Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:03, реферат
Философия изучает всеобщее, или наиболее общее, то есть такие свойства и отношения вещей, которые проявляются везде и всегда. Например, причина и следствие, содержание и форма, сущ-ность и явление, необходимость и случайность и т.п. Эти и подобные им по-нятия -- их принято называть философскими категориями -- отображают та-кие характеристики вещей и процессов, которые присущи им в любом уголке Вселенной и в любое время.
Многочисленные
данные свидетельствуют в пользу
взаимосвязи и
Психика человека как деятельность по выработке нового – есть духовное творчество. Центральный момент творчества – озарение, интуиция.
Интуиция – прямое непосредственное неосознанное получение знания. Скорее всего корни интуиции в сложносплетениях сознания, бессознательного и сверхсознания. Интуиция и творчество могут развиваться методами эвристики – науки изучающей творческую деятельность. Это сократические беседы, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, математическое моделирование, виртуальное моделирование. Благодаря интуиции открыты структура бензола (Кекуле Ф.А.), таблица периодической системы химических элементов (Менделеев), болезнь Боткина, понятие о нейтрино Пауля, висячий мост Броуна (паутина).
Мы уже отмечали единство языка и мышления. Под углом зрения гносеологии язык определяется как система знаков, имеющих значения. Знаки – это сигналы, материальные явления . Они воспринимаются органами чувств (звуки, жесты, рисунки, чертежи), но так как замещают реальные предметы позволяют оперировать образами предметов – значениями, в свою очередь значения, актуальные в данный момент, имеющие индивидуальную значимость называются смыслами.
Таким образом, познание – есть процесс отражения объективного мира в субъективных образах;
2 ВОПРОС
Познание как
форма духовной деятельности существует
в обществе с момента его возникновения.
И на каждом этапе развития общества
процесс познания осуществляется в
многообразных социально-
Наука – деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке.
Сумма разрозненных сведений не есть наука. Отражая мир, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Она разделяется на множество отраслей. По предмету выделяются - естествознание, гуманитарные и социальные науки, технические науки и математика, в каждую из которых входят свои научные дисциплины. По отношению к практике науки делятся на фундаментальные и прикладные.
Каковы специфические признаки (особенности) научного познания ?
Кроме названных выделяются и другие критерии научности: внутренняя системность знания, формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость , открытость для критики, строгость и т.д.
Данные критерии распространяются и на социальное познание. При этом специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в ряде моментов.
Эти особенности возникают в связи со сложным, противоречивым характером социальных процессов и явлений, их пронизанностью ценностями, мировоззренческими компонентами, смысло-жизненными ориентациями людей. Об этом свидетельствует и то, что в социальном познании отсутствуют устойчивые парадигмы, подвижен эмпирический базис, сложна природа теоретических обобщений.
Современная наука дисциплинарно организована, она принадлежит как целое к типу сложных развивающихся систем. В каждой отрасли науки (физике, химии, биологии) обнаруживаются многообразных формы знания: факты, законы, гипотезы, теории. Все разнородные знания организуются в целостность благодаря основаниям науки. Выделяют 3 блока оснований науки:
Блок идеалов и норм включает идеалы и нормы:
Эти идеалы и нормы отличают науку от других форм познания, и по отношению к науке конкретной эпохи выражают стиль мышления этой эпохи, и конкретизируются применительно к определенной науке.
Так например, обосновать знание в Средневековье значит раскрыть его смысл согласно Святому Писанию, а в Новое время – провести его опытную проверку.
Второй блок составляет научная картина мира. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях их исторического развития. За три века развития науки сменились механическая, электродинамическая (последняя четверть 19 в.) и квантово-релятивистская теории мира. Катина мира одновременно обеспечивает систематизацию знаний, функционирует как исследовательская программа. Ломка картины мира представляет собой научную революцию.
Третий блок оснований науки образуют философские идеи и принципы, которые обосновывают идеалы и нормы, картину мира и обеспечивают включение научного знания в культуру.
Формы и методы познания.
Обратимся к научному познанию и к военно-научному исследованию как к процессу. Он включает в себя 2 основных уровня – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект.
Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные приемы и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.
Теоретический опыт – опирается на силу абстрактного мышления, проникает в сущность явлений путем рациональной обработки данных опыта. Признаки теоретического познания: создание теоретической модели, общей картины и ее углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.
Оба уровня познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. И недопустима абсолютизация одного из уровней в ущерб другому.
Рассматривая теоретическое познание определим его структурные компоненты, определяющие динамику научного знания. К ним относятся научный факт, проблема, гипотеза, теория.
Научный факт – факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.
Проблема – форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это своего рода знание о незнании, вопрос требующий ответа. Правильно поставить проблему – значит поставить вопросы и определить средства их решения.
Гипотеза –
форма знания, содержащая предположение,
сформулированное на основе на ряде факторов,
истинное значение которого не определено
и нуждается в доказательстве. Проверенная
и доказанная гипотеза переходит в разряд
достоверных истин и становится научной
истиной.
Теория – высшая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Энштейна).
Теория должна
удовлетворять 2-м требованиям: непротиворечивости
и экспериментальной
Ключевой элемент теории – закон.
К числу основных функций теории относятся функции: синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.
Военно-научное
исследование идет по той же схеме,
специфика заключается в
В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.
Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Иначе говоря, способ, инструмент с помощью которого добывается знание.
Метод разрабатывается на основе определенной теории. И в познании выступает как система регулятивов.
Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразие методов. Но в рамках лекции мы рассмотрим методы науки.
По степени общности методы делятся на:
По функциональному значению методы бывают методами эмпирического исследования. Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений действительности. Сравнение , предметное обследование (измерение) и эксперимент включают активное вмешательство в протекание изучаемых процессов.
Среди научных методов теоретического исследования выделяют:
В научном исследовании широко используются и общелогические методы: