Сравнительный анализ финансовой системы России и Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

В структуре финансовой системы России можно выделить 3 подсистемы:
Финансы предприятий (экономических субъектов, корпораций)
Государственные финансы (публичные)
Финансы населения (домохозяйств).
Главным признаком классификации финансовых отношений по подсистемам является участие субъекта в распределении стоимости общественного продукта.
Функциональное предназначение каждой подсистемы:
а) для предприятий – производство и реализация продукции с целью извлечения прибыли;
б) для государства – реализация общественных потребностей и защита экономически не активного населения;

Файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

   Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе  обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

   Для выполнения этих задач в области  финансовой политики и финансирования Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

– осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению  финансирования программ обязательного  медицинского страхования;

– проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

– вносит в установленном порядке предложения  о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;

– осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного  медицинского страхования;

– участвует  в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

– осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;

– аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Финансовые  средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовая система  Германии.

2.1. Структура финансовой  системы Германии.

     Германия  – страна, пережившая различные  исторические эпохи. Страна, которая  претерпела не только большие политические потрясения, но и экономические изменения.

     В настоящее мира ФРГ – одна из лидирующих стран по экспорту различных  товаров и услуг не только на территории Европы, но и во всем мире.

Российские  экономисты и финансисты проявляют большой интерес к изучению финансовой системы данной страны, с целью перенять и использовать некоторые возможности для развития структуры своей страны.

     Финансовая  система ФРГ включает в себя федеральный  бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные  правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Германия разбита на финансовые округа.

     Следует отметить то, что самой низкой по уровню и одновременно самой маленькой административной единицей является община. В основном к задачам общины относится все, что непосредственно касается ее самой, отдельных ее членов, в частности снабжение водой жилищные пункты, очистка сточных вод и уничтожение отходов. Сюда же следует отнести содержание дорог в пределах населенных пунктов, услуги в сфере местного социального обеспечения и здравоохранения, а также строительство и содержание основных и начальных школ, детских садиков и мест культурного отдыха.

     На  Земли возложено выполнение всех государственных задач, если в Основном законе прямо не предусмотрена или  не допускается иная регламентация. Важнейшие задачи земель распространяются преимущественно на область культуры, на систему образования. В их компетенцию также можно отнести правосудие, полицию и государственное здравоохранение.

     На  долю Федерации приходятся основные задачи, а значит и финансирование, то есть Федерация поддерживает существование  государства в целом. Интересно  то, что связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции, которые объединяют несколько финансовых округов. Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение различных функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Бюджетная система  Германии. Внебюджетные  фонды.

     Высшим  контрольным органом ФРГ в  области государственных финансов является федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюджета составляется министерством финансов и направляется в парламент и счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

     Он  идет прежде всего на финансирование собственных капиталовложений государства, остальная часть сбережений, в виде кредитов и субсидий, идет на поощрение капиталовложений в частном секторе.

Нельзя  не сказать о том, что государственный  долг ФРГ, как и в других индустриально  развитых государствах, стал одним  из движущих факторов функционирования финансовой системы.

     Как говорят ученые, особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте  задолженности общин. Наряду с ростом государственной задолженности  увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

  Основные правила функционирования бюджетной системы Германии закреплены в финансовой конституции (специфика). Главная задача финансовой конституции: достижение высокого и единого жизненного стандарта на всей территории страны. Достигается это с помощью бюджетного федерализма (выравнивания). При вертикальном выравнивании федеральный центр предоставляет ресурсы регионам. При горизонтальном выравнивании более богатые земли предоставляют свои финансовые ресурсы бедным.

Горизонтальное  выравнивание основывается на двух показателях: финансовая сила (показывает величину собираемых с земли налогов и корректируется с учетом финансовых потребностей земель.) и финансовое выравнивание (отражает соотношение доходов, которые получают разные земли).

В результате горизонтального выравнивания даже в самой бедной земле уровень  финансовой обеспеченности приближается к среднему по Германии.  
Федеральный бюджет.

     Расходы:  
1) основная часть - социальные расходы;

2) все  военные расходы;

3) все  расходы на внешние отношения;

4) все  расходы на науку.

     В структуре расходов преобладают  социальные расходы (1/3), дальше расходы на экономику, содержание государство, школы и дошкольное воспитание, приоритетным является финансирование науки.

     Специальные фонды:

1) Фонд социального страхования (главный).

Доходы: обязательные отчисления, взносы работодателей и субсидии из федерального бюджета.

Расходы: страхования от несчастных случаев, по болезни, страхование.

2) Пенсионный фонд.

Пенсионная  система Германии построена на 2х  принципах: 

1. перераспределительном 

2. накопительном

     В финансовую систему Германии входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики и другие целевые фонды.

     Фонд  выравнивания бремени  войны был создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда состоят из взносов предпринимателей в размере 2-3% оценочной стоимости имущества. Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

     Фонд  развития европейской  экономики создан в связи с действием после второй мировой войны американского «плана Маршалла». В фонд отчислялись средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его предоставляется в виде помощи развивающимся странам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Налоговая система  Германии.

     Нельзя  не упомянуть налоговую систему  Германии, так как она включает прямые и косвенные налоги. Основными  плательщиками налогов являются рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком. При косвенном – субъектом налога становится продавец товара (услуг), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара).

     Существуют:

1) Федеральные  налоги.

2) Совместные  налоги (с их помощью происходит  вертикальное выравнивание).

3) Налоги земель.

     Основные  федеральные налоги:

1) таможенные  сборы;

2) акцизы;

3) налог  на движение капитала – вексельный  налог.

     Совместные  налоги:

1) корпорационный  налог;

2) налог  с оборота - подоходный налог;

3) промысловый  налог.

     Налоги  земель:

1) налог  на имущество;

2) наследство;

3) транспортный;

Принципы  налоговой системы: (специфика)

1) Налоги  должны быть минимальными, на  сколько возможно.

2) При  налогообложении должна учитываться  целесообразность взимания

налога. 
3) Величина налогов должна находиться в соответствии с объемом услуг, которые обслуживают государство.

4) Налоговая  система должна исключать двойное  налогообложение.

     2/3 налоговых поступлений в Федеральный  бюджет - это подоходный, корпорационный, налог с оборота и промысловый.  Это совместные налоги. 
Подоходный налог – минимальная ставка 22,9%; максимальная 53%. 
Налог на доходы от капитала – 25% уплачивают физические лица. 
Корпорационный налог – 25% уплачивают только юридические лица. 
Налог с оборота (НДС) – 15%(общая), 7% - по продовольственным товарам.

     К косвенным налогам ФРГ относят  налог на добавленную стоимость, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и таможенные пошлины. НДС занимает главное место среди  косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.

     К числу важных косвенных налогов  так же относят и таможенные пошлины. Ими облагаются как импортные, так  и экспортные товары. Удельный вес  таможенных пошлин в общей сумме налоговых поступлений составляет около 3%.

Информация о работе Сравнительный анализ финансовой системы России и Германии