Анализ финансовой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………………… 3

Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38

Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82

Библиография………………………………………………………………..…..84

Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

• совершенствование  системы обязательного социального  страхования от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности  механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;

• содействие привлечению  иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из интересов обеспечения  экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсам. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;

• разработка комплекса  мер по содействию добровольному  переселению в Российскую Федерацию  российских граждан из государств – участников СНГ и стран Балтии; в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;

• оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение  свободного перемещения рабочей  силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного  населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.

Целями государственной  политики в области социальной поддержки  населения на рассматриваемый период являются:

• снижение бедности, смягчение  ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;

• повышение эффективности  социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

• улучшение положения  и качества жизни граждан из так  называемых групп риска;

• расширение рынка и  повышение качества предоставляемых  социальных услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

• изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной  социальной помощи», а также принятие иных нормативных правовых актов  в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов; совершенствования процедуры проверки нуждаемости ее получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;

• развитие программно-целевых  и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению  социальных услуг с целью обеспечения  эффективного доступа граждан к  получению услуг;

• создание условий для  привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так  и негосударственных организаций;

• разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих  различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

• осуществление государственной  поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы «Дети-инвалиды на 2003-2006 годы»;

• дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

• комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать  единую систему сбора, хранения и  представления информации, характеризующей  состояние социальной сферы Российской Федерации.

Правительство предполагает, что обеспечение в ближайшие  два года высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия  для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в  социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 23-26 %. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, реальная заработная плата возрастет на 27-30 %.

Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и повышению уровня жизни пенсионеров. Уровень бедности снизится с 25 % в 2002 г. до 22-23 % в 2005 г.

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистический и графических методов)

 

3.1. Использование  показателей вариации в расчете  общих статей расходов федерального  бюджета РФ

 

При изучении явлений и процессов  общественной жизни статистика встречается с разнообразной вариацией (изменчивостью) признаков, характеризующих отдельные единицы совокупности.

Вариация  -  это различие в значениях, какого - либо признака у разных единиц данной совокупности в один и тот же момент времени.

Величины признаков изменяются под действием различных факторов. И, следовательно, чем разнообразнее  условия, влияющие на размер данного  признака, тем больше его вариация.

Исследование вариации в статистике имеет большое значение, т.к помогает изучить сущность явления. Измерение вариации, выяснение ее причины, выявление влияния отдельных факторов дает важную информацию (продолжительность жизни, доходы и расходы населения и т. д.) для принятия научно-обоснованных управленческих решений.

Средняя величина дает обобщающую характеристику признака изучаемой совокупности, которое весьма существенно для ее познания. Средняя не показывает, как располагаются около нее варианты осредняемого признака, сосредоточены ли они вблизи средней или значительно отклоняются от нее. Средняя величина признака в двух совокупностях может быть одинаковой, но в одном случае все индивидуальные значения отличаются от нее мало. Т.к. в одном случае вариация признака мала, в другом – велика, а это имеет  весьма важное значение для характеристики надежности средней величины.

Чем больше варианты отдельных единиц совокупности различаются между  собой, тем больше они отличаются от своей средней, и наоборот, - чем  меньше варианты отличаются друг от  друга, тем меньше они отличаются от средней, которая в этом случае будет более реально представить всю совокупность. Поэтому ограничиваться вычислением одной средней нельзя. Нужны и другие показатели, характеризующие отклонения отдельных значений от общей средней.

Итак, для характеристики колеблемости признака применяют систему   абсолютных и относительных показателей:

 

Абсолютные:

  1. размах вариации  R=xmax-xmin;
  2. среднее линейное отклонение d;
  3. дисперсия s2;
  4. среднеквадратическое отклонение s = Ös2;
  5. коэффициент вариации Vs.

 

Размах вариации измеряет разность между максимальным и минимальным значениями  варьирующего признака, это наиболее простой способ измерения колеблемости:

R=xmax-xmin, где     (1)

хmax, xmin – соответственно максимальное и минимальное значение признака исследуемой савокупности;

 

Среднее линейное отклонение представляет собой среднюю из абсолютных значений отклонений отдельных вариант от их средней.

 

Дисперсия и среднее  квадратическое отклонение. Дисперсия – это средний квадрат отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины. 

Дисперсия невзвешенная определяется по формуле:

, где    (2)

х – значение признака;

- среднее значение по совокупности;

n – количество значений.

Среднее квадратическое отклонение -  это корень квадратный из суммы квадратов отклонений индивидуальных значений признака от их средней, т.е. из дисперсии.

Среднее квадратическое отклонение невзвешенного  определяется по формуле:

     (3)

Коэффициент вариации. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение недостаточно полно характеризуют колеблемость признака, т.к. показывают абсолютный размер отклонений, что затрудняет сравнение изменчивости различных признаков.

Для характеристики колеблемости явлений  среднее квадратическое отклонение сопоставляют с его средней величиной и выражают в процентах. Такой показатель называется коэффициентом вариации, обозначается буквой V и рассчитывается по формуле:

     (4)

Коэффициент вариации является самым  распространенным относительным показателем колеблемости. Он более точно, чем абсолютный, характеризует различие колеблемости признаков.

По величине коэффициента вариации можно судить о степени вариации признаков совокупности. Чем больше его величина, тем больше разброс  значений вокруг средней, тем менее однородна совокупность по своему составу и тем менее представительна средняя.

Коэффициент вариации важен и в  тех случаях. Когда нужно сравнивать средние квадратические отклонения, выраженные в разных единицах измерения.

Составим таблицу для расчета этих показателей по всем статьям расходов:

Таблица 5

Общие расходы  федерального бюджета 2001-2004 гг.

Годы

Расходы х, млрд. руб

2001

1193,5

- 842,98

710615,28

2002

1947,4

- 89,07

7933,46

2003

2345,6

309,13

95561,36

2004

2659,4

622,93

388041,78

Итого:

8145,9

 

1202151,88


 Полностью расходная часть  федерального бюджета РФ  2001-2004 год  представлена в Приложении 2.

 

Рис. 14.

Рассчитаем среднее значение по совокупности:

 = (1193,5 + 1947,4 + 2345,6 + 2659,4) / 4 = 2036,48 млрд. руб.

 

Сразу можем рассчитать размах вариации по формуле (1):

R = 2659,4 – 1193,5 = 1465,9 млн. руб.

т.е. диапазон колебания расходов в  исследуемой совокупности составляет 1465,9 млрд. руб.

 

По формуле (2) рассчитаем дисперсию  невзвешенную и среднее квадратическое отклонение:

s2 = 1202151,88 / 4 = 300537,97;

= 548,21 млрд. руб.

 

Величина s = 548,21 млрд. руб. характеризует колеблемость расходов в данной совокупности (около средней) и рассчитаем коэффициент вариации по формуле 4:

Vs = (548,21 / 2036,48) * 100% = 26,92%

Таким образом, на 26,92% варьируют расходы  федерального бюджета с 2001 г. по 2004 г. Савокупность является однородной, т.к  Vs£33.3%/

 

 

 

3.2. Расчет показателей динамики  расходов отдельных статей федерального  бюджета РФ

 

Динамические ряды – это ряды, которые характеризуют изменение явления во времени (временная последовательность каких-либо показателей, где показатель периода времени – года (месяцы), а показатель уровня ряда – числа).

Для количественной оценки динамики социально – экономических  явлений применяются статистические показатели: абсолютные темпы роста  и прироста, темпы наращивания  и т. д.

В основе расчета показателей рядов динамики лежит сравнение его уровней. В зависимости от применяемого способа сопоставления показатели динамики могут вычисляться на постоянной и переменной базах сравнения.

Для расчета показателей динамики на постоянной базе каждый уровень  ряда сравнивается с одним и тем же базисным уровнем. Исчисляемые при этом показатели называются базисными. Для расчета показателей динамики на переменной базе каждый последующий уровень ряда сравнивается с предыдущим. Такие показатели называются цепными.

Ряды динамики бывают моментные и интервальные. Моментные ряды характеризуют изменение явления в динамике на определенный момент времени (чаще - на начало или конец периода).

Интервальные ряды характеризуют  изменение явления в динамике за определенный период времени (месяц, квартал, год).

В экономическом анализе используют аналитические показатели динамики. К ним относят абсолютный прирост, средний абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средний темп роста, абсолютное значение одного процента прироста. Данные показатели широко используются в статистической практике, что вызывает необходимость тщательного изучения методологии их расчета.

Информация о работе Анализ финансовой системы России