Анализ валютных операций ОАО «Альфабанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - рассмотрение и подробное изучение валютного рынка и валютных операций.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· уделить внимание историческим аспектам возникновения валютного рынка и формированию валютных отношений.
· изучить валютный рынок и валютные операции.
· проследить за проблемами и перспективами развития валютного рынка и валютных операций в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…2
1. Глава. Валютный рынок и валютные операции коммерческих банков…….4
1.1 Валютная политика российских банков: теоретический аспект………....4
1.2 Проблемы и перспективы развития валютного рынка и валютных операций в России……………………………………………………………….12
1.3 Разработка мероприятий, способствующих совершенствованию валютных операций……………………………………………………………...20
2 глава. Анализ валютных операций ОАО «Альфабанк»……………………..28
2.1 Краткая характеристика деятельности ОАО «Альфабанк». Основные экономические показатели…………………………………………….………..28
2.2 Анализ операций ОАО «Альфабанк» на международном и внутреннем валютном рынке………………………………………………………………….30
2.3 Анализ доходности валютных операций ОАО «Альфа-Банк»………...…31
2.4 Рекомендации по совершенствованию валютных операций ОАО «Альфабанк»…………………………………………………………………..…45
Заключение…………………………………………………………………….…54
Список использованных источников………………………………………...…55

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 598.57 Кб (Скачать)

Однако, что касается экономической  стабильности, то в пользу свободно плавающего валютного курса можно  привести еще один убедительный аргумент. Такой режим позволит властям  преследовать то сочетание уровня безработицы  и инфляции, которое наиболее предпочтительно  для экономики. Таким образом, не импортируя инфляцию остального мира, плавающий курс является своеобразной защитой от колебаний международных  цен и способствует проведению независимой  денежно-кредитной политики.

В любой открытой экономике  монетарные органы сталкиваются с еще  более серьезной проблемой, которую  называют «Невозможной троицей» (Impossible Trinity). Грубо говоря, эта теория утверждает, что Центральный Банк не может одновременно проводить независимую денежно-кредитную политику и регулировать валютный курс, если экономика стремится быть совершенно открытой международным потокам капитала. Данная проблема наглядно представлена на Рисунке 1.1.

Можно переформулировать  вышеозвученную «теорему» другим образом. Невозможно одновременно достичь трех целей: стабильность валютного курса, интеграция рынков капитала и независимость монетарной политики. Любая пара этих целей может быть достигнута путем преследования определенной политики, однако это требует отказ от достижения третьей цели. Например:

  1. Цели стабильности валютного курса и свободной конвертируемость национальной валюты могут быть объединены путем политики фиксированного валютного курса, что потребует от Центрального Банка отказа от проведения независимой денежно-кредитной политики. Его политика по управлению ставкой процента будет сведена к поддержанию фиксированного курса, а не на достижение целей внутреннего равновесия.
  2. Независимость монетарной политики и свободная конвертируемость национальной валюты могут быть достигнуты путем плавающего валютного курса, что приведет к его волатильности. Центральный Банк может свободно варьировать ставку процента, ориентируясь, например, на снижение инфляции, однако он должен будет при этом довольствоваться таким валютным курсом, который установит рынок.
  3. Стабильность валютного курса может быть достигнута и при независимости монетарной политики, однако для этого ЦБ должен пожертвовать свободной конвертируемостью национальной валюты. При наличии существенных ограничений на рынке капитала связь процентная ставка - валютный курс нарушается.

Однако здесь может  возникнуть вопрос о наличии промежуточных  вариантов. Может ли Центральный Банк при мобильности капитала частично регулировать валютный курс и иметь частичную независимость денежно-кредитной политики? Этот вопрос исчезает сам собой, когда дело ЦБ осознает свои цели при преследовании обеих политик. Если он ставит перед собой цель по снижению инфляции, он должен ей подчинить и валютное регулирование, и наоборот. Не имея четких представлений о желаемой траектории движении в какой-либо области, Центральному Банку вообще не удастся вступить в конфликт с чем-либо, равно как и получить удовлетворительные результаты.


 

Рисунок 1.1.  Структура  валютных отношений

Сама  схема берет свое начало из работ Роберта Манделла, который показал, что при совершенной мобильности капитала монетарная политика неэффективна, тогда как фискальная политика особенно эффективна. Из этого он сделал вывод, что с помощью монетарной политики должно достигаться внешнее равновесие, а с помощью фискальной – внутреннее.

Таким образом, при желании  монетарного органа сохранить открытость экономики, невозможно одновременно регулировать и валютный курс, и инфляцию. Основным логическим объяснением стратегий  таргетирования валютного курса является то, что страны с низким доверием общественности к денежно-кредитной политике могут привязать валютный курс к курсу страны с низкой инфляцией. Чем крепче привязка курса, тем более коррелированы значения инфляции. Режим ползучей привязки (crawling peg) обеспечивает некоторой долей свободы, поскольку ЦБ может выбирать темп изменения курса национальной валюты и, следовательно, внутренней инфляции. Направление логической связи может быть только в одну сторону: либо от уровня привязки к уровню инфляции, либо обратно. Центральный Банк не может одновременно устанавливать оба параметра, поскольку он имеет только один устойчивый инструмент в своем распоряжении, а именно ставку процента. Если значение ставки процента, которое требуется для достижения цели по инфляции, отличается от того уровня, который желаем для заданной траектории движения валютного курса, то Центральный Банк должен сделать выбор. Ввиду наличия подобного конфликта, аналитики обычно рекомендуют выстроить четкую иерархию целей. Если монетарный орган связан обязательством по поддержанию низкого уровня инфляции в качестве главной цели его политики, то курсообразование и валютное регулирование должно быть четко подчинено антиинфляционной политике. Однако на деле такая субординация означает отказ от ползучей привязки в пользу управляемого или даже свободного плавания.

 

1.2     Проблемы и перспективы развития валютного рынка и валютных операций в России

 

Переходя к характеристике состояния валютной системы РФ, можно  отметить, что влияние рассмотренных  выше факторов не всегда очевидно и  однозначно. В этой ситуации целесообразно  рассмотреть порядок возникновения сопутствующих условий. В этом смысле можно условно выделить 5 этапов развития современной валютной системы РФ.1

Предпосылки к ее формированию были заложены на первом этапе, который  начался в 1987 г. Этот период характеризуется серьезными реформами всей экономической структуры государства: произошла децентрализация внешнеэкономической деятельности, наблюдался процесс широкомасштабного вовлечения в нее большого числа хозяйствующих субъектов получивших право самостоятельного выхода на мировой рынок.2

Нормативное регулирование  валютных отношений в этот период было крайне фрагментарным, фактически не соответствующим наметившимся в  стране изменениям. Впрочем, с 1986 по 1991 гг. был принят ряд документов, посредством  которых снимался запрет на привлечение  иностранных предпринимателей и  иностранных капиталов в страну.3 К экспортно-импортным операциям разрешался допуск всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, а экспортерам (кроме отдельных сырьевых отраслей) было разрешено формировать собственные валютные фонды в среднем в размере 25-30% от валютной выручки.4

Таким образом, по мере наращивания  темпов экономических реформ валютное законодательство шло по пути ограничения  прерогатив государства с одновременным  расширением компетенции хозяйственного звена. Так, появилась конкуренция  Внешэкономбанку СССР со стороны  коммерческих банков, получивших право  на самостоятельную валютную деятельность: открытие и ведение валютных счетов клиентов, проведение международных  расчетов.5

В то же время выявить  реальный курс рубля по отношению  к другим валютам в тот период было невозможно, так как ни в  одном секторе мирового рынка  рубль не соприкасался с денежными  единицами других стран.6

В целом, можно сказать, что  этот этап стал важнейшей фазой к  либерализации советской экономики. Следует отметить, что этот процесс  во многом был связан с ускорением темпов глобализации, эффекты которой, несмотря на замкнутость экономической  системы СССР, игнорировать было невозможно.7

Начало следующего этапа  было связано с принятием Закона СССР №1982-1 от 1 марта 1991 г. "О валютном регулировании"8 и разработанного на его основе письма Госбанка СССР №352 от 24 мая 1991 г. "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР",9 в соответствии с которыми:

- началась работа Валютной биржи Госбанка СССР, что привело к появлению биржевого курса рубля;

- Госбанк стал выдавать  лицензии на совершение операций  в  иностранной валюте другим  банкам;

- всем юридическим и  физическим лицам было предоставлено  право в определенном порядке  продавать и покупать через уполномоченные коммерческие банки иностранную валюту по рыночному курсу;

- была отменена монополия  валютной биржи Госбанка СССР.

9 января 1992 г. была учреждена Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), а уже 9 октября этого же года был принят Закон РФ №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"10, определяющий права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в РФ, принципы осуществления валютных операций, ответственность за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Центральный банк РФ (ЦБ РФ). В качестве органов валютного контроля указывались ЦБ РФ, Правительство РФ, а также Государственный таможенный комитет (ГТК). Последний получил право совместно с ЦБ РФ издавать нормативные акты по таможенно-банковскому контролю за репатриацией валютной выручки при экспорте и за поступлением товаров при импорте, контролировать соблюдение экспортерами и импортерами валютного законодательства (с уведомлением ЦБ РФ о выявленных нарушениях). В 1993 г. была создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), главной задачей которой являлось проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных операций.11 

С образованием РФ как суверенного  государства возникла необходимость  ведения Россией самостоятельной  экономической политики, в том  числе денежно-кредитной и валютной. В то же время построение национальной экономики без учета сложившихся  между бывшими советскими республиками связей, было невозможно.

Это объясняется тем, что  образование на постсоветском пространстве новых независимых государств не сопровождалось одновременным процессом создания ими собственных национальных денежных систем со своими валютами: в 15 новых государствах продолжал действовать советский рубль, сохранился единый центр эмиссии, расположенный в Москве. Между тем, единый центр эмитировал только наличные рубли, безналичная эмиссия осуществлялась национальными банками самостоятельно, исходя из их национальных интересов. Соответственно в странах СНГ стали принимать свои нормативы ценового, бюджетного, налогового, таможенного, валютного, социального законодательства, которые существенно отличались друг от друга. В результате формально общий рубль фактически распался на его национальные варианты с общим названием. Кроме того, расчеты, связанные с взаимной экономической деятельностью предприятий, находившихся в разных государствах, продолжали осуществляться в прежнем общесоюзном режиме: по внутренним ценам и с оплатой в рублях. В итоге сложилась ситуация, при которой Россия взамен поставляемых товаров фактически получала "пустые рубли". Это усиливало инфляционное давление на ее экономику.12

Видимость такого общего денежного  пространства, несмотря на ее неоднозначность, получала политическое оправдание: преследовалась цель единого экономического союза  с общей валютой. Однако условия  такого сотрудничества были неравны: если перераспределение национального  дохода от одних республик для  передачи его другим в рамках единого  государства было вполне оправдано, то  при фактически продолжающемся донорстве России, не допустимо в отношениях между самостоятельными государствами, поддерживающими между собой хозяйственные связи на рыночных принципах. Сегодня это одна из основных причин, сдерживающих развитие в СНГ интеграционного процесса.13

По указанной причине  после некоторых попыток устранить  подобный дисбаланс во всех государствах - бывших союзных республиках сформировалась собственная финансовая, денежная и валютная инфраструктура, адекватная обычным критериям государственного суверенитета.

"С середины 1995 г. в результате относительного усиления бюджетной и денежно - кредитной политики был введен режим односторонней привязки рубля к доллару, реализованный в виде ограничений на возможную динамику обменного курса (валютный коридор), который в тот период позволил несколько ограничить инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов".14 С этим нововведением принято связывать начало следующего этапа развития национальной валютной системы РФ.

Несмотря на действия правительства, направленные на создание эффективного валютного рынка, основные показатели платежного баланса ухудшались, что  было связано с общим кризисом хозяйственного механизма, падением промышленного  производства, а также спадом мировой  экономической конъюнктуры на мировых  товарных рынках, значительным снижением  цен на энергоносители.15 Кроме того, государством были приняты международные обязательства по обеспечению конвертируемости российского рубля по текущим операциям.

Подобная политика валютного  коридора (видоизменившись от горизонтального  до наклонного) проводилась до начала финансового кризиса в ноябре 1997 г. , когда значительный сброс государственных ценных бумаг нерезидентами, а позже резко возросший уровень свободных денежных средств в банковской системе привели к существенному и устойчивому повышению спроса на иностранную валюту (произошло усиление долларизации экономики). Начиная с этого времени, Банк России вынужден был поддерживать уровень обменного курса при помощи интервенций на внутреннем валютном рынке, что негативно сказалось на динамике его золотовалютных резервов. Достигнув беспрецедентно высокого за все годы реформ уровня (порядка 23-24 млрд. долл. в августе-сентябре 1997 г.), они начали постепенно сокращаться.16

В этих условиях угроза дестабилизации валютного рынка страны приобрела  постоянный характер, что привело  к финансовому кризису 1998 г.,  выразившегося, в частности, в беспрецедентном падении курса рубля (на 80%).   С этого времени и до 2001 г. продолжался четвертый этап развития валютной системы.17

В развитии кризиса можно  выделить два этапа: конец 1997 г. - первая половина 1998 г., когда он носил скрытый характер, и с середины 1998 г., когда он перешел в открытую форму. В первом случае при изменении политики государственных органов возможно было, если и не избежать кризиса, то сгладить его последствия. Например, предоставленные стабилизационные кредиты могли бы внести положительные коррективы в случае комплексной политики Правительства РФ и ЦБ РФ в части поддержки доверия инвесторов к проводимой экономической политике, направленной на стимулирование спроса на рублевую денежную массу, а также развитие рыночно-финансового и товарного пространства страны.18 Для этого этапа характерны:

1) усиление регулирующего  воздействия государства на участников  рынка, выразившееся, в частности,  в том, что на 90 дней были  приостановлены операции резидентов, связанные с выплатами в пользу  нерезидентов по погашению основного  долга по финансовым кредитам, подпадающих под определение  капитальных операций, по страховым  платежам по кредитам, обеспеченным  залогом ценных бумаг и по  срочным валютным контрактам;

Информация о работе Анализ валютных операций ОАО «Альфабанк»