Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в данной работе являлось проведение анализа кредиторской и дебиторской задолженностями на примере ООО «ТЭЛС», а также методы взыскания данных задолженностей.
Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.

Оглавление

Глава 1 Теоретические аспекты анализа дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации
1.1 Сущность и образование дебиторской задолженности
1.2 Сущность и образование кредиторской задолженности
1.3 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.4 Методы взыскания
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ТЭЛС»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ дебиторской задолженности предприятия
2.3 Анализ кредиторской задолженности
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.95 Кб (Скачать)

Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.

Проблемные кредиты чаще всего являются результатом денежного кризиса у клиента. Указанный кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления.

К организационным признакам проблемного кредита можно отнести:

  • необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;

  • нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;

  • резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;

  • радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;

  • неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;

  • частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;

  • длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;

  • просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.

Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита.

Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.

В целях оперативного и своевременного выявления таких негативных моментов кредитные работники ведут постоянный мониторинг кредитной сделки, всесторонне анализируют хозяйственно-финансовую деятельность заемщика, проводят комплексные проверки наличия, состояния и достаточности принятого обеспечения в строгом соответствии с требованиями действующих в банке нормативных документов.

Источниками информации о подобных кредитах и заемщиках являются: данные анализа финансового состояния заемщика, перечня документов на выдачу кредитов и обслуживания долга, плана мероприятий по обслуживанию кредитного договора; результаты проверок на местах, сведения, полученные от других подразделений банка, информированных о кредитном портфеле головного офиса и филиалов банка, в т.ч. клиентских; публикации в средствах массовой информации и др.

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности и, как следствие, невозврату кредита (неуплате процентов). Такой причиной может быть чрезмерно высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.

Выявление тенденции к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятий свидетельствует, с одной стороны, об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.

При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия и сроках выполнения обязательств перед ними составляются соответствующие перечни. Особое внимание уделяется фактам просроченной задолженности предприятия перед бюджетом и по внебюджетным платежам.

Выявление признаков ухудшения состояния финансово-хозяйственной деятельности заемщика на ранней стадии позволяет принять соответствующие меры прежде, чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми.

Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы и услуги, по векселям могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.

Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. Исходная информация содержится в прилагаемой к балансу предприятия форме № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании».

В случае если предприятие убыточно, кредитный специалист делает вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения предприятием нормальной хозяйственной деятельности. Если в ходе хозяйственной деятельности предприятия получена прибыль, следует оценить пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности. А вот при неплатежеспособности предприятия данная часть прибыли — это потенциальный резерв его собственных средств, которые путем изменения соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления нужно было бы направить на пополнение оборотных средств.

При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. При этом следует учитывать, что в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Например, изменение в планах деятельности клиента может быть вызвано изменением общей конъюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение финансовых показателей связано с сезонным характером бизнеса — это еще не свидетельствует о реальном ухудшении финансового состояния заемщика в целом.

Признаками финансового неблагополучия заемщика, с точки зрения кредитного специалиста, являются:

  • нецелевое использование кредита;

  • падение оборотов по кредиту;

  • проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование);

  • поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;

  • моральное и физическое старение залогового имущества;

  • ухудшение финансового состояния Гаранта или Поручителя заемщика;

задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.

Проще всего для этих целей воспользоваться классификацией кредитов, установленной Положением ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Положение № 254-П). Все равно ни одному из выданных кредитов не удастся избежать участи быть препарированным в соответствии с данным Положением (за исключением портфелей однородных ссуд, но этот инструмент все же более характерен для кредитов физическим лицам). Поэтому целесообразно определить критерии, в соответствии с которыми ссуда признается проблемной и «ставится на контроль» (в т.ч. не дожидаясь «выхода на просрочку»).

В соответствии с пунктом 1.7 Положения № 254-П в целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются в одну из пяти категорий качества:

— I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) — отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

— II категория качества (нестандартные ссуды) — умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 1 до 20%);

— III категория качества (сомнительные ссуды) — значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50%);

— IV категория качества (проблемные ссуды) — высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 до 100%);

— V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) — отсутствует вероятность возврата ссуды, что обусловливает полное (в размере 100%) обесценение ссуды.

По данной классификации все обесцененные ссуды, то есть ссуды, отнесенные ко II–V категориям качества, вполне можно считать проблемными. При этом нестандартной или даже сомнительной может оказаться ссуда, по которой отсутствует «просрочка», и наоборот — кредит с просроченной задолженностью при определенном стечении обстоятельств может быть признан стандартным (относящимся к I категории качества) для целей формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Независимо от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:

    • провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;

    • собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;

    • ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;

    • проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;

    • изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.

Вывод: Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В кредитной политике должно быть четко определено, что банк будет делать с проблемными кредитами.

 

1.4 Методы взыскания

Отсортировав проблемные кредиты от «беспроблемных», можно приступить к их мониторингу. Для организации этого важного процесса необходимо определить:

  • Работников или подразделения банка, ответственные за выявление и мониторинг проблемной задолженности;

  • Форму отчета по проблемно задолженности, составляемого с установленной периодичностью.

Вместо отчета можно использовать базу данных- аналитически модуль в программном комплексе.

Отчет о проблемной задолженности может включать следующие позиции:

  • Наименование заемщика;

  • Номер и дату кредитного договора;

  • Дату выдачи кредита;

  • Дату окончания кредитного договора;

  • Дату возникновения просроченной задолженности;

  • Количество дней «просрочки»;

  • Сумму просроченного основного долга;

  • Сумму просроченных процентов по кредиту;

  • Начисленные штрафные санкции;

  • Общую сумму просроченной задолженности и штрафных санкций;

  • Дату последнего погашения;

  • Категорию качества ссуды, определенную для целей формирования резервов в соответствии с Положением № 254-П;

  • Другую информацию, на основании которой ссуда признана проблемной.

 При желании в этот  же отчет можно добавить:

  • Информацию о заемщике(руководители, контактные телефоны, адрес и т.д.);

  • Информацию о мероприятиях, уже проведенных ответственными лицами или подразделениями банка в рамках работы с проблемной задолженностью.

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации