Анализ преимуществ и недостатков методов финансовой оценки коммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является проведение оценки стоимости предприятия, для чего ставятся следующие цели:
1. Изучение методологии оценки стоимости предприятия,
2. Проведение финансовой оценки нового предприятия ЧУП «На минутку».
Для достижения поставленной цели исследования автором использовались общие и специальные методы научного познания.

Файлы: 1 файл

Анализ преимуществ и недостатков методов финансовой оценки коммерческих организаций.doc

— 446.50 Кб (Скачать)

     Если  предприятие приносит ежегодно равновеликие доходы, то формула дисконтированной стоимости преобразуется в формулу капитализации дохода: 

                                                ОЦК = ,                            (4)

     где ОЦК – оценочная стоимость предприятия по методу капитализации дохода, млн.руб.;

     БЧД – ежегодные будущие чистые доходы, млн.руб.;

     К – коэффициент капитализации дохода, долей единицы [14,стр.466]. 

     
    1. Сравнительный подход к оценке стоимости  предприятия

     Особенностью  сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям, с другой стороны – на фактически достигнутые компаниями финансовые результаты.

     Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформировавшегося рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

     Сравнительный подход заключается в определении  рыночной стоимости предприятия  на основании данных о недавно (в  течение 5 последних лет, в отдельных  случаях 3 лет) совершенных сделках  по продаже предприятий-аналогов. Суть его заключается в выборе предприятий-аналогов, которые были проданы недавно. Рассчиты-ваются соотношения (ценовые мультипликаторы) между ценой про-дажи и финансовой базой по предприятию-аналогу. Рыночная стоимость оцениваемого предприятия рассчитывается путем умножения величины ценового мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемого предприятия, а также внесения итоговых поправок [15, гл.4, п.22].

     Основным  преимуществом сравнительного подхода  является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе расчетов.

     Сравнительный подход базируется на ретроспективной  информации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентируется на прогнозы будущих доходов.

     Другим  достоинством сравнительного подхода  является реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной  сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

     Вместе  с тем сравнительный подход имеет  ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной  практике. Во-первых, базой для расчета  являются достигнутые в прошлом  финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем.

     Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и большому числу  похожих фирм, отобранных оценщиков  в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов является достаточно сложным процессом.

     В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие  серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому оценщик обязан выявить различия и определить пути их инвестирования в процессе определения итоговой величины стоимости [9, стр.196].

     Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного рынка собственности, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие – это открытость рынка или доступность фи-нансовой информации, необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика, поскольку сравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.

     В зависимости от целей, объекта и  конкретных условий оценки сравнительный  подход предполагает использование  следующих основных методов:

  • метод компании-аналога;
  • метод сделок;
  • метод отраслевых коэффициентов;
  • метод рыночной привлекательности;
  • метод капитализации дивиденда;
  • метод соотношения рыночной и балансовой стоимости акций [10, стр. 197].

     Оценка  стоимости предприятия по методу аналога проводится в несколько этапов:

  1. Выбор предприятий аналогов. В качестве аналогов используются предприятия той же отрасли, что и оцениваемое, выпускающие аналогичные виды продукции. При идентификации учитываются уровень специализации и диверсификации производства и продукции, степень зрелости предприятия (стадии развития), географическое размещение, размеры, стратегия деятельности, а также финансовые характеристики (рентабельность, рост и т.п.).
  2. Финансовый анализ и сопоставление предприятий. На этом этапе осуществляется оценка ликвидности, анализ структуры капитала и денежного потока, а именно: прибылей, убытков, амортизационных отчислений, оценка доходности, прогнозирование роста. Важнейшими показателями, на основе которых осуществляется идентификация предприятий в процессе финансового анализа, являются:
    • коэффициенты собственных и заемных средств, которые характеризуют структуру капитала;
    • коэффициент собственных оборотных средств, отражающий ликвидность;
    • рентабельность продаж и удельный вес амортизационных отчислений в объеме продаж, которые характеризуют денежный поток;
    • рентабельность капитала, характеризующая его доходность.[10, стр.467].
  3. Выбор и расчет оценочных мультипликаторов. Оценочный мультипликатор (множитель) – коэффициент, равный цене единицы конкретного параметра предприятия-аналога, который используется для определения оценочной стоимости. Выбор мультипликатора основан на сопоставлении ценообразующих параметров оцениваемого предприятия и аналога. В качестве мультипликатора используется, как правило, коэффициент, базирующийся на параметре, значения которого у оцениваемого предприятия и аналога существенно отличаются. Мультипликатор, рассчитанный по данным аналога, используется для определения стоимости оцениваемого предприятия.
  4. Определение оценочной стоимости предприятия. Оценочная стоимость предприятия по методу аналога определяется по формуле:
 

                                           ОЦа = М х ЦП,                                               (5)

     где ОЦа − оценочная стоимость предприятия;

     М – мультипликатор;

     ЦП  − значение соответствующего параметра оцениваемого предприятия.

     Метод аналога является единственным методом, базирующимся на рыночных данных стоимости предприятий-аналогов, что позволяет определить реальную оценочную стоимость предприятия с учетом рыночной конъюктуры. Однако его использование сопряжено с рядом трудностей. Для определения оценочного мультипликатора необходима значительная выборка сопоставимых предприятий. Кроме того, для проведения финансового анализа требуется наличие необходимых данных не только по оцениваемому предприятию, но и по аналогам [3,стр.468].

     Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом аналогичен методу капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода компании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины  дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает деление величины дохода на коэффициент капитализации, построенный на основе общих рыночных данных. Сравнительный подход оперирует рыночной ценовой информацией в сопоставлении с достигнутым доходом. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения. [10, стр. 198].

     1.3 Затратный подход  к оценке стоимости  предприятия

     Затратный (имущественный подход) в оценке бизнеса включает в себя ряд методов, позволяющих оценить бизнес как  совокупность активов, представляющих собой некоторый имущественный комплекс, являющийся достаточным для производства продукции, работ, услуг. Балансовые методы оценки позволяют определить стоимость имущественного комплекса с учетом текущего состояния экономики и сложившегося на момент оценки бизнес-окружения оцениваемой компании.

     Применение  различных балансовых методов позволяет  с той или иной степенью достоверности  определить, сколько средств необходимо новому владельцу для того, чтобы  создать компанию аналогичного профиля  с аналогичными характеристиками имеющегося у оцениваемой компании имущественного комплекса. Полученные оценщиком результаты дают основу для суждений инвестора: приобрести готовую компанию либо самостоятельно создать новое предприятие.

     В соответствии с затратным подходом оценочная стоимость предприятия определяется величиной затрат на создание его имущества. На таком подходе основан имущественный (балансовый) метод оценки стоимости предприятия.

     Имущественным называют такой метод, при котором оценочная стоимость равна сумме чистых активов предприятия и определяется на основе данных баланса. В соответствии с этим методом оценочная стоимость (ОЦб) предприятия определяется по формуле:

                                 ОЦб = ЧА = А – СИнп – Писк ,                                     (6)

     где ЧА – чистые активы предприятия за вычетом имущества, не подлежащего приватизации, тыс.руб.;

     А – активы предприятия с учетом переоценки, тыс.руб.;

     СИнп – стоимость имущества, не подлежащего приватизации, тыс.руб.;

     Писк – пассивы, исключаемые при определении оценочной стоимости, тыс.руб.

     Для учета инфляции при оценке объекта  имущественным методом осуществляется переоценка таких элементов активов, как основные фонды, незавершенное  строительство, долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды других предприятий. Остальные элементы активов принимаются по данным баланса на дату оценки. [14, стр. 459].

     При оценке предприятий имущественным  методом могут применяться различные  коэффициенты – повышающие, учитывающие рыночные преимущества объекта приватизации, а также понижающие, учитывающие его недостатки.

     Оценочная стоимость предприятия с учетом рыночных факторов (ОЦ) определяется по формуле:

                                       ОЦ = ,                           (7)

     где ОЦб – оценочная стоимость предприятия по балансу, тыс.руб.;

      − повышающие или понижающие коэффициенты, учитывающие рыночные преимущества или недостатки предприятия (n – количество коэффициентов, используемых при оценке предприятия).

     Имущественный метод позволяет определить стоимость имущества (а не предприятия) с учетом его износа, темпов инфляции, рыночных и других факторов. Он базируется на достоверных данных баланса и бухгалтерского учета. Вместе с тем, метод имеет ряд недостатков. По экономической природе он является затратным, так как оценочная стоимость равна затратам государства-собственника по созданию предприятия. Имущественный метод статичен, так как не учитывает перспективы бизнеса. Наиболее существенным его недостатком является то, что он не учитывает важнейший экономический параметр предприятия – его доходность [10, стр.203].

Информация о работе Анализ преимуществ и недостатков методов финансовой оценки коммерческих организаций