Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе являлось проведение анализа кредиторской и дебиторской задолженностями на примере ООО «ТЭЛС», а также методы взыскания данных задолженностей.
Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации
1.1 Сущность и образование дебиторской задолженности
1.2 Сущность и образование кредиторской задолженности
1.3 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.4 Методы взыскания
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЭЛС»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия
2.3 Анализ кредиторской задолженности
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.95 Кб (Скачать)

Варианты действий лиц, осуществляющих мониторинг проблемно задолженности в зависимости от полученной ими информации о кредитах и

принятых в банке процедурах, могут быть следующими:

  • Предпринять меры для получения дополнительной информации по данному кредиту;

  • Вынести информацию на рассмотрение руководителя подразделения. Уполномоченного принимать соответствующие решения, или коллегиального органа управления банка;

  • Передать информацию лицам или подразделениям банка, уполномоченным осуществлять определенные действия в рамках работы с просроченной задолженностью;

  • Самостоятельно осуществить определенные действия.

Переговоры с заемщиком

В процессе переговоров с руководством организации заемщика необходимо выяснить:

  • Причины появления негативно информации или факторов, свидетельствующих об ухудшении финансового положения заемщика либо возникновении других видов кредитного риска;

  • Уровень существенности происходящих событий для оценки возможности их влияния на перспективы погашения кредита в установленные сроки;

  • Возможные пути и планы заемщика по исправлению сложившейся ситуации;

  • Намерения заемщика относительно погашения проблемной задолженности.

Результаты переговоров с заемщиком в обязательном порядке документируются.

Выездные проверки

Выездные проверки заемщиков- юридических лиц проводятся обычно в рамках мониторинга любой задолженности, потому, что обязательным условием определения уровня кредитного риска в соответствии с Положением №254-П является периодическая оценка ликвидности залога.

Проводить выездные проверки можно по графику, составленному заранее (при выдаче кредита), а также вне графика- в случае получения информации о негативных факторах или событиях, оказывающих влияние на деятельность заемщика.

При проверке сохранности заложенного имущества оцениваются его состояние, условия хранения и определяется рыночная стоимость. Осуществляется также сверка наличия заложенного имущества с данными бухгалтерского и складского учета организации- заемщика. В некоторых случаях может производиться сплошная или выборочная проверка фактического наличия заложенного имущества.

Результаты выездных проверок также тщательно документируются.

Реструктуризация задолженности

Вопрос о необходимости реструктуризации задолженности по возможности следует решать до момента появления просроченной задолженности. Инициатором внесения изменении в кредитный договор может быть как организация- заемщик, так и банк- кредитор.

Для предупреждения возникновения «просрочки»

Кредитный инспектор может в разумный срок до наступления даты платежа, в соответствии с кредитным договором в устной или письменной форме, напомнить клиенту о приближении срока возврата кредита, выяснив заодно намерения клиента по данному вопросу.

Решение о реструктуризации проблемной задолженности принимается в том же порядке, что и решение о первоначальной выдаче кредита.

При подготовке решения о реструктуризации проводится комплексный анализ деятельности клиента в порядке, аналогичном порядку проведения анализа при выдаче кредита.

Во внутренних документах банка целесообразно указать случаи. В которых решение о реструктуризации ссуды не может быть принято. Критерием может служить категория качества ссуды, определяемая в соответствии с Положением №254-П, а также другие факторы, снижающие вероятность возврата ссуды заемщиком, в том числе:

  • Отсутствие реального обеспечения обязательств заемщика вследствие снижения рыночной стоимости залога;

  • Снижение оборотов денежных средств по счетам клиента;

  • Неоднократные нарушения сроков уплаты основного долга и процентов по кредиту;

  • Явное ухудшение финансового положения клиента.

При рассмотрении вопроса о возможности реструктуризации  следует обрать внимание на то, каким образом реструктуризация отразится на категории качества кредита и величине созданного по нему резерва на возможные потери.

В случае принятия решения о реструктуризации кредита оформляется дополнительное соглашение к действующему кредитному договору, которое проходит аналогичную первоначальному договору процедуру согласования и подписания.

При пролонгации кредитного договора необходимо оформить пролонгацию договоров, обеспечивающих основное обязательство(залога, поручительства, гарантии).

Начисление штрафных санкций

При нарушении заемщиком условий кредитного договора в части своевременного погашения основного долга и/или процентов по нему банк осуществляет начисление и взыскание штрафных санкций, предусмотренных кредитным договором.

 Предъявление о досрочном  исполнении обязательств заемщиком  может предъявляться в  случаях:

  • Нарушения заемщиком условий кредитного договора;

  • Нарушения залогодателем правил хранения и распоряжения заложенным имуществом;

  • Существенного снижения рыночной стоимости заложенного имущества;

  • Наступления других событий, являющихся основанием для предъявления требований о досрочном исполнении обязательств заемщиков в соответствии с кредитным договором.

В случае принятия решения о возбуждении процедуры досрочного погашения соответствующие документы передаются юридической службе или другому уполномоченному подразделению.

Действия по взысканию просроченной задолженности

Если решение о реструктуризации кредитного договора не принято, то кредитный инспектор или другое уполномоченное лицо готовит документы для передачи их службам, которые будут заниматься собственно взысканием просроченной задолженности. Таковыми обычно являются юридическая служба и служба безопасности банка.

В документах, передаваемых указанным службам, помимо основных данных о кредите  и заемщике указывается следующая информация:

    • Причины возникновения проблем с погашением обязательств заемщиком;

    • Меры, принятые по возврату кредита, и их результаты.

Сотрудники юридического подразделения направляют должнику претензию. В случае отсутствия реакции в течение определенного срока или при наличии отказа от уплаты долга готовится исковое заявление в суд. Для подготовки искового заявления составляется расчет задолженности по кредитному договору, включающий суммы начисленных процентов и штрафных санкций на определенную дату.

Служба безопасности проводит свои специфические переговоры с должником по поводу возврата кредита.

Обращение взыскания на заложенное имущество

Правовые основания гражданских отношений по договорам залога недвижимого имущества установлены ФЗ от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Передача (продажа) задолженности третьему лицу

Такой способ погашения проблемной задолженности характерен, скорее, для кредитов, выданных физическим лицам.

Договор уступки права требования(цессия)- соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другой субъект, к которому переходят все права прежнего кредитора.

Списание безнадежной задолженности

Порядок списания безнадежной задолженности за счет резервов на возможные потери по ссудам установлен Главой 8 Положения №254-П. в соответствии с ним задолженность признается безнадежной и может быть списана в двух случаях:

  1. По юридическим основаниям, то есть в случае если кредитной организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по её взысканию и по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по ссуде за счет сформированного под нее резерва;

  1. По экономическим основаниям, то есть в случае когда предполагаемые издержки кредитной организации по проведению дальнейших действий по взысканию безнадежной задолженности по ссуде и (или) по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по ссуде, будут выше ожидаемого результата.

Порядок  списания безнадежной задолженности и его документального оформления зависит от величины этой задолженности.

Разработанный банком в соответствии с Главой 8 Положения №254-П порядок(процедуру) списания безнадежной задолженности можно включить во внутрибанковский документ о кредитовании либо в документ о порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам.

Мониторинг состояния заемщика после списания задолженности

В соответствии с пунктом 3.3 Положения ЦБ РФ от 31.08.1998 №54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата(погашения)» списание непогашенной задолженности по предоставленным денежным средствам, включая проценты, с баланса банка-кредитора не является ее аннулированием. Списанная задолженность отражается за балансом в течение не менее пяти лет с момента ее списания в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.

Вывод: единственное условие, которое должно быть соблюдено банком-кредитором,- это предварительное обращение со своим письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЭЛС»

2.1 Краткая характеристика  предприятия

ООО «ТЭЛС» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом и действует на основе Устава, имеет собственное имущество, самостоятельный баланс и расчетный счет.

ООО «ТЭЛС» было создано 14 августа 2003 года. Целью создания предприятия является объединение экономических, материальных, финансовых и иных ресурсов участников общества для удовлетворения спроса в сфере производства.

Основной целью деятельности  предприятия ООО «ТЭЛС» является,  хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в проектировании, строительстве, ремонте жилых и общественных помещений, получение прибыли.

Основными направлениями деятельности общества являются:

1) Производство строительных  материалов (в частности, кирпича).

2) Выполнение строительных, строительно-монтажных и пуско-наладочных  работ.

3) Строительство и эксплуатация  объектов гостиничного хозяйства, туристических комплексов, гражданских  и промышленных зданий и сооружений.

4) Строительство жилых  и нежилых помещений, реконструкция, реставрация, ремонт производственных  и непроизводственных объектов.

5) Оказание услуг организациям  в поиске помещений и гражданам  по обмену и найму жилья.

В ООО «ТЭЛС» структура управления является линейно-функциональной. Такая структура наиболее подходит подобным организациям. В линейно-функциональной организационной структуре используется четкая система взаимных связей, в ней ясно выражена ответственность, она гарантирует быстроту реакции на прямой приказ.

Далее проанализируем основные технико–экономические показатели деятельности предприятия. Источниками информации для проведения анализа являются: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к бухгалтерскому балансу.

Основные технико-экономические показатели представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Основные технико-экономические показатели ООО «ТЭЛС» за 2011-2013 гг.

Наименование

показателей

Годы

Абсол. изменение, тыс.руб.

Темп

роста, %

2011

2012

2013

2012

/

2011

2013

/

2012

2012/

2011

2013/

2012

Выручка от реализации, тыс. руб.

30779

16118

5772

-14611

-10346

52,3

35,8

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

29075

14099

5483

-14976

-8616

48,5

38,8

Затраты на рубль реализованной продукции, руб.

0,94

0,87

0,95

-0,07

0,08

92,5

109,1

Материальные затраты, тыс.руб.

26396

9611

4622

-16785

-4989

36,4

48,1

Материалоотдача, руб.

1,17

1,68

1,24

0,51

-0,44

143,5

73,8

Материалоемкость, руб.

0,86

0,6

0,8

-0,26

0,2

69,7

133,3

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс.руб.

1066

147

-

-919

-

13,8

-

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

2019

2301

2010

282

-291

113,9

87,3

Среднесписочная численность, чел.

22

21

21

-1

-

95,4

100

Среднемесячная заработная плата, тыс.  руб.

8

9,5

9,3

1,5

0,2

118,7

97,9

Фондоотдача, руб.

28,8

109,6

-

80,8

-

380,5

-

Фондоемкость, руб.

0,03

0,009

-

-0,021

-

30

-

Прибыль / убыток от продаж, тыс.руб.

905

524

271

-381

-253

57,9

51,7

Прибыль / убыток до налогообложения, тыс.руб.

831

363

8411

-468

8048

43,6

2317

Рентабельность продаж, %

2,9

3,25

4,7

0,35

1,45

112

144,6

Чистая прибыль / убыток, тыс.руб.

7261

208

11098

-7053

10890

2,86

5335

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации