Анализ финансовой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………………… 3

Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38

Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82

Библиография………………………………………………………………..…..84

Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать)

Абсолютный прирост (D) – важнейший статистический показатель динамики, определяется в разностном соотношении, сопоставлении двух уровней ряда динамики в единицах измерения исходной информации.

D = yi – yi-1, где      (1)

yi – уровни ряда динамики (численные значения ряда динамики);

yi-1 - i-1-ый уровень ряда.

 

Абсолютный прирост характеризует  абсолютное изменение явления в  отчетном периоде по сравнению с  предыдущим.

 

Средний абсолютный прирост ( ) определяется на основе данных абсолютных приростов по следующей формуле:

 = , где     (2)

n – число уровней ряда динамики.

 

Темп роста (Тр) – распространенный статистический показатель динамики. Он характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах и определяется по формуле:

Тр = yi / y0 * 100%, где    (3)

y0 – уровень ряда динамики, взятый за базу сравнения.

 

Темпы роста рассчитываются по принципу цепных и базисных соотношений. В том случае, когда за базу сравнения  принимается предыдущий период, рассчитываются цепные показатели темпа роста; когда сравнение осуществляется с любым другим уровнем ряда динамики, взятым за базу сравнения, - рассчитываются базисные темпы роста.

 

Темп прироста (Тпр) в отличии от темпа роста характеризует относительный прирост явления в отчетном периоде по сравнению с тем уровнем, с которым осуществляется сравнение и определяется по формуле:

Тпр = Тр – 100%     (4)

 

Абсолютное значение одного процента прироста (А) характеризует абсолютный эквивалент одного процента прироста и определяется по формуле:

А = D / Тпр      (5)

 

Средний темп роста (Х) за период динамики определяют по формуле средней геометрической – на основе данных цепных коэффициентов динамики либо на основе данных абсолютных уровней ряда динамики по формуле:

, где    (6)

n – число абсолютных уровней ряда динамики;

yi и yn – соответственно первый и последний абсолютные уровни ряда динамики.

 

В анализе ряда динамики важное практическое значение имеет  определение среднего уровня ряда динамики.

Средний уровень  интервального ряда динамики ( ) определяется по формуле средней арифметической простой:

      (7)

 

Для сравнения возьмем  статьи расходов на Национальную оборону  и Образование.

Составим таблицу для  расчета этих показателей по статье расхода на Национальную оборону:

Таблица 6.

Расчет показателей  динамики по статье расходов на Национальную оборону

 

Годы

Расходы на национальную оборону, млрд. руб.

Показатели динамики

Абсолютный прирост (D), млрд. руб.

Темп роста, % (Тр)

Темп прироста, % (Тпр)

Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А)

цепной

базисный

цепной

базисный

2001

214,7

-

-

100,0

-

-

-

2002

284,2

69,5

132,4

132,4

32,4

32,4

2,1

2003

344,5

60,3

121,2

160,5

21,2

60,5

2,8

2004

411,5

67

119,4

191,7

19,4

91,7

3,5


 

Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:

D2 = 284,2 – 214,7 = 69,5 млрд. руб.

D3 = 344,5 – 284,2 = 60,3 млрд. руб.

D4 = 411,5 – 344,5 = 67 млрд. руб.

Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы  в 2002 году – на 69,5 млрд. руб.

 

Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:

= (69,5 + 60,3 + 67) / (4 - 1) = 65,6 млрд. руб.

То есть, за рассматриваемый период расход на оборону в среднем составил 65,6 млрд. руб.

Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):

Тр2 = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%

Тр3 = (344,5 / 284,2) * 100% = 121,2%

Тр4 = (411,5 / 344,5) * 100% = 119,4%

Как видно, наиболее значительно возросли расходы на оборону в 2002 году –  Тр2 = 132,4%. Менее всего увеличатся расходы в 2004 году.

Теперь рассчитаем базисный темп роста:

Тр2 баз = (284,2 / 214,7) * 100% = 132,4%

Тр3 баз = (344,5 / 214,7) * 100% = 160,5%

Тр4 баз = (411,5 / 214,7) * 100% = 191,7%

Взяв за базу сравнения 2001 год, мы видим, что расходы на оборону в 2003 году по сравнению с 2001 годом составили 160,5%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 191,7%.

Как видно из расчетных данных, базисные показатели темпов роста резко  отличаются от цепных.

 

Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:

Тпр1 = 132,4 – 100% = 32,4%

Тпр2 = 121,2 – 100% = 21,2%

Тпр3 = 119,4 – 100% = 19,4%

Делаем то же самое  и для базисного:

Тпр1 баз = 132,4 – 100% = 32,4%

Тпр2 баз = 160,5 – 100% = 60,5%

Тпр3 баз = 191,7 – 100% = 91,7%

 

Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что  наиболее увеличились расходы на оборону в 2002 году – на 32,4%, а менее всего в 2004 году – 19,4%.

Базисный темп роста  за 2004 год характеризует, что за период с 2001 года расходы на оборону возросли почти в 2 раза (на 91,7%).

А теперь найдем абсолютное значение  одного процента прироста по формуле 5:

А2 = 69,5 / 32,4 = 2,1 млрд. руб.

А3 = 60,3 / 21,2 = 2,8 млрд. руб.

А4 = 67 / 19,4 = 3,5 млрд. руб.

 

Определим Средний темп роста по формуле 6:

= 124,3 %

То есть за рассматриваемый  период расходы на оборону увеличились  в среднем на 24,3%.

С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

313,7 млрд. руб.

То есть ежегодные  расходы на оборону в среднем  составляют 313,7 млрд. руб.

 

 

Составим таблицу для  расчета показателей по статье расхода  на Образование:

Таблица 7.

Расчет показателей  динамики по статье расходов на Образование

Годы

Расходы на образование, млрд. руб.

Показатели динамики

Абсолютный прирост (D), млрд. руб.

Темп роста, % (Тр)

Темп прироста, % (Тпр)

Абсолютное значение 1% прироста, млрд. руб (А)

цепной

базисный

цепной

базисный

2001

44,8

-

-

100,0

-

-

-

2002

80,1

31,3

164,1

164,1

64,1

64,1

0,5

2003

97,7

17,6

122,0

200,2

22,0

100,2

0,8

2004

117,8

20,1

120,6

241,4

20,6

141,4

0,98


 

Рассчитаем абсолютный прирост по формуле 1:

D2 = 80,1 – 48,8 = 31,3 млрд. руб.

D3 = 97,7 – 80,1 = 17,6 млрд. руб.

D4 = 117,8 – 97,7 = 20,1 млрд. руб.

Как видно из расчетных данных, наиболее значительно возросли расходы  в 2002 году – на 31,3 млрд. руб.

Далее рассчитаем средний абсолютный прирост по формуле 2:

= (31,3 + 17,6 + 20,1) / (4 - 1) = 23 млрд. руб.

То есть, за рассматриваемый период расход на образование в среднем  составил 23 млрд. руб.

Рассчитаем по формуле 3 темп роста (цепной):

Тр2 = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

Тр3 = (97,7 / 80,1) * 100% = 122,0%

Тр4 = (117,8 / 97,7) * 100% = 120,6%

Как видно, наиболее значительно возросли расходы на образование в 2002 году – Тр2 = 164,1%. Менее всего увеличатся расходы в 2004 году.

 

Теперь рассчитаем базисный темп роста:

Тр2 баз = (80,1 / 48,8) * 100% = 164,1%

Тр3 баз = (97,7 / 48,8) * 100% = 200,2%

Тр4 баз = (117,8 / 48,8) * 100% = 241,4%

Взяв за базу сравнения 2001 год, мы видим, что расходы на образование  в 2003 году по сравнению с 2001 годом  составили 200,2%, а в 2004 году по сравнению с 2001 – 241,4%.

Как видно из расчетных  данных, базисные показатели темпов роста  резко отличаются от цепных.

 

Определяем темп прироста (цепной) по формуле 4:

Тпр1 = 164,1 – 100% = 64,1%

Тпр2 = 122 – 100% = 22,0%

Тпр3 = 120,6 – 100% = 20,6%

Делаем то же самое и для базисного:

Тпр1 баз = 164,1 – 100% = 64,1%

Тпр2 баз = 200,2 – 100% = 100,2%

Тпр3 баз = 241,4 – 100% = 141,4%

 

Расчетные значения цепных темпов прироста характеризуют, что  наиболее увеличились расходы на образование в 2002 году – на 64,1%, а  менее всего в 2004 году – 20,6%.

Базисный темп роста за 2004 год  характеризует, что за период с 2001 года расходы на образование возросли почти в 3 раза (на 141,4%).

А теперь найдем абсолютное значение  одного процента прироста по формуле 5:

А2 = 31,3 / 64,1 = 0,5 млрд. руб.

А3 = 17,6 / 22,0 = 0,8 млрд. руб.

А4 = 20,1 / 20,6 = 0,98 млрд. руб.

 

Определим Средний темп роста по формуле 6:

= 134,1 %

То есть за рассматриваемый период расходы на оборону увеличились  в среднем на 34,1%.

С помощью формулы 7 найдем средний уровень интервального ряда динамики:

86,1 млрд. руб.

То есть ежегодные расходы на образование в среднем составляют 86,1 млрд. руб.

Из проведенного анализа  видно, что в среднем в год  на оборону тратится почти в 3,5 раза  больше денег, чем на образование, хотя ежегодный процентный рост расходов на образование составляет 34,1%, а на оборону - 24,3%. Это происходит из-за того, что абсолютное значение 1% прироста на оборону значительно выше, чем на образование.

Построим график этой связи:

Рис. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ  изменений в объеме, направлениях  и структуре расходов федерального  бюджета РФ за 2001-2004годы.

 

Таблица 8.

Основные расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.).

Наименование расходов

2001 г.

2002 г

2003 г.

2004 г.

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Расходы, всего

1193,5

100

1947,4

100

2345,6

100

2659,4

100

Национальная оборона

214,7

18,0

284,2

14,6

344,5

14,7

411,5

15,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

131,6

11,0

173,9

8,9

244,8

10,4

310,6

11,7

Социальная политика

107,8

9,0

130,4

22,1

150,7

6,4

161,2

6,1

Обслуживание гос. долга

239,8

20,1

285,0

14,6

277,5

11,8

287,6

10,8

Образование

48,8

4,1

80,1

4,1

97,7

4,2

117,8

4,4

Финансовая помощь бюджетам других уровней

186,6

15,6

265,4

13,6

714,6

30,5

814,0

30,6

Прочие расходы

264,2

22,2

428,4

22,1

515,8

22

556,7

20,9

Информация о работе Анализ финансовой системы России