Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается устойчивый рост объемов услуг страхового рынка. Изменение условий конкуренции в посткризисной экономике определяет необходимость использования новых технологий ведения страхового бизнеса, обеспечения эффективности и рентабельность деятельности страховщика, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения конкурентоспособности страховых компаний.
Глобализационные процессы будут сопровождаться дальнейшей концентрацией капитала в страховых группах и их слиянием с банковским и финансово-промышленным капиталом.
Глобализация мирового страхового рынка представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными страховыми хозяйствами, происходящий под влиянием изменений в мировой экономике, и имеет в качестве конечной цели формирование глобального страхового пространства. Это явление выражается в следующих процессах, активно протекающих с начала девяностых годов двадцатого века:
1) концентрация страхового и перестраховочного капитала, что проявляется в массовых слияниях и приобретениях страховых и перестраховочных обществ на мировом страховом рынке, формирование на этой основе транснациональных страховых обществ (ТНС);
2) сращивание страхового,
банковского и ссудного
3) концентрация на рынке страховых посредников, проявляющаяся в формировании крупнейших международных страховых брокеров путем слияния и приобретения мелких и средних обществ;
4) концентрация потребителей
страховых услуг,
5) изменение традиционных
форм и видов страховых услуг,
ведущее к сращиванию
6) изменение спроса
на «массовые» страховые
7) расширение сферы
использования частного
8) изменение рыночной
среды в условиях полной
9) рост опустошительности
страховых убытков как
10) повсеместная либерализация торговли страховыми услугами и расширение доступа иностранных страховщиков и перестраховщиков на ранее «закрытые» национальные рынки стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии под влиянием политических изменений, создание Всемирной торговой организации, Международной Ассоциации страховых надзоров.
Основными причинами и предпосылками масштабных слияний и поглощений характерных для современного развития страхового рынка являются следующие:
1. Перенасыщение национальных и мирового рынков страхования большим числом участников рынка, имеющих высокий уровень капитализации, и, как следствие, жесткая конкуренция между ними.
2. Потребность в дальнейшем
развитии и увеличении
3. Потребность в очень крупном
капитале, особенно в перестраховании,
для принятия на страхование
крупных и очень крупных
4. Стремление расширить
5. Стремление сократить расходы
на ведение дел является
6. Стремление расширить перечень страховых услуг и предлагаемых видов страхования, а также использовать новые способы продаж страховых услуг.
7. Желание перестраховочных
8. Желание поднять свой рейтинг за счет финансово-устойчивого партнера. Многие страховщики рассматривают слияние по niquieHHe как способ улучшения собственных показателей финансовой устойчивости. Например, Mercantile & General до поглощения имела рейтинг А+ (по данным агентства Standard & Poor's), a Swiss Re. — AAA, а после сделки M&G было присвоено AA+.
Развитие современных технологий в области телекоммуникаций, в первую очередь интернета, оказывает значительное влияние на развитие мирового страхового рынка, предоставляя, с одной стороны, непосредственный доступ к потребителю, с другой — формируя спрос на появление специальных страховых услуг, способных компенсировать потенциальный ущерб, порожденный новыми рисками: несанкционированный доступ к информации о кредитных картах страхователей, с использованием которых осуществляется оплата предоставленных услуг; банковским счетам; об имуществе, принадлежащем страхователю, о его состоянии здоровья и т.п. Кроме того, потенциальные убытки могут быть связаны с поражением компьютерными вирусами клиентских сетей и серверов компаний, продающих или использующих сети интернета для продажи товаров и услуг.
Для страховщиков использование интернета представляет эффективный способ так называемых «прямых» продаж страховых услуг, при этом понятно, что эффективность затрат на развитие этого способа продаж напрямую связана и зависит от возможности использования компьютерных сетей потребителями. По некоторым данным, ежегодный интернет-оборот мирового страхового рынка составляет более 500,0 млн долл.
Появление новых технических возможностей
в условиях глобализации страхового
рынка создало новые
Одной из тенденций в области
государственного надзора за страхованием
можно считать значительно
Проблемы обеспечения конкурентоспособности на рынке страховых услуг имеет определенную специфику. Во-первых, задача существенно осложняется однотипностью страховых продуктов. Все страховые компании предлагают вниманию клиентов очень похожие, а порой и одинаковые страховые продукты, со схожими, традиционными условиями, страховыми суммами и правилами. Проблему выбора в этой ситуации осложняют еще и практически одинаковые цены на типовые виды страхования.
Второе – как показывает практика, рядовой страхователь очень слабо разбирается в тонкостях и особенностях страхового продукта. Таким образом, небольшие различия в страховых услугах разных компаний, направленные как в пользу страхователя, так и против него, в большинстве случаев оказываются им просто незамеченными.
Таким образом во-первых, нужно сделать услугу уникальной.
Другим конкурентным преимуществом вполне может стать отработанная система при рассмотрении претензий страхователей, при выплатах возмещений в результате наступления страхового события.
«Спасти» ситуацию могло бы и жесткое позиционирование страховых компаний, выражение и подчеркивание целевой группы, на которую рассчитаны страховые услуги.
В любом случае, в создавшихся условиях страховая компания должна выйти за рамки универсальной организации, предлагающей «все виды полисов для всех».
Есть еще и третий способ – это грамотный пиар, на основе и лишь на основе которого потенциальные страхователи будут выделять вашу компанию из общей массы.
На первом этапе выбора продукта клиент выделяет из всех компаний страховщиков, надежных с его точки зрения. Дальше он проверяет, насколько продукт покрывает риски, от которых он хочет защититься. В случае удовлетворительного ответа на этот вопрос потребитель сравнивает цену продукта с конкурентными предложениями. На потребительскую оценку также влияют уровень сервиса страховщика и эмоциональная оболочка продукта – сочувствие, сопереживание, близость к страхователю, широкий спектр дополнительных услуг.
Еще один «больной» вопрос
конкуренции – это
Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано.
Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи:
- матричные методы;
- методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия;
- методы, основанные на теории эффективной конкуренции;
- комплексные методы.
Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует. На наш взгляд, это обусловлено тем, что предлагаемые подходы обладают целым рядом недостатков.
Помимо частных недостатков, отмеченных ранее, анализ существующих подходов позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.
Подавляющее большинство
методик основывается на выявлении
факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйств
Однако, как было показано ранее, система факторов конкурентоспособности предприятия является открытой, а множество элементов этой системы – нечетким. Можно утверждать, что, в конечном итоге, вся совокупность случайных и закономерных элементарных событий, происходящих в исследуемом пространстве, в той или иной степени оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.
Даже если бы и удалось установить абсолютно полный перечень факторов конкурентоспособности, то согласно теории систем, оценка свойств объекта на основании оценки предельно элементарных его составляющих в итоге не дает адекватной оценки рассматриваемого объекта, так как эти элементарные составляющие определяют свойства объекта не автономно, а в совокупности, во взаимодействии друг с другом, что не учитывается при поэлементной оценке исследуемого объекта. Помимо этого, чрезмерное увеличение количества факторов конкурентоспособности (в случае теоретического допущения возможности формирования абсолютно полного перечня факторов) ведет к тому, что трудоемкость их математической обработки становится чрезвычайно высокой, а задача по сбору необходимых данных – практически неосуществимой, что существенно снижает практическую применимость подобных методов оценки конкурентоспособности предприятий.
Для оценки выявленных исследователями факторов конкурентоспособности, а также определения ряда других показателей в работе используются приблизительные, примерные оценки, "экспертные методы", страдающие существенной субъективностью и условностью. Конечно, в ряде случаев избежать такого подхода невозможно, однако использование подобных оценок в качестве базового метода приводит к весьма слабой математической связи исходных условных факторов с оцениваемым показателем конкурентоспособности.
Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой организации