Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:57, реферат

Краткое описание

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 46.89 Кб (Скачать)

1. ПРЕДПОСЫЛКИ И  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ  ФИЛОСОФИИ

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки  и культуры Древней Греции. Как  известно, это был период, когда  древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую  Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось  формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся  Милет ? главный город Ионийской  колонии в Малой Азии, расположенный  на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории  античной культуры. По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось  и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как  всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с  другом, привести к общему денежному  знаменателю. Эта чисто экономическая  идея была затем распространена на природу.

В рамках древнегреческой  натурфилософии появилась мысль  о том, что все предметы окружающего  мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

Одной из важнейших  особенностей древнегреческой культуры была ее ориентация не столько на религию, как это имело место, например, в Египте и Индии, а на мифологию. Исследователями давно подмечено, что религия захватывает человека основательнее мифологии, переинтерпретировать ее в философском ключе труднее, чем последнюю. Пожалуй, далеко не случайно именно древние греки стали основателями философии, поскольку благодаря  отсутствию религиозного фундаментализма  они в своем творчестве оказались  свободнее, чем древние египтяне и индийцы. Именно в Древней Греции философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все  более профессиональной, могли противостоять  политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом  мире способствовали достигнутые греками  в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее  становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.

Разумеется, мифология  отнюдь не бессодержательна, но она  включает и небылицы. Освобождение от них непременно приводит к философии. Исходное начало мироздания начинают видеть не в героях мифов, а в стихиях, существование которых достаточно очевидно.

Изобретение слова  «философия» легенда приписывает  Пифагору. В переводе с греческого философия есть любовь к мудрости. Древние греки, подобно всем людям, хотели быть знающими, мудрыми. В результате многие из них стали философами. Далеко не случайно мифология, перегруженная  надуманными персонажами и сюжетами, начала постепенно отступать перед  философией.

Философия в Элладе возникает как мировоззрение  промышленно-торгового городского класса, демоса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь  с производством, получившим возможность  резкого ускорения развития в  связи с переходом к железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, городская культура, классовая борьба, переход от авторитарных аристократических  к тираническим, а через них  и к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и  личной инициативы - все это способствовало реализации той возможности возникновения  философии, которая была заложена в  профилософии.

Вместе с тем  античная философия в целом - философия  рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка  мировоззренческого обоснования социального  института рабства, духовный аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной  науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность  подавляющего большинства философских  доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности - все это ограничивало возможности  античной философии.

И в то же время  античная философия - грандиозная попытка  построить рационализированную  картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в  древнезападной философии имелись  в зародыше почти все дальнейшие разновидности философских видов  мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.

Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем  и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время  она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается  на четыре периода:

1) протофилософия - период  зарождения и формирования (VI в.  до н.э.);

2) зрелость и расцвет  (V-IV вв. до н.э.);

3) закат - греческая  философия эпохи эллинизма и  латинская философия периода  Римской республики (III-I вв. до н.э.);

4) период упадка  и гибели в эпоху Римской  империи (I-V н.э.).

Античная философская  литература сохранилась в общем  плохо. Все труды философов первого  периода погибли, от них уцелели  лишь фрагменты, и то благодаря тому, что они приводились в трудах тех более поздних античных авторов, которым удалось пробиться сквозь тьму веков. Труды большинства философов  второго периода также целиком  до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается  и в третьем и в четвертом  периодах, однако там число философских  трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью  сохранилась философская поэма  античного материалиста Лукреция Кара «О природе вещей». Таким образом, информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей  информации в случае древнезападной, как, впрочем, и древневосточной  философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая  информация в основном принадлежит  так называемым доксографам, т.е. «описывателям  мнений», неспособным на сколько-нибудь серьезный анализ. Впрочем, имеются  и более надежные источники наших  знаний о древнейшей греческой философии.

Это, прежде всего  сочинения Платона и Аристотеля. В «Метафизике» Аристотеля содержится первый очерк истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте - в  аспекте аристотелевского учения о  первопричинах. Мысли Платона и  Аристотеля следует скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии. Начало подлинной доксографии можно  найти, пожалуй, у Теофраста, ученика  Аристотеля, который описывает учения философов по проблемам в своем  труде «Мнения физиков», хотя, к  сожалению, этот труд дошел до нас  в его небольшой части, причем в отличие от Аристотеля, Теофраст не подгонял историко-философский материал к своей концепции.

Хотя труд Теофраста  не дошел до нас целиком, он был  использован такими поздними античными  авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр  Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце II в. до н.э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого  неизвестного стоика середины I в. до н.э. Этот труд получил условное название «Ветуста плацита» - «Древние изречения». На него опирались Цицерон, Филон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор «Гомеровских аллегорий», Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В свою очередь на Аэция  опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх - автор работы «Плацита». А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.

Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что  смысл терминов со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно  понимал некоторые термины более  ранних античных философов.

Милетская школа

  Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общественного  класса, формирующегося на обломках родового общества. Они известны как «семь  мудрецов». Среди них — основатель милетской философской школы  Фалес.

  Милетская школа известна как первая философская  школа. В ней впервые сознательно  был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия  в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь  стоит вопрос о сущности мира. И  хотя отдельные представители милетской  школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская  школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении  материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был  сформулирован позже. Представители  этой школы интуитивно понимали мир  как материальный. Вместе со стихийным  материализмом в мышлении этих философов  проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств  которой они стремятся постичь  мир в динамике его развития и  перемен.

  Стихийный материализм ионических философов  был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о  первопричине, или перво-принципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

  Первый  из ионических философов — Фалес  из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э. Происходил он из богатой  семьи и помимо теоретических  исследований занимался торговлей  и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и  практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря  развитию Милета, а также его выгодному  положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

  Интересной  является мысль, относящаяся к разделению "небесной сферы". Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых  одна называется арктической (она постоянно  видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая  — зимняя тропическая и пятая  — антарктическая (постоянно невидимая).

  Во  время своих странствий в Вавилон  и Египет он знакомится с местным  сравнительно развитым земледелием, которое  способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем  согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался  упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев  треугольника, например в случае равнобедренного  треугольника углы при основании  равны. До сих пор известна так  называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».

  Значительны и его знания, касающиеся отношений  прямоугольных треугольников. Он определил  условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два  угла, прилегающие к ней. Ему приписывается  также положение о подобных углах  при пересечении двух прямых.

  Разносторонние  интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время  была настолько развитой наукой, что  являлась определенной основой научной  абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

  Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской  космогонии. Однако подход Фалеса полностью  от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Учитывая математические успехи Фалеса, можно  полагать, что к определению воды как основы всего сущего он подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции». Не содержание (оно безоговорочно материалистическое), но способ и метод постановки и  решения проблем высоко оценивает  в своей «Истории философии» представитель  идеалистической философии Нового времени Г.-В.-Ф. Гегель: «Фалесово  положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается  сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение  от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно  сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...» 

Информация о работе Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии