Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации. 4
1.1. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ. 4
1.2. История возникновения и развития НДС в мире и в России. 7
Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ. 13
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот. 13
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС. 23
2.3. Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации. 4
1.1. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ. 4
1.2. История возникновения и развития НДС в мире и в России. 7
Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ. 13
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот. 13
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС. 23
2.3. Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31
Основы действующей сегодня, а также будущей налоговой системы, которая в полной мере должна соответствовать условиям рыночного хозяйства, были заложены блоком принятых в конце 1991 года необходимых документов. При этом за исключением впервые введенных налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество и ряда местных налогов, была в основном обеспечена преемственность налоговой системы, сложившейся в период существования СССР и включавшей в качестве основных своих элементов налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины, а также платежи, связанные с использованием природных ресурсов. Причем успешному введению в практику НДС способствовал хотя и небольшой, но имевшийся опыт применения налога с продаж, а налога на имущество - многолетнее применение платы за фонды.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;
При написании работы были изучены и использованы Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ, Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи, опубликованные в экономических и финансовых журналах.
Законом «Об основах налоговой системы в РФ» установлено, что совокупность налогов, соборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. В указанном нормативном акте все налоги группируются на федеральные, региональные и местные. НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Ставки установлены Налоговым кодексом (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ и едины для всех субъектов РФ. В данном Законе также дано следующее определение экономического содержания НДС: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».
В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :
где R - ставка НДС;
V - величина заработной платы;
M - величина получаемой прибыли;
где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I - произведенные затраты при производстве продукции;
Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей за период с 2004 по 2010 г. можно проследить на основе данных, приведенных в таблицах №2 и №3.
Табл. 2
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей
в 2004 - 2010 г.г. (млрд. руб)*.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Общие доходы |
3273,8 |
4979,8 |
6170,5 |
7443,9 |
8056,9 |
6 713,8 |
6 950 |
в т.ч. налоговые доходы |
2613 |
4896,5 |
6146,3 |
7120,7 |
|||
в т.ч. НДС |
1023,7 |
1073,3 |
958,1 |
1381,9 |
|||
Налог на прибыль |
187,2 |
328,8 |
485,7 |
635,6 |
|||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
34,2 |
1644,6 |
2301,2 |
2364,3 |
|||
Платежи за пользование природными ресурсами |
419,2 |
36,3 |
1104,2 |
1114,7 |
* По материалам Законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год.
Табл. 3.
Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 2004 - 2010г.г. (в % к налоговым доходам)*.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
НДС |
39,2 |
21,9 |
15,6 |
19,4 |
|||
Налог на прибыль |
7,2 |
6,7 |
7,9 |
8,9 |
|||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
1,3 |
33,6 |
37,4 |
33,2 |
|||
Платежи за пользование природными ресурсами |
16 |
0,7 |
18 |
15,7 |
* По материалам Законов «О Федеральном бюджете» на соответствующий год.
Как видно из таблицы №3, доля НДС в налоговых доходах бюджета достаточно велика. Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году.1 В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.
НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.
Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.1
Информация о работе Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ