Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации. 4
1.1. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ. 4
1.2. История возникновения и развития НДС в мире и в России. 7
Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ. 13
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот. 13
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС. 23
2.3. Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

НДС в РФ.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 3

Глава  1.    Теоретические   аспекты   обложения   НДС   в  Российской  Федерации. 4

1.1.   Экономическое   содержание   НДС,   его   место   и   роль    в  налоговой  системе  РФ. 4

1.2.  История   возникновения   и   развития   НДС   в   мире   и   в  России. 7

Глава  2. Анализ  действующего  порядка  исчисления  и  взимания  НДС  в  РФ. 13

2.1.   Плательщики  НДС,  объекты  обложения,  облагаемый  и  необлагаемый  оборот. 13

2.2.  Льготы,  действующие  при  взимании  НДС. 23

2.3.   Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24

Заключение. 29

Список  использованной  литературы. 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основы  действующей сегодня, а также  будущей налоговой системы, которая в полной мере должна соответствовать условиям рыночного хозяйства, были заложены блоком принятых в конце 1991 года необходимых документов. При этом за исключением впервые введенных налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и ряда местных налогов, была в основном обеспечена преемственность налоговой системы, сложившейся в период существования СССР и включавшей в качестве основных своих элементов налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, а также платежи, связанные с использованием природных ресурсов. Причем успешному введению в практику НДС способствовал хотя и небольшой, но имевшийся опыт применения налога с продаж, а налога на имущество - многолетнее применение платы за фонды.

В  настоящее  время  НДС  -  один  из  важнейших  федеральных  налогов.  Основой  его  взимания,  как  следует  из  названия,  является  добавленная  стоимость,  создаваемая  на  всех  стадиях  производства  и  обращения  товаров.  Это  налог  традиционно  относят  к   категории  универсальных  косвенных  налогов,  которые  в  виде  своеобразных  надбавок  взимаются  путем  включения  в  цену  товаров,  перенося  основную  тяжесть  налогообложения  на  конечных  потребителей  продукции,  работ,  услуг. 

За  период  существования    налога  на  добавленную стоимость действующий механизм  его исчисления  и взимания  претерпел существенные  изменения.  В связи с этим  у налогоплательщиков  возникает множество вопросов  по  толкованию  и  разъяснению  порядка  обложения  данным  налогом.  Это обстоятельство,  главным образом,  и обуславливает актуальность  выбранной темы.

Целью  данной  работы  является  анализ  действующей  практики  исчисления  и  взимания  налога  на  добавленную  стоимость  в  Российской  Федерации.

В  процессе  проводимого  исследования  решаются  следующие  задачи:

-ознакомление  с  историей  развития  НДС   в  мире  и  в  России;

-исследование  природы  налога  на  добавленную   стоимость,  характеристика  его   основных  элементов;

-рассмотрение  состава  плательщиков  НДС,  объектов  обложения  и  облагаемого  оборота;

-изучение  состава  льгот,  применяемых   при  исчислении  и  взимании  НДС;

При  написании  работы  были  изучены  и  использованы Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, подзаконные нормативные акты, а также статистические  материалы,  статьи,  опубликованные  в  экономических  и  финансовых  журналах.

Глава  1.    Теоретические   аспекты   обложения   НДС   в  Российской  Федерации.

1.1.   Экономическое   содержание   НДС,   его   место   и   роль    в  налоговой  системе  РФ.

Законом  «Об  основах  налоговой  системы  в  РФ»  установлено,  что  совокупность  налогов,  соборов,  пошлин  и  других   платежей,  взимаемых  в  установленном порядке,  образует   налоговую систему.  В  указанном  нормативном  акте  все  налоги  группируются  на  федеральные,  региональные  и  местные.  НДС  относится  к  федеральным  налогам  и  действует  на  всей  территории  РФ.  Ставки  установлены Налоговым кодексом (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ и едины для всех  субъектов РФ.  В данном  Законе  также дано  следующее определение экономического  содержания  НДС:  «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой   как разница между стоимостью реализованных товаров,  работ и услуг и   стоимостью   материальных   затрат,   отнесенных  на  издержки  производства и обращения».

В  развитых  зарубежных  странах  существуют  различные  методики  определения  добавленной  стоимости.  Одна  из  них  рассматривает  ее  как  сумму  заработной  платы  и  получаемой  прибыли.  Согласно  другой - добавленную  стоимость  можно  определить  как  разницу  между  выручкой  от  реализации  товаров  и  произведенными  затратами.  Можно заметить,  что второй  вариант определения добавленной стоимости значительно шире  первого,  так как помимо  прибыли и заработной  платы в расчет  включаются  также  оперативно-хозяйственные  расходы.  Основываясь  на  этих  двух  методиках,  можно  выделить  четыре  механизма  расчета  НДС1 :

  1. R  *  ( V  +  M ),

где  R - ставка  НДС;

       V - величина  заработной  платы;

       M - величина  получаемой  прибыли;

  1. R  *  V   +   R  *  M;
  2. R  *  ( O  -  I ),

где  O - выручка от  реализации  товаров,  работ,  услуг;

        I - произведенные  затраты  при производстве  продукции;

  1. R  *  O   -   R  *  I.

Как  видно  из  формул  первые  две  относятся  к  первой  методике  расчета  добавленной  стоимости  на  основе  заработной  платы  и  прибыли,  а  третья  и  четвертая  формулы  соответственно - ко  второй  методике  исходя  из  выручки  и  произведенных  затрат.  Между  собой  первая  и  вторая  формулы  (как  третья  и  четвертая)  различаются  по  способу  и  последовательности  расчета.  Необходимо  отметить,  что  порядок  исчисления  НДС  в  Российской  Федерации  основывается  на  второй  методике  определения  добавленной  стоимости,  и  расчет  налога  производится  на  основании  четвертой  формулы.

С  появлением  НДС  и  акцизов  в  налоговой  системе  РФ  косвенные  налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль  при  мобилизации  доходов  в  бюджет.  В  консолидированном  бюджете  РФ  поступления  от  НДС  уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же  время  в  федеральном  бюджете  РФ  налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы.  Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых  платежей  за  период  с  2004  по  2010 г.  можно  проследить  на  основе  данных,  приведенных  в    таблицах  №2  и  №3. 

 

 

 

Табл. 2

Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых  платежей 

в  2004 - 2010 г.г.  (млрд. руб)*.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Общие  доходы

3273,8

4979,8

6170,5

7443,9

8056,9

6 713,8

6 950

в  т.ч.  налоговые  доходы

2613

4896,5

6146,3

7120,7

     

в  т.ч.  НДС

1023,7

1073,3

958,1

1381,9

     

            Налог  на  прибыль

187,2

328,8

485,7

635,6

     

            Доходы от внешнеэкономической деятельности

34,2

1644,6

2301,2

2364,3

     

            Платежи  за  пользование    

            природными  ресурсами

419,2

36,3

1104,2

1114,7

     

 

* По  материалам  Законов  «О  Федеральном   бюджете»  на соответствующий   год.

Табл. 3.

Поступление  в  федеральный  бюджет  основных  налоговых  платежей  в  2004 - 2010г.г.  (в  %  к налоговым доходам)*.

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

НДС

39,2

21,9

15,6

19,4

     

Налог  на  прибыль

7,2

6,7

7,9

8,9

     

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1,3

33,6

37,4

33,2

     

Платежи  за  пользование  природными  ресурсами

16

0,7

18

15,7

     

 

* По  материалам  Законов  «О  Федеральном   бюджете»  на  соответствующий   год.

Как  видно  из  таблицы  №3,  доля  НДС  в  налоговых  доходах  бюджета  достаточно велика.  Тенденции  развития  налога  на  добавленную  стоимость  в  последнее  время  позволяют  сделать  вывод,  что  за  ним  сохранится  ведущая  роль  среди  прочих  налогов  и  платежей  в  Российской  Федерации. 

1.2.  История   возникновения   и   развития   НДС   в   мире   и   в России.

 

Налог  на  добавленную  стоимость  является  сравнительно  молодым  налогом.  Большинство  из  ныне  действующих  налогов  были  введены  в  практику  в  XIX  веке.  Некоторые налоги,  такие как акцизы,  земельный налог,  известны  еще с древних времен.  НДС стал  применяться лишь  в XX  веке.  Конкретная  же  схема обложения НДС была  разработана в 1954 году  французским экономистом М. Лоре,  с легкой  руки  которого  он  и был введен  во  Франции в 1958 году.1  В то  же  время добавленная стоимость начала  использоваться  в статистических  и аналитических  целях  еще  с  конца  прошлого  века. 

НДС  относится  к  группе  косвенных  налогов.  Необходимо  отметить,  что  для  них  характерна  в  основном  фискальная  функция.  Их  появление  обычно  связано  с  возрастанием  потребности  государства  в  доходах  в  связи  с  ростом  расходов.  Исторически  первой  формой  косвенных  налогов  выступали  акцизы,  которые  взимались  с  отдельных  видов  товаров.  В  противоположность  им  НДС  представляет  собой  универсальный  акциз,  так  как  обложению  им  подлежат  все  товары. 

Одной  из  первых  форм  косвенного  налогообложения  явился  налог  с  продаж,  сходный  по  характеру  с  НДС.  Предпосылкой  возникновения  налога  с  продаж  послужила  острая  нехватка  средств  в  связи  с  огромными  военными  расходами  в  период  I  Мировой войны.  Данный  налог взимался  многократно на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя к потребителю.  В результате  его функционирования  цена  реализуемого  товара  значительно повышалась,  что вызывало  огромное  недовольство  как покупателей,  так и производителей.  Прежде  всего  это было  связано с тем,  что потребители вынуждены были  покупать  товары  по  сильно  завышенной  цене,  вытекающей  из  многократного обложения оборотов  налогом с продаж.  С другой  стороны производители несли значительные  убытки  вследствие  снижения  спроса  на  свою  продукцию.  Это  явилось  предпосылкой  к  тому,  что  после  I  Мировой войны непопулярный  налог был упразднен,  но  ненадолго.  Государственный бюджет,  сильно  обремененный  возросшими  расходами  в  период  II  Мировой войны,   требовал  дополнительных  источников  пополнения  доходов.  Налог с продаж,  отвечавший  фискальным  требованиям,  был  введен  вновь.  Необходимо  отметить,  что  произошло  некоторое  совершенствование  механизма  обложения  данным  налогом.  Во-первых,  он  начал  взиматься  однократно  и,  как  правило,  на  стадии  розничной  торговли,  тем  самым  не  сильно  замедляя  оборот  капитала.  Во-вторых,  поступление  средств  в  казну  также  происходило  более  быстрыми  темпами,  так  как  возросла  оборачиваемость  средств.  В  то  же  время  при  таком  положении  вещей  государство  терпело  некоторые  убытки  в  результате  потери  части  доходов  из-за  невозможности  осуществлять  полный  контроль  за  всеми стадиями  производства  и обращения товара.  При многократном  обложении объекта фискальные  органы  имели возможность  получать  оперативную  информацию  о  движении  капитала  при  подаче  налоговых  деклараций.  При  однократном  обложении  только  последней  стадии  обращения  -  розничной  торговли  -  такая  возможность  терялась.  Вышеперечисленные  факторы  послужили  основными  причинами  к  возникновению  налога  на  добавленную  стоимость,  который  давал  возможность  государству  контролировать  весь  процесс  производства  и  обращения  товаров  (в  том  числе  оптовую  и  розничную  торговлю).

Широкое  распространение  НДС  получил  благодаря  подписанию  в  1957  году  в  Риме  договора  о  создании  Европейского  экономического  сообщества,  согласно  которому  страны  его  подписавшие должны  были  гармонизировать свои  налоговые  системы  в  интересах   создания  общего  рынка.  В  1967  году  вторая  директива  Совета  ЕЭС  провозгласила  НДС  главным  косвенным  налогом  Европы,  предписывая  всем  членам  Сообщества  ввести  данный  налог  в  свои  налоговые  системы  до  конца  1972  года.  В  том  же  1967  году  налог  на  добавленную  стоимость  начал  функционировать  в  Дании,  в  1968  -  в  ФРГ.  Шестая  директива  Совета  ЕЭС  1977  года  окончательно  утвердила  базу  современной  европейской  системы  обложения  НДС,  чем  способствовала  унификации  взимания  данного  налога  в  Европе.  Последние  уточнения  в  механизм  обложения  НДС  были  сделаны  в  1991  году  десятой  директивой,  и  ее  положения  были  включены  во  все  налоговые  законодательства  стран-членов  ЕЭС.1

Информация о работе Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ