Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации. 4
1.1. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ. 4
1.2. История возникновения и развития НДС в мире и в России. 7
Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ. 13
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот. 13
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС. 23
2.3. Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

НДС в РФ.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

Особенностью  рассмотренных  выше  операций  является  то,  что  они  касаются  вторичного  перераспределения  средств  предприятий.  Данные  операции  не  относятся  к  производственно-коммерческим,  и  на  стадии  их  исполнения  не  создается  добавленная  стоимость,  что  является  одним  из касается  операций,  перечисленных в подпунктах  (в) - (и).

В  отношении  подпункта  (а)  действует  положение  Налогового кодекса (часть вторая)  об  однократности  обложения  объекта  одним  видом  налога  в  определенный  законом  период  налогообложения важнейших  условий  взимания  НДС.  При  этом  отметим,  что  данный  вывод.  Таким  образом,  вывод  внутризаводского  оборота  из  облагаемой  базы  по  НДС  отвечает  указанному  требованию.

Что  касается  подпункта  (б),  то  данное  правило также  было  введено  Налоговым кодексом (часть вторая) для  поддержки  стратегически  важной  для  государства  угольной  отрасли.

Одним  из  сложных  вопросов  до  недавнего  времени  оставался  вопрос  взаимоотношений  головной  организации  и  её  филиалов  (дочерних  и зависимых обществ)  в части перераспределения денежных  средств.  В настоящее время законодательно  закреплены  следующие  условия  освобождения  от  обложения  НДС  остающихся  у  предприятий  средств:

а)  источником  перераспределения  денежный  средств является  чистая  прибыль  (после  уплаты  всех  налогов);

б)  данные  средства  должны  быть  израсходованы  по  утвержденной  смете;

в)  расходование  должно  осуществляться  по  целевому  назначению,  т.е.  для  осуществления  централизованных  управленческих  функций;

г)  перечисляемые  средства  могут  быть  использованы  также  для  формирования  централизованных  финансовых  фондов  (резервов).

Необходимо  отметить,  что  в  облагаемый  оборот,  в  соответствии  с  законодательством,  также  не  включаются  средства,  предоставляемые  иностранными  организациями   российским   организациям  (предприятиям)  в   виде  гранта   на  осуществление  целевых   программ  с  последующим  отчетом  об  их  использовании. 

2.2.  Льготы,  действующие   при  взимании  НДС.

                          

При  обложении  налогом  на  добавленную  стоимость  предусматривается  широкий  спектр  налоговых  льгот,  действующих  на  всей  территории  России.  Перечень  товаров (работ,  услуг),  освобождаемых  от  НДС,  приведен  в  ст.149  Налогового кодекса (часть вторая).  Данный  перечень  является  исчерпывающим  и  закрытым. В  соответствии  с  данной  статьей :

“По  налогам  могут  устанавливаться  в  порядке  и  на  условиях,  определенных  законодательными  актами,  следующие  льготы :

-необлагаемый  минимум  объекта  налог;

-изъятие   из  обложения  определенных  элементов  налога;

-освобождение  от  уплаты  налогов  отдельных   лиц  или  категорий  плательщиков;

-понижение   налоговых  ставок;

-вычет   из  налогового  оклада (налогового  платежа  за  расчетный  период);

-прочие  налоговые  льготы .

Льготы  по  всем  налогам  применяются  только  в  соответствии  с  действующим  законодательством. 

Запрещается  применение  льгот,  носящих  индивидуальный  характер,  если  иное  не  установлено  законодательными  актами  Российской  Федерации.”

Необходимо  отметить,  что  перечень  льгот,  приведенный  в  ст.149  Налогового кодекса (часть вторая) ,  отвечает  данным  требованиям.

Льготы  по  НДС  действуют  по  двум  направлениям.  С  одной  стороны,  являясь  косвенным  налогом,  НДС   затрагивает  прежде  всего конечного потребителя товаров,  работ,  услуг,  поэтому ослабление  налогового  бремени с помощью льгот содействует повышению платежеспособного спроса  населения.  С другой  стороны,  этот  налог  в  условиях  рынка  обеспечивает  предприятиям  повышение  конкурентоспособности  в  связи  со  снижением  цен  на  сумму  льгот.

 Для   правильного  применения  льгот,  а  соответственно  и  правильного   исчисления  НДС  законодательно  определен  ряд  специальных  требований .  Это,  в частности,  касается :

а)  порядка  отнесения  сумм  НДС,  уплаченных  поставщикам  по  закупленным  сырью,  комплектующим  и  т. д.,  которые  использованы  для   производства  льготируемой  продукции .

В  соответствии  с  Налоговым кодексом (часть вторая)  предусмотрено  два  источника  покрытия  этих  сумм  НДС:

- суммы   НДС  подлежат  возмещению  из  бюджета;

- суммы   НДС  относятся  на  издержки  производства  и  обращения; 

б)  обеспечения  раздельного  учета   затрат  по  производству  и  реализации  льготируемой  и нельготируемой  продукции.

Выбор  состава товаров,  работ,  услуг,  освобождаемых  от  НДС  определяется  рядом причин:

  • во-первых ,  это социально-экономический фактор.  Некоторые товары  и услуги  имеют большую полезность  для общества  в целом и,  особенно,  для малообеспеченных  слоев населения,  что порождает необходимость создания  льготных  условий для их  производства  и потребления;
  • во-вторых,  поддержка  стратегически  важных  для  государства  отраслей  и  создание  благоприятных  условий  для  их  развития;
  • в-третьих,  сложность обложения НДС отдельных операций,  т.е.  для налоговых  органов  их  проще  освободить  от  налогообложении,  нежели  нести затраты по  сбору и обработке информации  и осуществлять  контроль   за  уплатой  налога. 

2.3.   Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения.

 

Важнейшим  элементом  налога,  без  которого  невозможно  исчисление  суммы  налогового  платежа,  является  ставка.  Налоговые  ставки  устанавливаются  в  законодательном  порядке,  они  едины  и  действуют  на  всей  территории  РФ. 

Необходимо  отметить,  что  за  период  действия  НДС  на  территории  РФ  его  ставки изменялись.  С  1  января  2004 г.  была  определена  ставка  налога  на  все  товары,  работы  и  услуги  в  размере  18%. 

  В   экономической  литературе  предлагается  два  варианта  снижения  действующих   ставок:

  1. установление  ставки  на  уровне  16,2%  при  одновременной  отмене  всех  льгот  по  НДС,  в  т.ч.  и  пониженной  ставки  -  10%;
  2. установление  ставки  на  уровне  17%  также  при  отмене  льгот,  но  сохранении  10%-ной  ставки  на  отдельные  товары.

Применяемый  в  настоящее  время  порядок  исчисления  налога  на  добавленную  стоимость  очень  сложен.  Он  тесно  связан  с  учетной  политикой  предприятия,  содержанием  бухгалтерского  и  налогового  учета.  Он  также  зависит  от  вида  деятельности  налогоплательщика  и  назначения  проводимых  им  хозяйственных  операций.  В  России  сегодня  действует  следующая  схема  исчисления  НДС:  сумма  НДС,  подлежащая  внесению  в  бюджет  предприятиями-производителями  товаров  (работ,  услуг),  а  также  заготовительными,  снабженческо-сбытовыми,  оптовыми  и  другими  организациями,  занимающимися  продажей  и  перепродажей  товаров,  в  том  числе  по  договорам  комиссии  и  поручения  (за  исключением  организаций  розничной  торговли,  общественного  питания  и  аукционной  продажи  товаров),  определяется  как  разница  между  суммами  налога,  полученными  от  покупателей  за  реализованные им   товары,  работы,  услуги,  и суммами налога,  фактически  уплаченными поставщикам за  приобретенные (оприходованные)  материальные  ресурсы,  товары  (выполненные  работы,  оказанные  услуги),  стоимость  которых  относится  на  издержки  производства  и  обращения.

НДС          =          НДС          -          НДС

                      в  бюджет            полученный        уплаченный

 

Сумма  НДС  на  издержки  производства  и  обращения  не  относится,  а  отражается  на  специально  выделенном  в  бухгалтерском  учете  собирательном  счете.  Исключение  составляет  реализация  товаров,  работ,  услуг,  освобожденных  от  НДС,  по  которым  не  производится  возмещение  (зачет)  налога,  уплаченного  поставщикам.

В  то  же  время  существуют  особенности  исчисления  НДС  по  транспортным  перевозкам,  по  основным  средствам  и  нематериальным  активам.  Также  законодательно  установлен  особенный  механизм  исчисления  НДС  для  следующих  категорий  плательщиков:

-организаций  (предприятий),  оказывающих  платные   услуги,  в  том  числе   и  населению;

-организации   розничной  торговли,  общественного   питания  и  другие  организации,  получающие  доход  в  виде  разницы  в  ценах,  наценок,  надбавок,  вознаграждений  и  других  сборов;

-финансово-кредитных   учреждений.

Рассмотрим  наиболее  распространенный механизм  исчисления  НДС  для  основной  категории  плательщиков,  т.е.  предприятий  -  производителей  товаров,  работ,  услуг,  а  также   снабженческо-сбытовых,  оптовых  и  других  организаций,  занимающихся  продажей  и  перепродажей  товаров,  в  том  числе  по  договорам  комиссии  и  поручения.

Чтобы  правильно  определить  сумму  налога,  подлежащую  взносу  в  бюджет,  необходимо  в  полном  объеме  и  своевременно  рассчитать  сумму  НДС,  полученного  от  покупателей  и  уплаченного  поставщикам.

При  определении  сумм  НДС,  полученных  от  покупателей,  необходимо  учитывать,  что  к  ним  относятся  не  только  налог,  исчисленный  с  реализации  товаров  (работ,  услуг),  но  также  налог,  исчисленный  в  соответствии  с  действующим  законодательством  по  другим  облагаемым  оборотам.  К  ним,  в  частности,  относятся (подробнее  было  рассмотрено  в  разделе  2.1):

-суммы   полученных  авансовых  платежей;

-суммы   полученных  штрафов,  пеней,  неустоек;

-налог,  исчисляемый  в  соответствии  со  спецрасчетами;

-прочие  средства,  получение  которых   обусловлено  расчетами  за  поставленные  товары  (работы,  услуги),  -  финансовая  помощь,  пополнение  спецфондов  и т.д. 

Важным  моментом  является определение  периода,  в  котором  должны  быть  учтены  все  вышеперечисленные  показатели.  Он  определяется  по  следующим  правилам:

  1. в  отношении  реализации  товаров  (работ,  услуг)  -  в  момент  реализации,  согласно  выбранному  в  целях  налогообложения  методу  определения  выручки  «по  оплате»  либо  «по  отгрузке»;
  2.   в отношении иных  средств -  в момент  их  получения.

При  исчислении  сумм  НДС,  подлежащих  возмещению,  необходимо  учитывать,  что  не  все  суммы  НДС,  уплаченные  предприятием  по  приобретенным  товарам  (работам,  услугам),  могут  быть  отнесены  к  зачету.  В  данном  случае  налог,  подлежащий  возмещению,  будет  равен  разнице  между  всей  суммой  НДС,  уплаченной  предприятием  поставщикам  (в  т.ч. НДС,  уплаченный  на  таможне  при  ввозе  товаров),  и  суммой  НДС,  которая  зачету  не  подлежит.  Таким  образом,  действует  следующая  схема: 

 

     НДС  к  зачету       =      сумма  НДС       -                сумма   НДС,

                                     уплаченного             не  подлежащая  зачету

 

 

В  настоящее  время  законодательно  определено,  что  зачету  не  подлежат  следующие  суммы  уплаченного  НДС:

1)  По  товарам  (работам,  услугам),  использованным  на  непроизводственные  нужды,  а  также  по  приобретаемым   служебным  легковым  автомобилям   и  микроавтобусам.  Данный  порядок  не  применяется  в  отношении  колхозов,  совхозов,  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  межхозяйственных  и  других  с/х  предприятий  и  организаций,  у  которых  суммы  НДС  по  товарам  (работам,  услугам),  использованным  на  непроизводственные  нужды,  подлежат  вычету.

2)  По  товарам  (работам,  услугам),  использованным  при  изготовлении  продукции  и  осуществлении  операций,  освобожденных  от  налога  (кроме  операций  по  реализации  драгоценных  металлов,  осуществляемых  предприятиями  их  добывшими).  Исключениями  также  являются  экспортируемые  за  пределы  государств  -  участников  СНГ  товары,  товары  и  услуги,  предназначенные  для  официального  пользования  иностранных  дипломатических  и  приравненных  к  ним  представительств.  НДС,  уплаченный  поставщикам,  в  данных  ситуациях  подлежит  возмещению  из  бюджета. 

3)  По  строительным  работам,  выполненным   подрядчиком  или  хозяйственным  способом.

4)  Суммы   НДС  в  части  превышения  норм  -  по  расходам,  связанным   с  содержанием  служебного  автотранспорта,  компенсацией  за  использование  для  служебных  поездок  личных  автомобилей,  затратами  на  командировки  (расходами  по  проезду  к  месту  служебной  командировки  и  обратно,  включая  затраты  за  пользование  в  поездах  постельными  принадлежностями,  а  также  расходами  по  найму  жилого  помещения),  представительскими  расходами,  и  относимым  на  себестоимость  продукции  (работ,  услуг)  в  пределах  норм. 

  1. По  материальным  ценностям (работам,  услугам),  приобретенным для производственных  нужд  у организаций розничной торговли  и у населения за  наличный  расчет.
  2.   Суммы НДС в части превышения  установленных лимитов расчета наличными  средствами  -  при  приобретении  материальных  ценностей  (работ,  услуг)  для  производственных  нужд  за  наличный  расчет  у  организации - изготовителя,  оптовой  и  другой  организации,  занимающихся  продажей  и  перепродажей  товаров,  в  т.ч.  по  договорам  комиссии  и  поручения.

Информация о работе Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ