Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе являлось проведение анализа кредиторской и дебиторской задолженностями на примере ООО «ТЭЛС», а также методы взыскания данных задолженностей.
Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации
1.1 Сущность и образование дебиторской задолженности
1.2 Сущность и образование кредиторской задолженности
1.3 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.4 Методы взыскания
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЭЛС»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия
2.3 Анализ кредиторской задолженности
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации

    1. Сущность и образование дебиторской задолженности

Любое предприятие, производящее товарно-материальные ценности (ТМЦ), работы, оказывающее услуги, постоянно ведет расчеты с фирмами-покупателями за переданную им продукцию. В нестабильных условиях рынка по различным причинам оплата счетов со стороны последних может полностью или частично откладываться, что приводит к образованию дебиторской задолженности. Часть такой задолженности в процессе экономической деятельности неизбежна, но она должна сохраняться в пределах допустимых значений.

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц при финансовых взаимоотношениях с ними. Экономический смысл дебиторской задолженности состоит в том, что она является чистым отвлечением финансовых ресурсов предприятия из его оборота, иммобилизацией средств предприятия в пользу третьих лиц. В идеальном случае предприятие не должно допускать образование дебиторской задолженности как таковой. Однако в реальной деятельности предприятия такого положения добиться невозможно, так как объективной основой ее образования является принятая на практике система расчетов по обязательствам. Дебиторская задолженность по своей экономической сути – отвлеченные денежные средства, которые должны контрагенты за товары (работы, услуги), полученные на условиях отсрочки платежа (товарный кредит).

В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Дебиторская задолженность— это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.

Дебиторская задолженность — это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия.

Дебиторская задолженность как экономическая категория, выражающая финансовые отношения между дебитором (должником) и кредитором, — это:

  • один из видов оборотных активов предприятия;

  • неполученная часть его выручки от продаж;

  • отдельный вид отношений, возникающий из договора, а также

вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 и др.

ГК РФ).

Или можно по-другому. Дебиторская задолженность в основном это — неполученная часть выручки предприятия от продаж, образующаяся из договора как отдельный вид обязательств между предприятиями. Дебиторская задолженность также может быть следствием причинения вреда и иных оснований. Дебиторская задолженность предприятия в целом является одним из видов его оборотных активов.

Главным фактором, определяющим финансовое положение предприятия, является состояние его оборотных средств и одного из элементов – дебиторской задолженности.

Оборотные средства (оборотный капитал) - это часть капитала предприятия, вложенного в его текущие активы. По материально-вещественному признаку в состав оборотных средств включаются: предметы труда (сырье, материалы, топливо и т.д.), готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи, денежные средства и средства в расчетах.

Дебиторская задолженность относится ко второй группе оборотных средств «Фонды обращения».

Обязанность осуществлять контроль за полнотой и своевременностью расчетов, состоянием дебиторской задолженности лежит в первую очередь на самом предприятии. Для этих целей в структуре управленческого персонала предусматривается специальное подразделение финансовой службы.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится задолженность, которая обусловлена ходом выполнения производственной задачи предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается задолженность, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, ослабление контроля над отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но не оплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям).

По критерию просроченности задолженность дебиторов подразделяется на плановую, сроки погашения которой еще не наступили, и просроченную, платежи по которой не были произведены в оговоренный контрактом срок. По длительности просрочки выделяются различные группы долговых обязательств дебиторов:

1) Задолженность с просрочкой  оплаты до 45 дней.

2) От 45 до 90 дней, и т. д.

По критерию реальности взыскания специалисты выделяют 3 группы дебиторской задолженности: реальная к взысканию, проблемная (сомнительная), безнадежная.

Дебиторская задолженность – это будущая экономическая выгода, воплощенная и связанная с юридическими правами, включая право на владение. Согласно статье 128 ГК РФ, дебиторская задолженность признается имуществом.

Актив «дебиторская задолженность» имеет три существенных характеристики:

1) он воплощает будущую  выгоду, обеспечивающую прирост  денежных средств;

2) представляет собой  ресурсы, которыми управляет хозяйствующий  субъект.

3) права на выгоду или  потенциальные услуги должны  быть законные или иметь юридическое  доказательство возможности их  получения. Например, при отражении  факта продажи актива, у продавца  образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить  вероятную будущую выгоду.

Показатель качества дебиторской задолженности определяет вероятность получения задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности. Практика показывает, что чем больше срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения. Согласно статье 96 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года. Следует иметь в виду, что законодательство предусматривает и специальные сроки исковой давности, как сокращенные, так и длительные по сравнению с общим сроком (например, статья 797 и статья 966 ГК РФ).

По структуре дебиторской задолженности, срокам возникновения и погашения, причинам возникновения и деловым партнерам можно судить об эффективности использования организацией имеющихся денежных средств, о рациональности условий заключенных договоров и ряде других показателей.

Значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов определяет их особое место в оценке оборачиваемости оборотных средств. На величину дебиторской задолженности влияют:

1. Объем продаж и доля  в них реализации на условиях  последующей оплаты. С ростом  выручки (объема продаж), как правило, растут и остатки дебиторской  задолженности.

2. Условия расчетов с  покупателями и заказчиками. Чем  более льготные условия расчетов  предоставляются покупателям (увеличение  сроков, снижение требований по  оценке надежности дебиторов), тем  выше остатки дебиторской задолженности.

3. Политика взыскания  дебиторской задолженности. Чем  активнее предприятие во взыскании  дебиторской задолженности, тем  меньше ее остатки и тем  выше «качество» дебиторской  задолженности.

4. Платежная дисциплина  покупателей. Объективной причиной, определяющей платежную дисциплину  покупателей и заказчиков, следует  назвать общее экономическое  состояние тех отраслей, к которым  они относятся. Кризисное состояние  экономики, массовые неплатежи значительно  затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков  неоплаченной продукции, вместо  денежных средств в качестве платежных средств используют суррогаты. Субъективные причины определяются условиями предоставления кредита и мерами, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности: чем более льготные условия предоставления кредита, тем ниже платежная дисциплина дебиторов.

5. Качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии  аналитической работы на предприятии  должна быть сформирована информация  о величине и возрастной структуре  дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Вывод: дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и  образование кредиторской задолженности

Предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала.

С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным.

Таким образом, кредиторская задолженность — это задолженность данного предприятия другим предприятиям и лицам: по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, поставщикам, подрядчикам, персоналу и другим кредиторам. В широком смысле к кредиторской задолженности можно отнести также и задолженность банкам и другим предприятиям по погашению полученных от них кредитов и займов (как краткосрочных, так и долгосрочных)1.

В упрощенном варианте кредиторская задолженность - это то, что данное предприятие должно другим лицам.

Классификация кредиторской задолженности представлена в Приложении 1.

Следующим этапом в ходе разработке политики использования кредитных ресурсов является определение наиболее приемлемых тактических подходов. Существует несколько потенциальных возможностей привлечения заемных средств:

  • Средства инвесторов(расширение уставного фонда, совместны бизнес);

  • Банковский или финансовый кредит;

  • Товарный кредит(отсрочка оплаты поставщикам);

  • Использование собственного «экономического превосходства».

 

Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.

Вывод: так как привлечение заемных средств в оборот предприятия может содействовать лишь временному улучшению финансового состояния, то нужно найти способы погашения кредиторской задолженности. В противном случае может возникнуть просроченная кредиторская задолженность. Что приведет к выплате штрафов и ухудшения финансового состояния. Поэтому в процессе управления необходимо изучить состав, давность появления задолженности, частоту и причины образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Проблемные  кредиты: понятие и причины возникновения

Под «проблемными» кредитами понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами — один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.

Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации