Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:13, курсовая работа
В структуре финансовой системы России можно выделить 3 подсистемы:
Финансы предприятий (экономических субъектов, корпораций)
Государственные финансы (публичные)
Финансы населения (домохозяйств).
Главным признаком классификации финансовых отношений по подсистемам является участие субъекта в распределении стоимости общественного продукта.
Функциональное предназначение каждой подсистемы:
а) для предприятий – производство и реализация продукции с целью извлечения прибыли;
б) для государства – реализация общественных потребностей и защита экономически не активного населения;
Глава 1. Финансовая система России.
1.1. Структура финансовой системы России.
В структуре финансовой системы России можно выделить 3 подсистемы:
Главным
признаком классификации
Функциональное предназначение каждой подсистемы:
а) для предприятий – производство и реализация продукции с целью извлечения прибыли;
б) для государства – реализация общественных потребностей и защита экономически не активного населения;
в) для домохозяйств – удовлетворение личных духовных и материальных потребностей.
Наличие в каждой подсистеме собственной финансовой базы.
(В целом
состав финансовой системы
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне .
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.
Важно учитывать то, что основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
(Состав
и классификация финансовой
1.2. Бюджетная система России.
Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым ее парламентом как закон. Через бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально – культурных мероприятий, укрепление обороны страны и содержания органов государственной власти и управления с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влияет на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Бюджетная система РФ включает три уровня:
1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;
4) Бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Построение бюджета осуществляется на основе следующих принципов:
1) Единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства: в государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
2) Полноты – по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
3) Реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.
4) Гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Доходы государственного бюджета состоят из налогов, прямых и косвенных, взимаемых как центральными, так и местными финансовыми
В структуре налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог, достигающий половины всех поступлений в бюджет. При этом объектами налогообложения выступают личные доходы граждан, независимо от источников получения – заработная плата, прибыль, процент, рента, гонорары и т.д.
Важнейшим
направлением бюджетной политики являются
расходы, обеспечивающие финансовыми
ресурсами потребности
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит.
Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, но и от уровня активности в экономике.
Федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и принимаются в форме
1.3. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные
фонды – это средства федерального
правительства и местных
К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств, в полном объеме.
Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.
Первоочередной
задачей Пенсионного фонда
Средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан. Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.
Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Основными задачами фонда являются:
Средства
ФСС образуется за счет страховых
взносов работодателей и
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово- кредитные учреждения.
Информация о работе Сравнительный анализ финансовой системы России и Германии