Анализ финансовой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:05, дипломная работа

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением денежных средств (наличным или безналичным). Однако финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Это, таким образом, одна из составляющих общественных экономических отношений.

Оглавление

Введение……………………………………………………….…………………… 3

Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38

Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61

Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение………………………………………………………………………82

Библиография………………………………………………………………..…..84

Приложение 1. …………………………………………………………………..87
Приложение 2……………………………………………………………...…….89
Приложение 3……………………………………………………………………91

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать)
  • первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  • второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

 

2.2. Анализ  финансовой деятельности государства:  задачи и

методы

 

Деятельность государства  в области финансов реализуется  прежде всего при выполнении им следующих  функций:

— распределительной, которая  на государственном уровне связана  с:

• межотраслевым и  территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

• перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

— контрольной, которая  проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется  эта функция через систему  органов исполнительной власти.

— стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом. Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Для того чтобы пополнить  централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, государство использует систему специальных методов обязательных и добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых, кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых, эмиссия денег.

По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2000-2002 гг., например, была такова (в % к общей  сумме доходов):

Таблица 1.

Динамика доходов федерального бюджета январь-ноябрь 2000-2002г.

 

2000

2001

2002

Налог на прибыль 

15,8

14,1

9,5

НДС

33,6

39,2

40,6

Акцизы 

11,3

12,8

11,4

Налоги на внешнюю торговлю и  внешнеэкономические операции

20,6

21,6

17,0

Неналоговые доходы

5,7

6,7

8,2

Прочие доходы, включая целевые  бюджетные фонды 

13,0

5,6

13,3

Итого

100

100

100


По данным таблицы 1 видно, что по сравнению с 2000г. в 2002г. наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2002г. уменьшился на 6,3 п.п., а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 п.п.

Для сравнения отметим, что структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2000-2002 гг. (в % к общей сумме расходов) была такова:

Таблица 2.

Динамика расходов федерального бюджета январь-ноябрь 2000-2002г.

 

2000

2001

2002

Государственное управление и местное  самоуправление

2,5

2,9

3,0

Международная деятельность

2,2

1,9

2,2

Национальная оборона

20,5

18,0

14,6

Правоохранительная деятельность и судебная власть

11

11

8,9

Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и  связь

3,7

3,7

3,3

Социальная сфера

13,2

9,0

22,1

Обслуживание государственного долга

20,6

20,1

14,6

Финансовая помощь бюджетам др. уровней

10,8

15,6

13,6

Прочие расходы, включая целевые  бюджетные фонды

15,5

17,8

17,7

Итого

100

100

100


 

Из данных таблицы 2 видно, что в структуре расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2002 г. по сравнению с январем-ноябрем 2001 г. наблюдался рост доли расходов на социальную сферу на 8.9 п.п. и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8 п.п., в то время как международная деятельность к 2002 году осталась практически неизменной.

При уплате налогов часть  прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).

Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств  от юридических, физических лиц и других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц. В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур. Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет безинфляционных денежных средств.

Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

В последующие годы государство  в законе о бюджете регулярно  предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Банковский кредит —  это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств (когда ресурсом для целей кредитования являются добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности), так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

Методом мобилизации  денежных средств служат платежи  по обязательному и добровольному  страхованию, имущественному и личному.

Ни одно государство  не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других трагических  неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды денежных средств.

Обязательное государственное  страхование жизни и имущества  граждан служит всем трем вышеуказанным целям.

Широко распространенное сейчас коммерческое страхование также  важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей, а также  для образования дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.

Методом мобилизации  средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств  в бюджет широко используется при  переходе к рыночной экономике, что  можно было наблюдать, например, в период НЭПа, а равно в настоящее время. Свободные цены потребовали увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлекли за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства. По Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение (п. 2 ст. 4, ст. 29 Закона).

Основные формы использования  фондов денежных средств — это  финансирование и кредитование выплат по госкредиту и страхованию.

Государственное финансирование, таким образом, — это безвозвратный  и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется как за счет централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и за счет децентрализованных фондов, в соответствии с различными государственными программами.

Второй способ использования  денежных средств — банковское кредитование. Банковский кредит служит использованию  денежных средств на условиях возвратности, возмездности, срочности и имеет  целевое назначение. Использование фондов денежных средств осуществляется путем выплат страховых возмещений при наступлении страховых случаев, а также при выделении средств для профилактических мероприятий.

В последнее время  в Российской Федерации возник и  новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона. Однако законы о федеральных бюджетах, например, на 2002 и 2003 годы подобных статей расходов не предусматривали.

Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

Остановимся на функции  финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения  полномочий возложены на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной  палаты входит регулярное представление  Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные положения  Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением  осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществлении  финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функционирует  контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Информация о работе Анализ финансовой системы России