Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается устойчивый рост объемов услуг страхового рынка. Изменение условий конкуренции в посткризисной экономике определяет необходимость использования новых технологий ведения страхового бизнеса, обеспечения эффективности и рентабельность деятельности страховщика, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения конкурентоспособности страховых компаний.
В связи с этим отметим и следующее. Ряд методик при оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий, а значит – и адекватной оценки конкурентоспособности предприятия.
Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них.
Конкурентоспособность страховой компании на наш взгляд, следует оценивать на основе показателей конкурентоспособности ее услуг с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы.
Для оценки конкурентоспособности страховой компании сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода.
Цель системного анализа
страховщика - установление стратегических
и тактических факторов повышения
конкурентоспособности
В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности страховых компаний. По методике оценки конкурентоспособности можно выделить следующее:
- уровень конкурентоспособности считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных услуг на конкретных рынках;
- отдельно проводить
анализ эффективности
- отдельно
считать показатель
В работе отмечено, что способность страховых компаний реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке.
В соответствии с известной моделью М. Портера каждая работающая на рынке страховой компании подвергается давлению пяти конкурентных сил:
- конкуренция в отрасли;
- угроза прихода новых конкурентов;
- угроза замены товара или услуги;
- зависимость от потребителей;
- зависимость от поставщиков.
На наш взгляд, для страховых компаний первые три фактора являются наиболее важными.
Анализ сильных и
слабых сторон, появляющихся возможностей
и угроз объединяет SWOT-анализ (от
англ. strenghts-weaknesses-
Рейтинг как комплексная оценка состояния страховой компании независимыми экспертами стал одним из основных элементов конкуренции. Наличие рейтинга и его уровень выгодно отличает страховщика, являясь доказательством открытости и прозрачности его деятельности, дает возможность увидеть насколько данная страховая компания конкурентоспособна.
Если обобщить накопленный опыт составления рейтингов в России, можно выделить следующие недостатки.
Основная проблема большинства рейтингов заключается в том, что они практически не ориентированы на пользователей рейтингов, особенно на непрофессиональных. В целом, несмотря на возрастающее количество и периодичность публикуемых рейтингов страховых компаний, отношение к рейтингам со стороны непосредственных пользователей неоднозначное. С одной стороны, рейтинги востребованы: отдельные компании принимают участие в их составлении, с другой стороны - основным источником информации о деятельности страховых компаний по-прежнему остается рэнкинг (классификация). Занимаемые в нем места часто указываются страховыми компаниями в своих рекламных проспектах.
Таким образом, все имеющиеся внешние рейтинги сложны для понимания самой многочисленной группы пользователей - физических лиц, а внутренние рейтинги пока не пользуются достаточной популярностью, в том числе из-за отсутствия признанного рейтингового агентства.
Отсутствие ориентации на потребителя, влияет и на интерпретацию полученных значений рейтинга. Так, современные составители рейтингов не дают их четкую и простую трактовку, которая была бы понятна как профессиональному пользователю рейтингов, так и потенциальному страхователю - физическому лицу.
Помимо рассмотренных выше частных недостатков, присущих отдельным методикам, существуют и некоторые общие методологические «узкие места», которые влияют на объективность, достоверность полученных результатов и, соответственно, на признание той или иной методики. Среди таковых можно выделить следующие:
- необоснованное определение
выборочной совокупности
- неоптимальный выбор
статистических коэффициентов,
- произвольное определение оптимальных, минимальных и максимальных значений выбранных коэффициентов;
- недостаточно корректное выведение итогового значения рейтинга.
В современных условиях
развития страхового рынка характеризующимся
расширением деятельностью
Набор факторов, по которым проводится оценка качества страховой услуги, а также их значимость, можно определить, как и прочие характеристики рынка, путем социологических исследований. Значимость свойств страхового продукта для населения, а также значимость свойств страховой услуги для юридических лиц представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Значимость свойств страхового продукта для населения
Свойства |
Доля респондентов, называющих этот фактор в числе важных |
надежность СК |
76,2% |
понятность условий страхования |
14,7% |
качество обслуживания |
8,0% |
ассортимент страховых услуг |
7,1% |
известность СК |
6,5% |
бесплатные консультации |
3,1% |
близость СК к месту жительства страхователя |
2,6% |
качество рекламы |
1,0% |
Таблица 2
Значимость свойств страховой услуги для юридических лиц
(в лице руководителя, принимающего решения)
Критерии, влияющие на выбор страховой компании (по пятибалльной шкале) |
Государствен ное учреждение |
Государственное или смешанное предприя тие |
Российское частное предприя тие |
Предприятия с иностранными собственниками, совместными предприятиями |
Другое |
Известность Надежность Престижность Уровень сервиса Территориальная близость компании Квалификация и доброжелательность представителя компании |
3,9 4,9 3,3 4 2,8
4,3 |
4,1 4,7 3,6 4 2,9
4,2 |
3,7 4,7 3,4 4,4 2,6
4,2 |
4 4,8 3,7 4,6 2,6
4,4 |
4 5 3,1 4 2
4 |
В этих таблицах в едином перечне сведены свойства самой компании (надежность, известность, близость к месту жительства страхователя, ассортимент страховых услуг, качество рекламы), а также ее продукта (понятность условий страхования, бесплатные консультации, качество обслуживания). Как уже отмечалось, с точки зрения маркетинга характеристики страховщика и его услуги надо рассматривать совместно, в качестве единого пакета свойств продукта, противостоящего его цене. Это связано с тем, что в потребительском представлении они выступают в виде неразрывного целого и свойства компании переносятся на ее продукт, а характеристики услуги — на страховщика. В этом проявляется субъективный характер страхования и его неотделимость от компании, оказывающей соответствующую услугу.
Главной составляющей комплексного пакета свойств страхового продукта является надежность страховщика. Другое исследование фирмы GFK позволяет определить значимость еще одного свойства страховой услуги — быстроты и полноты выплаты возмещения. Как следует из его результатов, это второе по значимости свойство продукта после надежности компании. Быстрота (полнота) выплаты возмещения воспринимается как проекция эффективности компании, готовности и способности страховщика выполнить взятые на себя обязательства. В потребительском представлении она сливается с понятием надежности.
Таким образом качественная страховая услуга с точки зрения страхователя, это:
- финансовая устойчивость компании;
- условия страхования, обеспечивающие защиту имущественных интересов;
- страховой тариф на
уровне, соответствующем его
- стоимость
страхования, соответствующая
- сочетание представления страхователя о гарантированных выплатах и реальных финансовых возможностях компании;
- надежная система перестрахования;
- форма общения любого сотрудника компании, из которой будет очевидна важность проблем для каждого страхователя и готовность оказать любое посильное содействие в их решении;
- дополнительный набор сервисных услуг;
- известность бренда компании, ее репутация, положение в рейтинге и т. д.
Соответствие этим запросам возможно только путем постоянного совершенствования за счет использования новых технологий, внедрения инноваций, грамотного планирования, правильно выстроенной внутренней структуры компании, мотивации инициатив сотрудников, исполняющих профессиональные обязанности с осознанием своей роли во всей цепи связанных бизнес-процессов.
В последнее время значительно окреп и развился институт самоуправления и саморегулирования. ВСС и другие объединения страховщиков принимают на себя все большую часть ответственности за положение дел на рынке страховых услуг, де-факто уже давно выполняя функции саморегулируемых организаций по целому ряду направлений, в частности, в экспертной проработке и поиске решений проблем, которые стоят перед страховщиками и их клиентами. Создание СРО в страховой отрасли – одно из решений системных проблем регулирования.
Деятельность каждого предприятия представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности (операций), достигающих значимых для организации результатов, называемых бизнес-процессами.
В последнее время
в компаниях большое внимание
уделяют анализу бизнес-
Деятельность по оптимизации бизнес-процессов включает в себя анализ возможных вариантов совершенствования бизнес-процессов и выбор оптимального с определением критериев, по которым можно оценивать процесс оптимизации.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой организации