Анализ конкурентоспособности страховой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается устойчивый рост объемов услуг страхового рынка. Изменение условий конкуренции в посткризисной экономике определяет необходимость использования новых технологий ведения страхового бизнеса, обеспечения эффективности и рентабельность деятельности страховщика, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения конкурентоспособности страховых компаний.

Файлы: 1 файл

для главы 1 и 2.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В связи с этим отметим  и следующее. Ряд методик при  оценке конкурентоспособности предприятий основывается на весьма сложных идеализированных построениях: вводятся новые для экономической науки определения и показатели, строятся различные матрицы, вводятся новые системы координат и так далее. И хотя логическая обоснованность используемых теоретических моделей не вызывает сомнения, в конкретных экономических условиях конкретного хозяйствующего субъекта эти модели предстают как весьма абстрактные. В результате этого в ряде случаев не только невозможно осуществить сколько-нибудь точную количественную оценку того или иного предлагаемого параметра, но и вовсе сложно дать ему четкое определение. Все это существенно снижает возможность математической обработки вводимых категорий, а значит – и адекватной оценки конкурентоспособности предприятия.

Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них.

Конкурентоспособность страховой компании на наш взгляд, следует оценивать на основе показателей конкурентоспособности ее услуг с учетом значимости рынков, на которых они были реализованы.

Для оценки конкурентоспособности  страховой компании сначала необходимо провести анализ ее состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода.

Цель системного анализа  страховщика - установление стратегических и тактических факторов повышения  конкурентоспособности оказываемых  услуг, эффективности и устойчивости функционирования компании.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности страховых компаний. По методике оценки конкурентоспособности можно выделить следующее:

- уровень конкурентоспособности  считать как средневзвешенную  величину по показателям конкурентоспособности конкретных услуг на конкретных рынках;

- отдельно проводить  анализ эффективности деятельности  компании исходя из конкурентоспособности и эффективности каждой услуги на каждом рынке;

- отдельно  считать показатель устойчивости  функционирования организации.

В работе отмечено, что  способность страховых компаний реализовать и защитить свои конкурентные преимущества зависит от того, насколько успешно она может противостоять давлению конкурентных сил, действующих на рынке.

В соответствии с известной  моделью М. Портера каждая работающая на рынке страховой компании подвергается давлению пяти конкурентных сил:

- конкуренция в отрасли; 

- угроза прихода новых  конкурентов; 

- угроза замены товара  или услуги;

- зависимость от потребителей;

- зависимость от поставщиков.

На наш  взгляд, для страховых компаний первые три фактора являются наиболее важными.

Анализ сильных и  слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз объединяет SWOT-анализ (от англ. strenghts-weaknesses-opporrtunities-threats). Сильные  и слабые стороны страховой компании с точки зрения конкурентоспособности, а также ее возможности генерировать доход сегодня и в дальнейшем также необходимо рассматривать для получения объективной оценки. Наиболее важные моменты этого аспекта анализа: дистрибьюторская сеть, степень диверсификации бизнеса, темпы роста собираемой страховой премии, рыночная доля.

Рейтинг как комплексная  оценка состояния страховой компании независимыми экспертами стал одним из основных элементов конкуренции. Наличие рейтинга и его уровень выгодно отличает страховщика, являясь доказательством открытости и прозрачности его деятельности, дает возможность увидеть насколько данная страховая компания конкурентоспособна.

Если обобщить накопленный  опыт составления рейтингов в  России, можно выделить следующие недостатки.

Основная проблема большинства  рейтингов заключается в том, что они практически не ориентированы  на пользователей рейтингов, особенно на непрофессиональных. В целом, несмотря на возрастающее количество и периодичность публикуемых рейтингов страховых компаний, отношение к рейтингам со стороны непосредственных пользователей неоднозначное. С одной стороны, рейтинги востребованы: отдельные компании принимают участие в их составлении, с другой стороны - основным источником информации о деятельности страховых компаний по-прежнему остается рэнкинг (классификация). Занимаемые в нем места часто указываются страховыми компаниями в своих рекламных проспектах.

Таким образом, все имеющиеся  внешние рейтинги сложны для понимания  самой многочисленной группы пользователей - физических лиц, а внутренние рейтинги пока не пользуются достаточной популярностью, в том числе из-за отсутствия признанного рейтингового агентства.

Отсутствие  ориентации на потребителя, влияет и  на интерпретацию полученных значений рейтинга. Так, современные составители рейтингов не дают их четкую и простую трактовку, которая была бы понятна как профессиональному пользователю рейтингов, так и потенциальному страхователю - физическому лицу.

Помимо рассмотренных  выше частных недостатков, присущих отдельным методикам, существуют и некоторые общие методологические «узкие места», которые влияют на объективность, достоверность полученных результатов и, соответственно, на признание той или иной методики. Среди таковых можно выделить следующие:

- необоснованное определение  выборочной совокупности страховых  компаний, присутствующих в рейтинговой таблице;

- неоптимальный выбор  статистических коэффициентов, применяемых  для расчета рейтинга;

- произвольное определение  оптимальных, минимальных и максимальных значений выбранных коэффициентов;

- недостаточно корректное  выведение итогового значения  рейтинга.

В современных условиях развития страхового рынка характеризующимся  расширением деятельностью иностранных  страховщиков и как следствие ужесточением конкуренции, особое внимание уделяется вопросам качества предоставляемых страховых услуг. Одним из факторов конкурентной борьбы является повышения качества уровня страхового обслуживания. В силу специфики страхования, выраженной в особенностях его производства и реализации, также с учетом прикладного характера страховых услуг возникает необходимость применения комплексного подхода к оценке их качества. Под комплексной оценкой понимается измерение и анализ показателей, характеризующих уровень качества предоставляемых страховых услуг. Основной задачей комплексной оценки качества страховых услуг является определение конкурентных преимуществ, как конкретного страховщика, так и отдельного страхового продукта.

Набор факторов, по которым  проводится оценка качества страховой услуги, а также их значимость, можно определить, как и прочие характеристики рынка, путем социологических исследований. Значимость свойств страхового продукта для населения, а также значимость свойств страховой услуги для юридических лиц представлена в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1

Значимость свойств страхового продукта для населения

Свойства

Доля респондентов, называющих этот фактор в числе важных

надежность СК

76,2%

понятность условий  страхования

14,7%

качество обслуживания

8,0%

ассортимент страховых услуг

7,1%

известность СК

6,5%

бесплатные консультации

3,1%

близость СК к месту  жительства страхователя

2,6%

качество рекламы

1,0%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Значимость  свойств страховой услуги для  юридических лиц 

(в лице руководителя, принимающего решения)

Критерии, влияющие на выбор страховой компании (по пятибалльной шкале)

Государствен

ное учреждение

Государственное или смешанное предприя

тие

Российское частное предприя

тие

Предприятия с иностранными собственниками, совместными предприятиями

Другое

Известность 

Надежность

Престижность 

Уровень сервиса 

Территориальная

близость компании

Квалификация и 

доброжелательность представителя

компании

3,9 

4,9 

3,3 

2,8 

 

4,3

4,1 

4,7 

3,6 

2,9 

 

4,2

3,7 

4,7 

3,4 

4,4 

2,6

 

 4,2

4,8 

3,7 

4,6 

2,6

 

4,4

3,1 

 

4


 

В этих таблицах в едином перечне сведены свойства самой  компании (надежность, известность, близость к месту жительства страхователя, ассортимент страховых услуг, качество рекламы), а также ее продукта (понятность условий страхования, бесплатные консультации, качество обслуживания). Как уже отмечалось, с точки зрения маркетинга характеристики страховщика и его услуги надо рассматривать совместно, в качестве единого пакета свойств продукта, противостоящего его цене. Это связано с тем, что в потребительском представлении они выступают в виде неразрывного целого и свойства компании переносятся на ее продукт, а характеристики услуги — на страховщика. В этом проявляется субъективный характер страхования и его неотделимость от компании, оказывающей соответствующую услугу.

Главной составляющей комплексного пакета свойств страхового продукта является надежность страховщика. Другое исследование фирмы GFK позволяет определить значимость еще одного свойства страховой  услуги — быстроты и полноты выплаты возмещения. Как следует из его результатов, это второе по значимости свойство продукта после надежности компании. Быстрота (полнота) выплаты возмещения воспринимается как проекция эффективности компании, готовности и способности страховщика выполнить взятые на себя обязательства. В потребительском представлении она сливается с понятием надежности.

Таким образом качественная страховая услуга с точки зрения страхователя, это:

- финансовая устойчивость компании;

- условия  страхования, обеспечивающие защиту имущественных интересов;

- страховой тариф на  уровне, соответствующем его представлению  о цене застрахованных рисков;

- стоимость  страхования, соответствующая уровню  его платежеспособности;

- сочетание представления  страхователя о гарантированных выплатах и реальных финансовых возможностях компании;

- надежная система  перестрахования;

- форма общения любого  сотрудника компании, из которой  будет очевидна важность проблем для каждого страхователя и готовность оказать любое посильное содействие в их решении;

- дополнительный набор  сервисных услуг;

- известность бренда  компании, ее репутация, положение  в рейтинге и т. д. 

Соответствие этим запросам возможно только путем постоянного  совершенствования за счет использования новых технологий, внедрения инноваций, грамотного планирования, правильно выстроенной внутренней структуры компании, мотивации инициатив сотрудников, исполняющих профессиональные обязанности с осознанием своей роли во всей цепи связанных бизнес-процессов.

В последнее время  значительно окреп и развился институт самоуправления и саморегулирования. ВСС и другие объединения страховщиков принимают на себя все большую часть ответственности за положение дел на рынке страховых услуг, де-факто уже давно выполняя функции саморегулируемых организаций по целому ряду направлений, в частности, в экспертной проработке и поиске решений проблем, которые стоят перед страховщиками и их клиентами. Создание СРО в страховой отрасли – одно из решений системных проблем регулирования.

Деятельность каждого  предприятия представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности (операций), достигающих значимых для организации результатов, называемых бизнес-процессами.

В последнее время  в компаниях большое внимание уделяют анализу бизнес-процессов, как Компании в целом, так и отдельных проблемных областей. Анализ бизнес-процессов позволяет руководству Компании по-новому взглянуть на деятельность подразделений, определить «болевые» точки, найти пути совершенствования бизнес-процессов и Компании в целом.

Деятельность  по оптимизации бизнес-процессов включает в себя анализ возможных вариантов совершенствования бизнес-процессов и выбор оптимального с определением критериев, по которым можно оценивать процесс оптимизации.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой организации