание резервов оказали негативное влияние на финансовый результат по итогам девяти месяцев, однако, контроль за качеством кредитного портфеля и издержками обеспечит ВТБ основу для дальнейшего роста в условиях восстановления экономики в 2010 году.

 

      3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

3.1. Приоритетные направления развития банковской системы РФ 

     Срочные антикризисные меры принимались  Правительством и Центральным банком в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

     Пакет антикризисных мер для укрепления банковского сектора можно условно сгруппировать по шести направлениям.

     1. Повышение капитализации банковской системы.

     Мерами  в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков17.

     2. Консолидация банковского сектора.

     Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим банкам (в том числе частным) для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

     3.   Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

     Учитывая  острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

     • обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

     • увеличение размера гарантий по вкладам  физических лиц как минимум до 3 млн руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

     • страхование средств юридических  лиц в банках;

     • законодательное закрепление возможности  открытия безотзывных вкладов - данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

     • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу);

     •  обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

     4. Расширение спектра государственных  гарантий.

     Государственные гарантии - одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

     • поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара);

     • включения 30-50 крупнейших банков в программу  кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

     • покрытия обязательств перед банками  тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.

     5. Упорядочение рынка проблемных  активов.

     Важным  условием укрепления банковского сектора  является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими. Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.

     Кроме того, необходимы меры в области  учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных с взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.

     Также необходимо обеспечить возможность  погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

     6. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы

     Открытость  и высокая эффективность российского  банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

     • установление для 30-50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;

     • введение дифференцированной системы  надзора за банками;

     •   передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России;

     • разработку Банком России специальных  нормативных актов для банков по риск-менеджменту;

     • переход на электронный формат подачи отчетности банков:

     •   совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

     Так как банковская система является включенной в экономическую систему  страны единую и целостную совокупность кредитных организаций, то помимо мер прямого воздействия на банковскую систему необходимо принять меры и в нефинансовом секторе – реальной экономике. 
 

     3.2. Направления развития для реального  сектора экономики 

     В качестве приоритетных мер для нефинансового сектора – реальной экономики  – следует отметить:

     • снижение налоговой нагрузки. Решение  о снижении налога на прибыль, принятое в конце 2008 г., является, несомненно, правильной мерой. Однако она может оказаться в нынешних условиях недостаточной. Прибыль российских предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. снизилась в 8,5 раза. По прогнозам, 4/5 предприятий будут иметь по итогам 2009 г. Либо нулевую прибыль, либо убыток. Наиболее действенной мерой могло бы стать снижение НДС и ЕСН. Такая мера охватила бы фактически все предприятия:

     • сдерживание и по возможности  снижение тарифов естественных монополий;

     •   финансирование инфраструктурных проектов. Инвестиции в инфраструктуру  (транспортные  сети,  социальное  жилье,  объекты электроэнергетики) позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества предприятий, создать дополнительные рабочие места, заложить основу для экономического роста после кризиса;

     • реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Для этого необходимо внедрить механизм, позволяющий банкам рефинансировать портфели кредитов малому и среднему бизнесу путем их секьюритизации, организовать   систему   гарантийных    фондов,    предоставляющих поручительство за заемщиков, не имеющих достаточного залогового обеспечения.   Кроме   этого,   целесообразно   организовать  систему финансирования малого и среднего бизнеса со стороны специализированных фондов и мнкрофинансовых организаций.

Информация о работе Банковская система России: проблемы и перспективы развития