Возникновение философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:03, реферат

Краткое описание

Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущ-ность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им по-нятия -- их принято называть философскими категориями -- отображают та-кие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.

Файлы: 1 файл

все сразу.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Многочисленные  данные свидетельствуют в пользу взаимосвязи и взаимообусловленности  чувственного и рационального. Психика  человека целостна и интегральна. И  для обозначения единства чувства  и мысли мы находим термин в  античной философии – “эйдос” (“вид”, “образ”) – то, что дано в мышлении и одновременно видно. Поэтому сознание имеет и эйдетический характер. Максимально целостный психический образ явления есть эйдос.

Психика человека как деятельность по выработке нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.

Интуиция – прямое непосредственное неосознанное получение знания. Скорее всего корни интуиции в сложносплетениях сознания, бессознательного и сверхсознания. Интуиция и творчество могут развиваться методами эвристики – науки изучающей творческую деятельность. Это сократические беседы, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).

Мы уже отмечали единство языка и мышления. Под  углом зрения гносеологии язык определяется как система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления . Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.

Таким образом, познание – есть процесс отражения  объективного мира в субъективных образах;

  • задачи познания – в обнаружении сущности вещей, в знании; путь познания – от явления к сущности.

2 ВОПРОС

Познание как  форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения. И на каждом этапе развития общества процесс познания осуществляется в  многообразных социально-культурных формах. Это – обыденно-практическое, игровое , мифологическое , художественно-образное, религиозное, философское познание. В период XV – XVII в. формируется научное познание мира, хотя зарождение н6ауки мы связываем с именами Аристотеля, Архимеда, Эвклида.

Наука – деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке.

Сумма разрозненных сведений не есть наука. Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о  его законах. Она разделяется  на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.

Каковы специфические признаки (особенности) научного познания ?

  1. В обнаружении объективных законов действительности, законов познания и мышления, в ориентации на общие свойства предмета и их выражении в системе абстракций;
  2. В объективности, в достижении объективной истины преимущественно рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания;
  3. В ориентации на изменение окружающего мира, на воплощение в практику;
  4. В рационально-теоретическом способе ориентации, постижении человеком мира. Наука вырабатывает теоретические модели объекта и особые категории, отличные от обыденного опыта.
  5. В фиксации знаний, как целостной системы понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм в естественном и искусственном (формулы, математические уравнения) языке и постоянном воспроизводстве знания;
  6. В применении специфических материальных средств (приборы, инструменты, оборудование), а так же идеальных средств и методов (логика, диалектика, системный, математический, кибернетический и другие методы);
  7. В доказательности, обосновании научных результатов достоверности выводов.

Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость , открытость для критики, строгость и т.д.

Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.

  1. Его предмет – “мир человека”, отношения людей, а не реальные вещи и их свойства. В этом мире тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, цели, мотивы, страсть. Особая часть – это деятельность людей в ее многообразных формах.
  2. Социальное познание неразрывно связано с ценностями. Таковы политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его принципы, мотивы поведения. Они входят в процесс социального исследования и сказываются на объективности получаемых знаний.
  3. Характерной чертой социального познания является анализ единичного, индивидуального, но на основе общего и закономерного.
  4. Методы такого познания – диалог, процедуры понимания, интерпретации, социальный эксперимент. В социальном эксперименте исследуемые реагируют на духовный мир исследователя, значит надо учитывать влияние самого исследователя.
  5. В социальном познании критериями объективности социального знания являются.

Эти особенности  возникают в связи со сложным, противоречивым характером социальных процессов и явлений, их пронизанностью ценностями, мировоззренческими компонентами, смысло-жизненными ориентациями людей. Об этом свидетельствует и то, что  в социальном познании отсутствуют устойчивые парадигмы, подвижен эмпирический базис, сложна природа теоретических обобщений.

Современная наука  дисциплинарно организована, она  принадлежит как целое к типу сложных развивающихся систем. В  каждой отрасли науки (физике, химии, биологии) обнаруживаются многообразных формы знания: факты, законы, гипотезы, теории. Все разнородные знания организуются в целостность благодаря основаниям науки. Выделяют 3 блока оснований науки:

  1. Идеалы и нормы исследования;
  2. Научная картина мира;
  3. Философские основания;

Блок идеалов  и норм включает идеалы и нормы:

  • Доказательности и обоснования знания
  • Объяснения и описания
  • Построения и организации знаний

Эти идеалы и  нормы отличают науку от других форм познания, и по отношению к науке  конкретной эпохи выражают стиль мышления этой эпохи, и конкретизируются применительно к определенной науке.

Так например, обосновать знание в Средневековье значит раскрыть его смысл согласно Святому Писанию, а в Новое время – провести его опытную проверку.

Второй блок составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях их исторического развития. За три века развития науки сменились механическая, электродинамическая (последняя четверть 19 в.) и квантово-релятивистская теории мира. Катина мира одновременно обеспечивает систематизацию знаний, функционирует как исследовательская программа. Ломка картины мира представляет собой научную революцию.

Третий блок оснований науки образуют философские  идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы, картину мира и  обеспечивают включение научного знания в культуру.

3 ВОПРОС

Формы и методы познания.

Обратимся к  научному познанию и к военно-научному исследованию как к процессу. Он включает в себя 2 основных уровня –  эмпирический и теоретический.

Эмпирический  уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект.

Признаки эмпирического  познания: сбор фактов, их первичное  обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные приемы и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.

Теоретический опыт – опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.

Оба уровня познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима  абсолютизация одного из уровней  в ущерб другому.

Рассматривая  теоретическое познание определим  его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.

Научный факт – факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.

Проблема – форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании, вопрос требующий ответа. Правильно поставить проблему – значит поставить вопросы и определить средства их решения.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе на ряде факторов, истинное значение которого не определено и нуждается в доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин и становится научной истиной. 

Теория – высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Энштейна).

Теория должна удовлетворять 2-м требованиям: непротиворечивости и экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные  элементы:

  1. Исходные основания – понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;
  2. Идеализированный объект – абстрактная модель существенных свойств предметов (“идеальный газ”);
  3. Логика теории;
  4. Совокупность законов данной теории;

Ключевой элемент  теории – закон.

К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

Военно-научное  исследование идет по той же схеме, специфика заключается в области  исследования – военной деятельности.

В повышении  качества научного исследования важен правильно выбранный метод.

Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент с помощью которого добывается знание.

Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регулятивов.

Многообразие  видов человеческой деятельности обуславливает  многообразие методов. Но в рамках лекции мы рассмотрим методы науки.

По степени  общности методы делятся на:

  1. Общественные методы (системный, структурно-функциональный, вероятностный, моделирование, формализация)
  2. Частнонаучные методы – применяются в отрасли науки соответствующей данной форме движения материи ( механики, физики, химии, биологии, социальных наук).
  3. Дисциплинарные методы.
  4. Методы междисциплинарного исследования.

По функциональному значению методы бывают методами эмпирического исследования. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности. Сравнение , предметное обследование (измерение) и эксперимент включают активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.

Среди научных  методов теоретического исследования выделяют:

  1. Формализацию – отображение содержательного знания в формализованном языке.
  2. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся аксиомы из которых все положения теории выводятся логическим путем.
  3. Гипотегико-дедуктивный метод – метод, сущность которого в создании системы гипотез, из которых дедуктивно выводятся утверждения об опытных фактах.

В научном исследовании широко используются и общелогические методы:

  1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на части, и синтез – их объединение в единое целое.
  2. Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств.
  3. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов не существующих в действительности.
  4. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (обобщениях) и дедукция – обратный процесс.
  5. Аналогия – установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
  6. Моделирование – метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик на другом объекте - моделе-аналоге имеющем подобие с объектом.
  7. Системный подход - совокупность общенаучных методов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Информация о работе Возникновение философии