Возникновение философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:03, реферат

Краткое описание

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущ-ность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им по-нятия -- их принято называть философскими категориями -- отображают та-кие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.

Файлы: 1 файл

все сразу.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Ренессансный  антропоцентризм не только не только не имел, но даже не стремился к созданию аналитической картины мира, которая  задает принцип субъектно-объектного отношения ко всему сущему и которая  в рамках этого отношения строго и систематически артикулируется. Ренессансному сознанию не смотря на все его мироисторические предчувствия и художественно изобретательские проекты постижения и преображения мира, органически не присуще аналитическое и системо-созидающее мышление, поскольку оно формировалось и осуществляло себя в горизонте недифференцированного эстетического континуума, в коем, и прежде всего в нем, оно искало и находило смысл существования, наконец, образ самого человека и соответствующей ему образ мира. Вот почему образы человека и мира приобретали ярко выраженные магические измерения. Над образом человека как центра и средоточия Вселенной постоянно витал образ мага, способного проникать в потаенные сферы природы и намерения каждого человека посредством словесно-знаковой означаемости, символически-живописной изобразительности и инженерно-практической, сугубо технической изобретательности. Постигая «таинственный ход» вещей, человек становится и возвышенным поэтом, и непреодолимым в споре со всем сущим ритором и философом, утверждающим себя в центре мира с помощью магического «искусства памяти», живописцем, зодчим и изобретателем, способным не просто записывать слова на бумаге, но извлекать из самой реальности действенные образы, знаки и символы, воплощать их в действительности и тем самым создавать новую, живую и открытую для всех, в силу ее наглядности, «книгу мироздания».

Ренессансное  сознание, отталкиваясь от средневекового теоцентризма в сторону антропоцентризма, перемещало акцент с «Книги Откровения»  на великую и живую «Книгу Природы», которую каждому необходимо в себе осознанно прочувствовать как внутренне в каждом запечатленную; и на основе такого рода внутреннего опыта следует осуществлять техническую изобретательность и зодчество, постигать Вселенную через искусство живописного изображения, астрологически расшифровывать скрытые подобия и соответствия, потаенные симпатии и антипатии, конституирующие структуру универсума, в магикоалхимической ориентации действенно «исцелять» все поврежденное и до сих пор «подвергаемое порче» как в бытии природного сущего, так и в бытии самого человека. Сергеев А.К. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.,1993, с. 32. 

3. Теория познания ( гносеология, от греч. gnosis – познание ) – это раздел философии, в котором изучается природа познания, его возможности и границ, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания.

Теория познания тесно связана с онтологией, диалектикой, логикой и методологией. Поскольку  субъектом познания является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. При изучении личности познающего субъекта опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. Большой материал дают гносеологии математика и кибернетика, естественные и гуманитарные науки.

Во всеобщей системе “человек-мир”, изучаемой  философией, гносеология изучает  всеобщее характеризующее познавательную деятельность человека. Некоторые стороны  такой деятельности мы рассмотрим в  лекции.

“Познание как  отношение к миру и деятельности. Научное познание”.

Рассмотрим 3 вопроса:

  1. Познание как форма отражения.
  2. Формы и методы познания.
  3. Наука как специализированная форма познания. Специфика социального познания.
 

Изучение этого  раздела позволит вам освоить общие законы научного познания, что научит вас проникать в сущность разнообразных явлений и процессов реальной деятельности, практически реализовать свои знания, полученные в стенах училища.

1 ВОПРОС

Существуют различные  подходы, модели процесса познания. Материалистические модели имеют основной принцип отражения мира в сознании человека: у Демокрита – образы (эйдосы), у философов Нового времени – сенсорные сигналы, у Ленина – ощущения субъекта, которые дают субъективный образ объективного мира у идеалистов познание не имеет дела с реальным, объективным миром. Лейбниц связывал его с воздействием божественных идей на врожденные понятия человека. У Гегеля – самопознания абсолютной идеи. У Маха и Авенариуса, у других субъективных идеалистов процесс познания – это реализация простой и экономной связи ощущения.

Разработанным различные концепции познания. Согласно эмпирической концепции (теории) (Бэкон, Локк, Гоббс), все человеческое знание проистекает из опыта, все познание вытекает из ощущений. Это сенсуализм.

Согласно рационалистической теории познания (Декарт,Лейбниц,Кант), субъект уже при рождении, доопыта (априорно) имеет знание. Обе концепции основаны на жестком противопоставлении субъекта объекту.

При этом познание неизбежно сталкивается с вопросом: познаваем ли мир ?

Позиции мыслителей в данном случае таковы.

Это когнитивный оптимизм (Г.Гегель, В.Ленин) – выражающий абсолютную уверенность в познании мира. Это – скептицизм (Пиррон, Секст-Эмпирик, Д.Юм) выражающий сомнения о возможности полных знаний о мире. Это - агностицизм – отрицающий возможность познания мира. По И.Канту “вещь в себе” (сущность) – непознаваема. Это – релятивизм – абсолютизирующий относительность научных знаний.

Представители науки и инженерной деятельности являются оптимистами, гностиками. Принципами на которые опирается инженер в своей деятельности являются:

  • принцип познаваемости мира
  • принцип отражения
  • принцип определяющей роль практики.
 

Процесс познания составляют следующие элементы - объект познания, субъект познания и процесс взаимодействия между ними в формах чувственного и логического познания.

Объект  познания – часть реального бытия, подвергающаяся исследованию. Им может быть – явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека ( образ мышления, психологическое состояние, общественное мнение ), а так же “вторичные продукты” интеллектуальной деятельности человека ( закономерности развития религии, идеальные категории наук и т.д.)

Субъект познания – общественный. Социально сформированный человек , который реализует познание, формирует новое знание ( человек носитель культуры, языка, опыта, знаний, целей, методов), научное сообщество, отдельные народы, человечество.

Введем понятие  “предмет познания” – это аспект объекта познания, который вовлекается  в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания ( так живой мир изучается и зоологией и биологией ).

В своей сущности познание есть отражение мира. Об отражении мы говорим в предыдущей лекции. Напомню, что это способность любых материальных тел так или иначе реагировать на воздействия других материальных образований и воспроизводить их особенности. Отражение в своем развитии приходит к сознанию. И не в этом ли свойстве истоки удивительной способности человека к познанию ?

Логично предположить, что человеческое познание можно рассматривать как отражение, как процесс и результат отражения. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко все более глубокому и всестороннему знанию.

Источником активности сознания выступает практика, которая  исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с  практикой развивается и познание, как живое , активное отношение человека к миру.

Что является результатом  познания ? – Конечно, знание ! Знание является человеческой информацией о мире, которая существует в виде субъективной реальности. Она субъективна по форме, но объективна по содержанию. Объективность содержания информации, образов, степень их соответствия объекту, определения истинных образов дает практика как основа, исходный и конечный пункт познания.

( Познание возникло  в ходе практики, развивается  благодаря ей, практика – источник фактов науки, поставляет основные материальные средства исследователю, выступает критерием истины ).

Т.о. познание –  есть социальное, исторически развивающееся  отношение человека к миру, процесс  отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.

Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое  и далее в психологическое – факт сознания.

Познание имеет  в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся  спецификой их форм и связей этих форм между собой.

Чувственное познание осуществляется посредством органов  чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:

  1. Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).
  2. Наглядность и предметность возникаемых образов.
  3. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
 

Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.

Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.

Однако, мир состоит  не из свойств и качеств, а из цельных  предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:

  1. От самих объектов
  2. От прошлого опыта
  3. От психологического состояния и здоровья человека.

Оно позволяет  видеть мир как взаимодействие предметов  и процессов, взаимосвязь качеств  и свойств в них.

Наглядное воспроизведений  прошлых восприятий с помощью  памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения ( фантазии, мечты ).

Чувственный облик  человека углубляется благодаря труду, речи и мышлению, но не способен формировать образ сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность снимает рациональное познание.

Этот вид познания наиболее полно реализуется в  мышлении – процессе обобщенного  и опосредственного отражения действительности путем сознания абстракции.

Рациональное  познание характеризуют:

  1. Опора на чувственные данные;
  2. Опосредованность (человек не контактирует с предметами о которых мыслит);
  3. Обобщенность и абстрактность;
  4. Воспроизведение объектов на уровне сущности, внутренних связей и отношений;
  5. Связь с речью, фиксация в языке;

Оно осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключение.

Понятие – это обобщенный логический образ предмета. Это означает, что оно лишено чувственности. Это мысль, в которой отражаются общие закономерные связи, существенные стороны, признаки предметов возникновение понятия это скачек от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.

Суждение – мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.

Умозаключение – мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.

При анализе  мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок – исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум – высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.

Информация о работе Возникновение философии