Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:57, реферат
С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
С VI в. до н. э. начинается
особый период в истории науки
и культуры Древней Греции. Как
известно, это был период, когда
древнегреческая цивилизация
В рамках древнегреческой
натурфилософии появилась мысль
о том, что все предметы окружающего
мира состоят из простейших начал («стихий»).
К таковым чаще всего относили
огонь, воду, воздух и землю. При этом
утвердилась также точка
Одной из важнейших
особенностей древнегреческой культуры
была ее ориентация не столько на религию,
как это имело место, например,
в Египте и Индии, а на мифологию.
Исследователями давно
Разумеется, мифология
отнюдь не бессодержательна, но она
включает и небылицы. Освобождение
от них непременно приводит к философии.
Исходное начало мироздания начинают
видеть не в героях мифов, а в стихиях,
существование которых
Изобретение слова
«философия» легенда
Философия в Элладе
возникает как мировоззрение
промышленно-торгового
Вместе с тем античная философия в целом - философия рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института рабства, духовный аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности - все это ограничивало возможности античной философии.
И в то же время
античная философия - грандиозная попытка
построить рационализированную
картину мира, разумно решить основной
вопрос мировоззрения, при этом в
древнезападной философии имелись
в зародыше почти все дальнейшие
разновидности философских
Древнезападная, античная,
сначала только греческая, а затем
и римская, философия существовала
в течение более чем
1) протофилософия - период зарождения и формирования (VI в. до н.э.);
2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);
3) закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);
4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.).
Античная философская
литература сохранилась в общем
плохо. Все труды философов первого
периода погибли, от них уцелели
лишь фрагменты, и то благодаря тому,
что они приводились в трудах
тех более поздних античных авторов,
которым удалось пробиться
Это, прежде всего
сочинения Платона и
Хотя труд Теофраста
не дошел до нас целиком, он был
использован такими поздними античными
авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий
Дидим, Филодем, Цицерон, Александр
Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион,
Диоген Лаэрций и др. В конце II
в. до н.э. неизвестный автор сделал
извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста.
Оно тоже погибло, но прежде успело
стать основой для труда
Имея дело с доксографическим
материалом, следует учитывать, что
смысл терминов со временем изменялся.
Уже Аристотель не всегда правильно
понимал некоторые термины
Милетская школа
Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества. Они известны как «семь мудрецов». Среди них — основатель милетской философской школы Фалес.
Милетская
школа известна как первая философская
школа. В ней впервые сознательно
был поставлен вопрос о первоосновах
всего сущего. И хотя философия
в этот период представляет, собственно,
совокупность всех видов и форм познания
(как теоретического, так и практического),
главный интерес всех представителей
милетской школы охватывает определенный
круг проблем. На первом месте здесь
стоит вопрос о сущности мира. И
хотя отдельные представители
Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или перво-принципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.
Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Происходил он из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.
Интересной является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).
Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».
Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.
Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.
Основой
всего сущего Фалес считал воду.
Эта мысль, как говорилось ранее,
появляется уже в до-философской
космогонии. Однако подход Фалеса полностью
от нее отличен. Воду он понимал не
как конкретную форму или персонификацию
мифологической силы, а как аморфное,
текущее сосредоточение материи. Учитывая
математические успехи Фалеса, можно
полагать, что к определению воды
как основы всего сущего он подошел,
исходя из «материального разнообразия
путем метода абстракции». Не содержание
(оно безоговорочно
Информация о работе Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии