Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:57, реферат
С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь.
Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно ему, «живет смертью» другой: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля — смертью воды» 34. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».
Очень
важное значение во взглядах Гераклита
придается, используя современный
термин, детерминизму (всеобщей обусловленности
всех событий и явлений). Гераклит
(так же как и другие досократики)
употребляет, естественно, другое понятие.
Все, согласно ему, правится судьбой, или
необходимостью (нике). С понятием необходимости
весьма тесно связано понимание
закономерности — закона (логос). Логос,
по Гераклиту, так же-вечен, как и
несотворенный и неуничг
Гераклит один из первых обращает внимание на характер человеческого познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е. логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания», «многоучености» от подлинном мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их скрывает. В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде других мыслителей, в частности о Пифагоре. «Многознание не научает разумности, ибо оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана и Гекатея» 35. Эти мысли показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая не стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей. Единственной мудростью, по Гераклиту, является «знание мысли, которая везде всем правит»36, т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания. Человеческое сознание — душа (психе) — подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития объективно существующего мира.
Гераклит
придавал значение оценке отношения
мира к познанию. Он подчеркивал, что
все состояния и свойства мира
всегда релятивны: «Море наполнено
водой наичистейшей и наигрязнейшей:
для рыб она пригодна и полезна,
для людей грязна и губительна»
37 Он отмечал также относительность
повсеместно употребляемых
И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил. Аристотель говорил о нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал, «только двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды» 40. Как можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Универсальность движения он, видимо, обозначал движением пальца. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному релятивизму.
Гераклитова
философия является вершиной стихийно
диалектического понимания мира
не только в досократовской философии,
но и в античной философии вообще.
Как уже говорилось, речь здесь
идет не о цельной теоретической
системе диалектического
Тесная
связь диалектики и стихийного материализма
позволила Гераклиту
Однако
сама философская концепция
Следующей
выдающейся философской школой, действовавшей
в западной части «Великой Греции»,
т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы.
Реконструкция их философских взглядов
весьма сложна, так как от этой школы
сохранилось мало материалов. Так
же мало (и часто спорных) сведений
сохранилось о жизни и
Аналогична ситуация и с трудами Пифагора и пифагорейцев. Мысли основателя школы дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. «Его философское учение подверглось такому, же искажению, как и история жизни. С ним связали все, что только придумали христианская меланхоличность и склонность к аллегоризму» .
Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э.
На острове Самос он провел значительную часть своей жизни. Лишь с заметным ограничением власти родовой аристократии и установлением тирании он отправляется в Южную Италию. Его уход тесно связан с его политической ориентацией и отвращением к тирании. Своей антидемократической ориентации Пифагор остается верен и в Кротоне, где он организует из сторонников местной аристократии пифагорейский союз, играющий значительную роль в борьбе против демократической партии и в других областях Южной Италии. Влияние этого по сути реакционного союза весьма быстро распространяется и на Сицилию.
Пифагор и пифагорейский союз имеют немалую заслугу в том, что в Кротоне сравнительно длительное время удерживала политическую власть аристо-кратия. По их инициативе аристократический Кротон предпринял военные действия против города Сйбарис, в котором победила рабовладельческая демократия.
Социальные
и классовые конфликты в самом
Кротоне привели в конце концов
к ограничению, а затем и к
свержению власти аристократии. Рабовладельческая
демократия приняла решительные
меры против пифагорейского союза, который
вполне справедливо считался центром
аристократической реакционной
идеологии. Подобно тому как в
других городах Греции, в которых
победила рабовладельческая демократия,
в Кротоне был распущен пифагорейский
союз, а его сторонники изгнаны
из города. Однако даже такие меры не
положили конец пифагорейскому движению.
Еще почти целое столетие пифагорейская
философия сохраняла
Пифагор был приблизительно современником Анаксимандра и Анаксимена. Подобно Фалесу, он предпринимает путешествие в Египет, где знакомится с достижениями в математике и астрономии, с философскими и религиозными идеями, в значительной степени повлиявшими на его философские и религиозные взгляды.
Согласно
Диогену Лаэртскому, он написал три
книги: «О воспитании», «О делах общины»
и «О природе». Ему приписывается
и целый ряд других трудов, которые
создавались пифагорейской
Значительное
внимание Пифагор и пифагорейцы
уделяли развитию математики. Считается,
что Пифагор первым обосновал, что
в прямоугольном треугольнике квадрат
гипотенузы равен сумме квадратов
катетов (теорема Пифагора). В отличие
от других мыслителей, которые в
то время занимались математикой, он
идет дальше решения геометрических
задач, которыми занимались Фалес или
Анаксимен. Пифагор исследует и
взаимоотношения чисел. Можно справедливо
утверждать, что Пифагор и пифагорейская
школа закладывают основы теории
чисел и принципы арифметики. Арифметическим
путем пифагорейцы решают многие
геометрические задачи того времени. Изучение
зависимости между числами, и
в частности между рядами чисел,
требовало весьма развитого уровня
абстрактного мышления, и этот факт
отразился на философских взглядах
Пифагора. Интерес, с которым он и
его последователи изучали
Из античных авторов наиболее полное изложение взглядов Пифагора мы находим у Диогена Лаэрт-ского: «Начало всего — единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских — объемные фигуры; из них — чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы — огонь, вода, земля и воздух; перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают мир — одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого — земля; и земля тоже шаровидна и населена со всех сторон» .
Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность» 69. «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» 70. Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура). Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.
Все
пифагорейское учение о сущности
бытия имеет отчетливо
Четко
выраженный идеализм Пифагора - и его
последователей имел свои корни в
общественных, политических, этических
и, в частности, религиозных взглядах.
Религию и мораль Пифагор считал
основными атрибутами упорядочения
общества. Пифагорейский подход к
религии заметно отличается от тогдашней
греческой традиции. Пифагорейский
подход испытывает влияние элементов
персидской и индийской мистики.
Он в определенной степени является
освящением классовой исключительности
(которая приобретает почти
Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай, Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим!
Религиозные взгляды пифагорейцев весьма тесно связаны с их политической ориентацией. То же можно сказать и о понимании ими морали. Она была обоснованием определенной «социальной гармонии», опирающейся" на абсолютное подчинение демоса аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение. Религиозное и нравственное во взглядах Пифагора и пифагорейцев часто совпадают.
Информация о работе Предпосылки и условия возникновения Древнегреческой философии