Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
-ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обложения НДС в Российской Федерации. 4
1.1. Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ. 4
1.2. История возникновения и развития НДС в мире и в России. 7
Глава 2. Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ. 13
2.1. Плательщики НДС, объекты обложения, облагаемый и необлагаемый оборот. 13
2.2. Льготы, действующие при взимании НДС. 23
2.3. Порядок исчисления НДС, уплаты и возмещения. 24
Заключение. 29
Список использованной литературы. 31

Файлы: 1 файл

НДС в РФ.docx

— 65.26 Кб (Скачать)

В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.  В  США  и  Канаде  применяется  близкий  по  методу  взимания  к  НДС  налог  с  продаж.2

Обширная  география  распространения  НДС  свидетельствует  о  его  жизнеспособности  и  соответствии  требованиям  рыночной   экономики.  Необходимо  отметить,  что  прочному  внедрению  его  в  практику  налогообложения  в  немалой  степени  способствовали  следующие  факторы.

Во-первых,  недостатки,  имеющиеся  у  прямых  налогов.  К  их  числу  можно  отнести  чрезмерную  тяжесть  налогообложения,  широкие  масштабы  уклонения  плательщиков  от  их  уплаты.

Во-вторых,  постоянный  дефицит  бюджета,  и  как  следствие  постоянная  потребность  в  увеличении  доходов  бюджета  путем  расширения  налогооблагаемой  базы  и  повышения  эффективности  налогообложения.

В-третьих,  потребность  в  усовершенствовании  существующих  налоговых  систем  и  приведении  их  в  соответствие  с  современным  уровнем  экономического  развития.

В  настоящее  время  общий  механизм  взимания  НДС  идентичен  во  многих  странах.  Как  известно,  плательщиками  этого  налога  являются  юридические  и  физические  лица,  занимающиеся  коммерческой  деятельностью.  Объектами  обложения  выступают  оборот  товаров,  объем  произведенных  работ  и  оказанных  услуг.  Необходимо  отметить,  что  налог  взимается  многократно  на  каждом  этапе  производства  и  реализации  продукции  при  ее  движении  от  первого  производителя  до  конечного  потребителя.  Налогооблагаемая  база  определяется  исходя  из  стоимости,  добавленной  на  каждой  стадии  производства  и  обращения,  включая  заработную  плату  с  начислениями,  амортизацию,  проценты  за  кредит,  прибыль  и  расходы  общего  характера  (за  электроэнергию,  рекламу,  транспорт  и  др.).  При  этом  стоимость  средств  производства  и  материальных  затрат  исключается  из  облагаемого  оборота.  Так  же,  как  и  по  многим  налогам,  предусмотрены  льготы  при  расчете  и  уплате  НДС,  которые  определяются  историческим  и  социально-экономическим  развитием  каждой  страны.  Однако  общей  для  всех  налоговой  льготой  является  необлагаемый  минимум  оборота  реализуемой  продукции.  Прежде  всего  это освобождение  направлено  на  поощрение мелкого бизнеса,  который,  не  располагая,  как правило,  квалифицированным бухгалтерским аппаратом,  испытывает  определенные  трудности  при  исчислении  налогооблагаемой  базы.  Кроме  того,  государство,  освобождая  от  обложения  мелкие  предприятия,  сокращает  тем  самым  свои  расходы,  связанные  со  сбором  и  обработкой  информации,  а  также  с  осуществлением  оперативного  управления  и  контроля  за  деятельностью налогоплательщиков. 

В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости:  пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам;  стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам;  и,  наконец,  повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши. Конкретные  размеры  ставок  по  некоторым  развитым  странам  мира  приведены  в  таблице  №1.

 

 

Табл. №1

Шкала  ставок  НДС  по  различным  странам .

Страна

Бельгия

Германия

Великобритания

Греция

Франция

Россия

Финляндия

Дания

Ставка  НДС

21%

19%

17,5%

19%

19,6%

18%

22%

25%


* Википедия. Данные на 2010 год.

 

Анализируя  данные  таблицы,  нетрудно  сделать  вывод,  что  в  основном  ставки,  применяемые  в  зарубежных  странах,  установлены  на  уровне  16 - 20%,  что  примерно столько же, сколько  в  Российской  Федерации.  В  то  же  время  в  Дании  и  Финляндии  размер  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  превышает  общеевропейский  и  составляет  22 - 25%. 

Необходимо  отметить,  что  количество  применяемых  ставок  налога  различно  в  разных  странах:  в  Великобритании  и  Германии  -  две,  во  Франции  -  три,  в  Италии  -  четыре.  В  Великобритании,  Ирландии  и  Португалии  используется  также  нулевая  ставка.  Товары,  облагаемые  по  данной  ставке,  отличаются  от  товаров,  освобожденных  от  налога,  тем,  что  владелец  товаров  в  первом  случае  не  только  не  платит  налог  при   их  реализации,  но  ему  в  добавок  возмещаются суммы НДС,  уплаченные  поставщикам.

Широкое  распространение  НДС  в  зарубежных  странах  с  рыночной  экономикой  создало  почву  для  появления  его  в  России.  Налог  был  введен  1 января 1992 года.  Он  пришел  на  смену  налогу  с  оборота,  просуществовавшего  в  стране  около  70  лет,  и  так  называемого  «президентского»  налога  с  продаж,  введенного  в  декабре  1990  года.  Оба  предшественника  НДС  были  эффективны  только  в  условиях  жесткого  государственного  контроля  за  ценообразованием.  Налог с оборота взимался  в основном  в виде  разницы между твердыми,  фиксированными  государственными  оптовыми  и  розничными  ценами,  и  его  ставка  колебалась  от  20  до  300%  для  различных  видов  продукции.  Налог  с  продаж  устанавливался  в  процентах  к  объему  реализации  и  фактически  увеличивал  цену  товаров  на  5%.

 В   связи  с  возросшей  инфляцией   налог  с  оборота  утратил   свою  жизнеспособность  и  вместе  с  налогом  с  продаж  был  заменен  налогом  на  добавленную  стоимость.  Новый  налог  выгодно  отличался  от  ранее  действовавших.  Он  был более эффективен  для государства,  так как обложению им  подлежал  товарооборот  на  всех  стадиях  производства  и  обращения.  Можно  было  ожидать,  что  с  расширением  налоговой  базы  и  ставок  поступления  будут  расти.  Также  необходимо  отметить,  что  НДС  является  менее  обременительным  для  отдельного  производителя,  поскольку  обложению  подлежит  не  весь  товарооборот,  а  лишь  прирост  стоимости,  и  тяжесть  налога  может  быть  распределена  по  всей  цепи  товарооборота.  Это  являлось  немаловажным  фактором  в  достижении  равенства  всех  участников  рынка.  Следует  также  обратить  внимание  на  такой  факт,  что  налог  на  добавленную  стоимость  являлся  более  простой  и  универсальной  формой  косвенного  обложения,  так  как  для  всех  плательщиков  устанавливался  единый  механизм  его  взимания  на  всей  территории  страны. 

Первоначально  ставка  НДС  была  установлена  на  уровне  28%. Спустя год  она  была  снижена  до  20%, а с 1 января 2004 года составляет 18 % , и   была  введена  льготная  ставка  в  размере  10%  для  продуктов  питания и  детских  товаров  по  перечню.  В  этом  виде  налог  и  просуществовал  до  наших  дней. 

Можно  отметить,  что  объективная  необходимость  введения  НДС  в  Российской  Федерации  была  обоснована  рядом  факторов:

  пополнение  доходов  бюджета,  испытывающего   острый  финансовый  кризис  и   нуждающегося  в  стабильных  налоговых  поступлениях;

2.  создание  новой  модели  налоговой   системы  в  соответствии  с  требованиями  рыночной  экономики;

  1. присоединение  к  международному  сообществу,  широко  применяющему  данный  налоговый  механизм.

 

 

 

Глава  2. Анализ  действующего  порядка  исчисления  и  взимания  НДС  в  РФ.

2.1.   Плательщики   НДС,  объекты  обложения,  облагаемый  и  необлагаемый  оборот.

 

Важнейшим  элементом  любого  налога  является  субъект,  который  определяется  законодательно.  В  соответствии  с  Налоговым кодексом  плательщиками  налога  являются  юридические лица,  осуществляющие  производственную  и иную  коммерческую  деятельность.  Для классификации налогоплательщиков  целесообразно  рассматривать  субъектов  отдельно  по  каждому  виду  объекта  налога,  так  как  статьей  146 Налогового кодекса (часть вторая) определены  две  самостоятельные  разновидности  объекта  налогообложения: 

а)  обороты  по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  на  территории  РФ;

б)  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ  (подробнее  см.  в  Главе  3).

Это  приводит  к  необходимости  рассмотреть  среди  плательщиков  «внутреннего»  НДС  четырех  групп  субъектов. 

  1. К  первой  группе  относятся  любые  организации  независимо  от  форм  собственности  и  ведомственной  принадлежности,  имеющие,  согласно  законодательству  Российской  Федерации  статус  юридических  лиц,  и  осуществляющие  производственную  и  иную  коммерческую  деятельность.

К  данной  группе  плательщиков  следует  отнести  все  коммерческие  организации  (в  т.ч.  предприятия  с  иностранными  инвестициями):  акционерные  общества,  хозяйственные  товарищества,  производственные  кооперативы,  государственные  и  муниципальные  унитарные  предприятия  и  др.  Согласно  п.1  ст.50  ч.I  ГК  РФ,  данные  организации в качестве  основной  цели  своей деятельности  преследуют  извлечение  прибыли.  При  этом  необходимо  учитывать,   что  плательщиками  НДС  являются  как  промышленные,  так  и  финансовые  организации,  в  т.ч.  страховые  общества,  банки  и  др.

Некоммерческие  организации  (потребительские  кооперативы,  общественные  и  религиозные  объединения,  благотворительные  и  иные  фонды)  также  являются  плательщиками  НДС  в  случае  осуществления  ими  коммерческой  деятельности, но  лишь  постольку,  поскольку  это  служит  достижению  целей,  ради  которых  они  созданы.  Под  данной  деятельностью,  в  частности,  понимается  реализация  основных  средств  и  иного  имущества,  арендные  и  другие  операции  в  рамках  уставной  деятельности.  Также  налогообложению  подлежат  доходы  от  реализации  основных  средств  бюджетных  учреждений. 

  1. Во  вторую  группу  плательщиков  следует  включить  филиалы,  отделения  и  другие  обособленные  подразделения  организаций  (не  являющиеся  юридическими  лицами),  самостоятельно  реализующие  товары  (работы,  услуги).  Необходимо  отметить,  что  данная  группа  выделяется  в  качестве  самостоятельных  субъектов  исключительно  для  целей  налогообложения  и  никак  не  связана  с  гражданским  законодательством,  так  как,  согласно  ст.55  ГК  РФ,  обособленными  подразделениями  юридического  лица  являются  только  представительства  и  филиалы,  которые  не  выступают  самостоятельными  участниками  гражданского  оборота.

Однако  если  любое  подразделение  юридического  лица  будет  самостоятельно  реализовывать  товары,  то  в  целях  налогообложения  оно  тоже  будет  выступать  налогоплательщиком  по  НДС  в  этой  части.  Как  правило,  для  того  чтобы  обособленное  подразделение  имело  возможность  самостоятельно  реализовывать  товары  (работы,  услуги),  необходимы  следующие  условия:

а)  подразделение  должно  быть  образовано  в  форме  филиала,  представительства,  обособленного  цеха  и  т.д.;

б)  в  положениях  о  данных  подразделениях  должно  быть  закреплено  их  право  на  самостоятельную  реализацию;

в)  наличие  самостоятельного  расчетного  (текущего)  счета  в  банке;

г)  ведение  обособленного  бухгалтерского  учета  и  наличие  отдельного  баланса.

  1. К  третьей  группе  можно  отнести  индивидуальные  (семейные)  частные  предприятия,  т.е.  те,  организационно-правовая  форма  которых  не  приведена  в  соответствие  с  новым  ГК  РФ.  Согласно  п.5  ст.6  Федерального  закона  «О  введении  в  действие  части  первой  Гражданского  кодекса  РФ»,  индивидуальные  (семейные)  частные  предприятия  и  предприятия,  созданные  частными  и  общественными  организациями  на  праве  полного  хозяйственного  ведения,  подлежат  до  1  июля  1999 г.  преобразованию  в  хозяйственные  товарищества,  общества,  кооперативы  или  должны  быть  ликвидированы. 

К  указанным  предприятиям  до  их  преобразования  или  ликвидации  применяются  положения  об  унитарных  предприятиях,  основанных  на  праве  оперативного  управления.  При  этом  необходимо  отметить,  что  если  требуемые  изменения  не  будут  произведены  до  указанного  срока,  то  данные  предприятия  подлежат  принудительной  ликвидации  в  судебном  порядке  по  требованию  налогового  органа.

  1. Плательщиками  НДС  являются  также  международные  объединения  и  иностранные  юридические  лица,  осуществляющие  производственную  и  иную  коммерческую  деятельность  на  территории  РФ.  Наиболее  важным  моментом  для  отнесения  иностранных  организаций  к  налогоплательщикам  по  НДС  является  признак  территориальности.  Под  осуществлением  коммерческой  деятельности  на  территории  РФ  следует  понимать  место  реализации  товаров,  работ,  услуг  (т.е.  место  возникновения  объекта  налогообложения).

 

В  теории  налогообложения  выделяются  категории  объекта  налога  и  налогооблагаемой  базы.  Объектом  налога  выступают  юридические  факты,  которые  обуславливают  обязанность  налогоплательщика  уплатить  налог.  Налогооблагаемая  база  -  это  количественное  выражение  объекта  налога,  она  выступает  основой  при  исчислении  суммы  налога,  подлежащего  внесению  в  бюджет.  Применительно  к  НДС  налогооблагаемой  базой  является  облагаемый  оборот,  состав  и  порядок  исчисления  которого  подробно  регламентируется  Законом  «О  НДС».    

Информация о работе Анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в РФ