Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:57, реферат

Краткое описание

С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 46.89 Кб (Скачать)
align="justify">  Религиозные и моральные принципы пифагорейского учения наложили определенный отпечаток  на организацию структуры, деятельность пифагорейского союза, в котором  классовость и реакционная партий-ность  Пифагоровых религиозных, социальных и этических взглядов проявляются  более отчетливо, чем в других моментах.

  Большинство принципов союза носило тайный характер и было доступно лишь членам союза. Личность Пифагора имела неограниченный авторитет, его философия весьма длительное время преподавалась  исключительно членам союза. Лишь некоторые  моральные принципы разрешалось  распространять «в народе» Полностью  противоположной была картина в  отношении пропаганды религиозных  взглядов. В пифагорейском понимании  распространение «религии» являлось основной обязанностью каждого члена  союза.

  Из  религиозного и этического учений Пифагора вытекает и ряд «запретов» и «ограничений», которые в большей или меньшей  степени имели мистический характер, форму предрассудков, а также  выступали как способ объяснения некоторых природных явлений, что  контрастировало иногда с принципами собственной философии пифагорейцев.

  Ученики Пифагора. Пифагорейство в той  или иной форме существовало вплоть до III столетия н. э. Ближе всего к  учению Пифагора стояли старшие пифагорейцы, среди которых было много прямых учеников Пифагора. Самым видным из них был Алкмеон из Кротона. Время  его деятельности приходится где-то на первую половину V столетия" до н. э. В сущности, в своих философских  взглядах он был верен пифагорейским  принципам.

  Основной  сферой интересов Алкмеона была медицина. О нем известно, что он «первый  отважился на вскрытие»72. Важнейшим  из его медицинских и физиологических  познаний является осознание взаимосвязи  органов чувств и мозга.

  К старшему поколению пифагорейцев принадлежат, по Диогену Лаэртскому, еще Эпихарм (550— 460 до н.э.) и Архит (ок. V в. до н.э.). К младшему поколению — Гипиас (середина V—IV в. до н.э.), Филолай (ок. 440 до н. э.) и Эвдокс (ок. 407—357 до н.э.). После  изгнания из Кротона пифагорейцы  разошлись по греческим городам  и колониям. Некоторые из них нашли  убежище в Академии Платона в  Афинах.

  Пифагорейство является первым идеалистическим философским  направлением в античной Греции. Пифагорейцы  в идейном и политическом отношениях сыграли в принципе реакционную роль, это же относится и к пифагорейской философии. И хотя пифагорейцы имеют бесспорные заслуги в разработке некоторых частей геометрии и, в частности, основ арифметики, математическая проблематика у них выливается в мистику и обожествление чисел, которые они считают единственно истинно сущим.

  Пифагорейский способ философствования является противоположностью стихийной диалектике милетской  школы и Гераклита. Заметно отличается он и от строгого рационализма элейской школы. Конструируемое пифагорейцами  учение о противоположностях «есть  лишь грубое начало более точного  определения противоположностей, начало, в котором, как в индусских  перечислениях первоначал и субстанций, нет ни порядка ни смысла»73. Так  характеризует Гегель ту часть пифагорейской  философии, которая имеет, хотя и  вербальное, наибольшее сходство с  диалектическим мышлением. Существующие противоположности подчинены здесь  всеобщей универсальной гармонии космоса, поэтому они теряют малейшие остатки  диалектического заряда, не сталкиваются, не борются, но подчинены гармонии сфер.

  Пифагорейское учение представляет собой в зародышевой  форме соединение идеализма с  метафизическим способом мышления. Это  вместе с мистическими элементами образует предпосылки для его приятия  христианской философией.

  В истории философии идеализм обращался  к пифагорейству, как правило, лишь тогда, когда он играл открыто  реакционную историческую роль (один из крупнейших представителей идеалистической  диалектической философии, Гегель, в  «Истории философии» оценивает пифагорейство  весьма критически). Метафизический подход к вопросу бытия, характерный  для пифагорейской философии, был  источником появления ряда реакционных  философских направлений.

Информация о работе Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии