Анализ конкурентоспособности страховой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается устойчивый рост объемов услуг страхового рынка. Изменение условий конкуренции в посткризисной экономике определяет необходимость использования новых технологий ведения страхового бизнеса, обеспечения эффективности и рентабельность деятельности страховщика, оптимизации бизнес-процессов, обеспечения конкурентоспособности страховых компаний.

Файлы: 1 файл

для главы 1 и 2.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

В целом показательно то, что добровольные виды страхования  показали отрицательную динамику (–10%), кроме страхования ответственности. А обязательные виды страхования в 2009 году не только обеспечили устойчивость рынка, но и стали залогом его роста. Не случайно понимание этой ситуации существенно повысило активность страховщиков в пропаганде и лоббировании принятия новых видов обязательного (вмененного) страхования.

При этом доля рынка крупнейших 10–20 компаний неуклонно  растет. В целом ситуацию на рынке страхования можно оценить как негативно стабильную.

В случае введения новых  видов обязательного страхования  и стимулирования добровольного спроса на страхование объем страховых взносов к 2013 году вырастет по сравнению с 2010 годом в 2,2 раза и составит 1,2 трлн. рублей.

С 1 января 2011 года в действие вступил новый закон об обязательном медицинском страховании. Страховщики ждали этот закон, но, к сожалению, он не оправдал надежд в полной мере. Роль страховых компаний сведена к тому, что они выписывают полисы ОМС и проводят экспертизу качества медицинских услуг. Других функций, собственно страховых, в законе не предусмотрено, поэтому страховые компании выступают как посредники между лечебными учреждениями и гражданами.

Идет работа над законопроектом об обязательном страховании жилья, но такой законопроект столкнется с  рядом проблем. Основной вопрос –  это его юридическое соответствие действующему законодательству. Конституция РФ и Гражданский кодекс не допускают обязательности в страховании имущества граждан, поэтому нужно в первую очередь скорректировать правовое поле.

Не менее значимым является вопрос адекватности страховых тарифов. Обязательное страхование приведет к увеличению затрат на содержание жилья, и для некоторых слоев населения эти затраты составят значительную часть бюджета. Поэтому следует ожидать на первом этапе негативного отношения к этому закону со стороны граждан.

Еще одной характерной  чертой последних лет для страхового рынка Российской Федерации является усиление конкуренции и ощутимое сокращение количества страховых компаний. Это сопровождается уходом страховых компаний с рынка. В соответствии с реестром ФССН их количество на 31.12.2009 г. составило 694, что на 333 компании меньше, чем в 2008 г. Учитывая сокращение числа страховых компаний, стагнацию рынка и стремление страхователя страховаться в «надежных», с его, страхователя, точки зрения, компаниях, можно с уверенностью сказать, что идет консолидация страхового рынка и ускоренный рост клиентской базы в крупных федеральных компаниях, и это является еще одной существенной тенденцией 2009-2010 гг. Идет значительное перетекание клиентов из мелких в более крупные страховые компании.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы обеспечении  конкурентоспособности страховых  компаний.

Конкурентоспособность компании - это комплексный качественный показатель уровня развития организации, сформированный на таких элементах, как:

- активность предприятия во внешней среде, с соответствующей способностью к реакции на внешние воздействия;

- устойчивость внутреннего развития, обуславливаемая своевременными и позитивными изменениями как результат управляющих воздействий на внутренние бизнес-процессы;

- системное обеспечение на основе вышеназванных элементов высокой эффективности деятельности, которая выражается направленностью на результат приобретения конкурентных преимуществ на рынках.

Таким образом, можно сформировать предположение, что на должный уровень конкурентоспособности компании при любой стратегии влияют три подсистемы организации, которые должны подвергаться диагностике и быть оптимизированы на основе ее результатов: организационная структура, производственный потенциал и персонал предприятия. В итоге, главными качествами разработанной на основе диагностики программы повышения конкурентоспособности, способствующими ее успеху (т.е. обеспечение повышения эффективности функционирования компании) должны являться сфокусированность, интегрированность и сбалансированность.

Конкуренция - неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. Реальная рыночная экономика  немыслима без конкуренции. В  этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных страховых рынках. Наличие конкурентов заставляет каждого страховщика быть предельно внимательным к запросам своих клиентов. Интенсивность конкуренции на рынке страховых услуг определяется рядом факторов. К таким факторам относятся:

- численность и сравнимая емкость конкурирующих страховых компаний;

- изменение объема спроса на страховые услуги и его структурная и стоимостная динамика;

- барьеры проникновения на страховой рынок (особенности лицензирования страховой деятельности);

- ситуация на смежном кредитном рынке;

- различия в стратегии страховщиков-конкурентов;

- особые мотивы для конкуренции на данном страховом рынке.

Конкурентоспособность страховщика представляет собой  возможности сбыта страховых  продуктов на данном рынке с учетом имеющихся страховых интересов.

В работе выделены экономические и организационные параметры, характеризующие конкурентоспособность страховщика. К числу экономических параметров относятся расходы на обучение персонала, комиссионное вознаграждение страховых агентов, налогообложение доходов от страховой деятельности и др. Организационные параметры составляет система скидок и льгот страхователям по срокам и условиям заключаемых договоров страхования. В идеале экономические и организационные параметры конкурентоспособности страховщика должны быть ориентированы на учет потребностей всех потенциальных клиентов страховщика.

Страховой рынок выполняет регулирующую функцию при условии существования экономической конкуренции. Сама по себе конкуренция не обеспечивает успехов на страховом рынке. Эти успехи в значительной степени зависят от страховщика, который побуждает сотрудников страхового общества к постоянному поиску новых потенциальных клиентов, совершенствованию форм и методов страхового обслуживания

При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:

  • технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;
  • уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

К неуправляемым  со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:

  • научно-технический прогресс,
  • государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
  • состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
  • социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
  • конъюнктура мирового страхового рынка.

Конкурентоспособность страховой компании можно определить как поддержание значений стратегических показателей своей деятельности в состоянии устойчивости, обеспечивающей экономическую эффективность бизнеса на приемлемом для собственников уровне. Такими стратегическими показателями при этом могут быть: финансовая устойчивость и платежеспособность, объем действующей филиальной сети, функционирующая агентская сеть, темпы роста сборов страховых премий, убыточность страховых операций, доля рынка и пр. Конкретный набор целевых показателей зависит от миссии, заявленной компанией, и стоящими перед ней стратегическими задачами.

Страховая услуга не одномоментный  акт. Являясь по сути гарантией возмещения возможных убытков, она состоит в переносе риска со страхователя на фонд страховщика и имеет протяженность во времени в течение всего периода действия страхового обязательства. Поскольку мы определяем страховую услугу как процесс сопровождения этого обязательства, то уровень ее конкурентоспособности определяется на каждом его этапе, включая:

  • аквизицию;
  • андеррайтинг;
  • консультации;
  • обслуживание заявлений;
  • процесс урегулирования претензий;
  • дополнительный сервис (что фактически является исполнением обязательств в натуральной форме);
  • ведение страховой истории;
  • практика начисления бонусов и т.п.

Как очевидно, обслуживание процесса заключения и исполнения договора страхования, то есть страховая услуга, определяется:

  • уровнем корпоративной культуры организации;
  • подготовкой и вовлеченностью ее персонала;
  • адекватностью тарифов предлагаемым условиям;
  • объемом и сбалансированностью страхового портфеля;
  • охваченной организацией долей рынка.

Нетрудно заметить, что  все эти показатели характеризуют конкурентоспособность самой страховой компании. Конкурентоспособность страховой услуги может в определенных условиях оказаться тождественной такой экономической категории, как качество, а конкурентоспособность страховой компании может при этом рассматриваться как ее эффективность.

Таким образом, конкурентоспособность страховых услуг задается уровнем конкурентоспособности страховой компании, а для обеспечения конкурентоспособности страховой компании необходима конкурентоспособность ее страховых услуг.

Специфическим свойством  большинства отечественных страховщиков, определяющим основы их рыночного поведения, является их зависимость не просто от платежеспособности страхователей, а от состояния платежеспособности и лояльности одного - нескольких ключевых клиентов. Это, естественно, еще более обостряет проблему устойчивости и динамики развития страховщиков, ее детерминированности доходами клиентов, особенно в условиях кризиса.

Наиболее успешным методом  стимулирования конкуренции в настоящее  время признано кластерное обеспечение конкурентоспособности производителей. Представляется интересным исследовать возможности кластерного подхода для развития конкурентоспособности страхового бизнеса. Его возможности для повышения конкурентоспособности страховых организаций и их услуг можно рассматривать в двух аспектах:

- как включение страховых и иных финансовых организаций в промышленные кластеры в качестве инструментов обеспечения риск-менеджмента и источника инвестиционных ресурсов;

- как возможность создания финансовых кластеров, обеспечивающих народное хозяйство конкурентоспособными страховыми услугами.

Включение страховых  организаций в промышленные кластеры означает для страховщиков наличие  платежеспособного рынка, заинтересованного  в привлечении страхования в качестве инструмента защиты от предпринимательских рисков.

Стоит отметить, что в  соответствии с предложенным Президентом  Российской Федерации планом реформирования мировой финансовой системы Министерством экономического развития РФ была разработана Концепция создания в России Международного Финансового Кластера "Кремлин Сити". Предусмотренные Концепцией мероприятия предполагают создание не только законодательно-правового поля, но и соответствующей мировому уровню нефинансовой инфраструктуры. Концепция рассчитана на пять лет, в течение которых предполагается обеспечить становление российского финансового рынка в качестве регионального международного финансового центра - одного из ведущих центров на евроазиатском пространстве. В кластер предполагается включение и банков, и страховых компаний.

Несомненный интерес  представляет исследование влияния  глобализационных процессов на конкурентоспособность страховых компаний. Среди субъектов страхового рынка есть три взгляда на процессы глобализации. Это поддерживающий и приветствующий, негативный и консервативный, нейтральный.

В рассмотрении бизнес перспектив глобализации для страхового рынка  СНГ, на наш взгляд, есть два подхода маркетинговый и финансовый.

Маркетинговый подход к  оценке перспектив базируется на относительно невысокой степени охвата страховыми услугами и ожиданием продолжения тенденции роста сбора страховых премий и потому вселяющий в страховых маркетологов известную долю оптимизма.

Как показывает практика, финансисты, финансовые директора классических страховых компаний стран СНГ стоят перед сложной задачей сочетания консервативного финансового подхода в оценке эффективности тех или иных управленческих решений с необходимостью разработки внедрения новых управленческих технологий таких как бюджетирование, контроллинг, системы управленческого учета, системы сбалансированных показателей и др. Кроме этого они вынуждены сочетать нашу ментальность с системой управления рисками, которые генерируются в функциональной сфере, во внутренней и во внешней среде.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности страховой организации