Анализ финансовой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………………… 3

Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38

Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82

Библиография………………………………………………………………..…..84

Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью  предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми  ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают  проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций  из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные  органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Налоговые инспекции  — это органы оперативного финансового контроля. Они осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и, организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну); обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

В случаях непредставления (или отказа представить) бухгалтерских  отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы. В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитражном или гражданском суде.

 Федеральная  служба России по валютному  и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

В рамках своей компетенции  Федеральная служба организует проверки полноты и объективности учета  и отчетности по валютным и иным внешнеторговым операциям, а также  по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Итак, в целом можно  заключить, что финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.

 

2.3. Анализ состояния доходов населения.

 

Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения  являются удельный вес населения  с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах «деньги следуют за потребителем» и на условиях государственного социального заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.

Рассмотрим некоторые показатели динамики состояния доходов населения  на основании финансовых отчетов  Министерства финансов Российской Федерации  и данных Госкомстата РФ за 2001-2002 годы.

В целом благоприятные тенденции  в российской экономике в 2001 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата  РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2001 г. по сравнению с 2000 г. выросли на 5,9 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 21,4 % (среднегодовые показатели).

Положительной тенденцией последних  двух лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В декабре 2001 г. реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2000 г., а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %. Таким образом, уровень реальной заработной платы в декабре 2001 г. приблизился к докризисному (98,5 % относительно декабря 1997 г.), а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных показателей (почти на 12 %).

В таблице 3 представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и  денежных доходов населения в 1997 – 2001 гг..

Таблица 3.

Динамика номинальных  и реальных показателей з/п и  денежных доходов населения в 1997-2001г.

 

1997

1998

1999

2000

2001

Средняя начисленная заработная плата, руб.

1215

1468

2283

3025

4294

Реальная заработная плата (1997 = 100%)

100

65,7

74,7

82,3

98,5

Среднедушевые денежные доходы, руб.

1270

1679

2524

3118

4025

Реальные денежные доходы (1997 = 100%)

100

71,8

79

81,2

88,3

Индекс потребительских цен (1997 = 100%)

100

184

251,7

302,5

358,8

Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду)

100

184,4

136,5

120,2

118,6


 

На увеличение показателя роста  реальных доходов населения в 2001 г. значительно повлияли индексация пенсий и проведенное в декабре  повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако это значение достигнуто не было, тем не менее в 2001 г. рост реальных денежных доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2000 г., когда он составил 102,9 %.

Основным фактором, стимулирующим  внутренний спрос в 2002 году, являлся  рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых  денежных доходов населения и  розничного товарооборота.

В структуре оборота  розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2002 году составил 46,4 %, непродовольственных — 53,6 (в 2001 году — 46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами — на 8,5 %, в то время как в предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными товарами (в частности, в 2001 г. оборот торговли продовольственными товарами возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами — на 13,7 %).

Динамику  реальных располагаемых денежных доходов  населения в 2000-2002 годах можно  наблюдать на рисунке 11:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Рис. 11

 

Следует отметить, что  в общей совокупности всех доходов  населения почти 2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов населения на высоком  уровне в 2002 году способствовал рост реальной заработной платы, увеличение которой в 2002 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности.

Размер назначенных  пенсий увеличился в реальном выражении  за январь-ноябрь 2002 г. на 16,9 %.

Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2002 году составил 108,8 % против 108,5 % за 2001 год. При этом в структуре использования денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2001 года до 58,2 % в январе-ноябре 2002 года, увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить, увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.

Однако, для составления  объективной картины финансового  благополучия населения необходимо рассмотреть не только уровни доходов  населения, но и темпы прироста цен на отдельные группы потребительских товаров, связанные с инфляционными процессами.

В течение первых трех кварталов 2001 г. сохранялась тенденция  опережающего роста индекса потребительских  цен относительно показателей денежных доходов и заработной платы. Официальная статистика свидетельствует о росте цен на потребительские товары и услуги за первые три квартала 2001 г. на 13,9 %, при этом номинальная заработная плата выросла всего на 12 % (сентябрь 2001 г. к декабрю 2000 г.). Уровень номинальных денежных доходов населения, по данным официальной статистики за третий квартал 2001 г., по сравнению с декабрем 2000 г. не только не увеличился, а наоборот сократился на 4,2 %. Рост номинальных показателей денежных доходов и заработной платы начался только в конце четвертого квартала 2001 г., в декабре доходы населения в расчете на месяц составили 4025 руб. против 3118 руб. в декабре 2000 г., а зарплата 4294 руб. против 3025 руб. в декабре 2000 г.

В целом темпы роста  потребительских цен в 2002 году (115,1 %) по сравнению с 2001 годом (118,6 %) замедлились.

В декабре 2002 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за аналогичный период 2001 года — 101,6 %). Можно отметить также, что  в 2002 году по сравнению с предыдущим годом сблизились темпы прироста цен на продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2001 году) и непродовольственные товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению остались на уровне 2001 года — 136,2 % против 136,9 %.

Рис. 12

 

Обращает на себя внимание тот факт, что в январе – ноябре 2001 г. росла суммарная задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2001 г.) до 34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2001 г.). Однако в результате погашения задолженности в декабре 2001 г. ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что на 5,6 % ниже показателя конца 2000 г. По-прежнему большую долю (87,9 %) в общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и организаций, составившие на 1 января 2001 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем объеме задолженности на 1 января 2001 г.).

Однако, как показывают текущие данные, задолженность по выплате заработной платы — это  то слабое место российской экономики, которое в ближайшее время  будет сохранять свои позиции.

Так, по состоянию на 1 мая 2003 г. суммарная задолженность  по заработной плате по кругу наблюдаемых  отраслей (по сведениям организаций) составила 31783 млн. рублей, что меньше на 6,9 %, чем по состоянию на 1 апреля 2003г. и на 0,6 % — чем по состоянию на 1 мая 2002 года.

Информация о работе Анализ финансовой системы России