Виртуальная реальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Во второй половине XX века человечество узнало, что такое виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта. В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета.

Оглавление

Введение……………………………………………………….……………….….3
1 Понятие виртуальности и виртуальной реальности…….…………… …...…4
2 Виртуальная философия……...…………………………….……………..…....7
3 Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии……......10
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………..14 Словарь………………………………………………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Андронов_реф_Сэм-31.doc

— 102.00 Кб (Скачать)


2

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра истории и философии

 

 

 

 

 

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

 

Реферат студента группы СЭМ-31

экономического факультета

Андронова Романа Валерьевича

Научный руководитель:

кандидат исторических наук,

доцент Пирожкова И.Г.

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2012

 

 

ПЛАН

 

Введение……………………………………………………….……………….….3

1 Понятие виртуальности и виртуальной реальности…….…………… …...…4

2 Виртуальная философия……...…………………………….……………..…....7

3 Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии……......10

Заключение………………………………………………………………………13

Список использованных источников…………………………………………..14 Словарь………………………………………………………………………….. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во второй половине XX века человечество узнало, что такое виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта. В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета. В психологии были открыты виртуальные состояния человека. И, наконец, был придуман термин "виртуальная реальность", ставший возможным благодаря стремительной компьютеризации человечества.

Такая реальность создается влиянием интерактивного стереоскопического изображения на пользователя. При этом у человека возникают совершенно новые, никогда еще не переживаемые, ощущения и восприятия. Сегодня в результате активной рекламной компании по продвижению виртуальных систем на рынок термин "виртуальная реальность" стал в массовом сознании ассоциироваться именно с компьютерами, породив идею "киберкультуры" и реальное движение "киберпанк". Это в своем роде новое философское направление, рассматривающее отношение к реальности как объективной, так и новой, не исследованной, виртуальной.

Представляется интересным рассмотрение данного явления с философской точки зрения. Актуальность и значимость этого изучения не вызывают сомнений. Кроме того, сущность нового явления, столь безудержно захватившего многие умы, не была определена в полной мере до сих пор ни в психологии, ни в философии. Исходя из этого, цель данной работы видится в определении понятия новой категории, ее особенностей, свойств и характеристик. Также необходимо проанализировать психологический аспект виртуальности, и, наконец, наиболее важно пояснить исследуемый термин, как философское понятие.

1 ПОНЯТИЕ ВИРТУАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Для того чтобы оценивать виртуальность разумно рассмотреть некоторые аспекты этого явления и его особенности, а также учение, которое посвящено данному явлению.

Иногда виртуалистику понимают как новую научную дисциплину, воспринимая термин "виртуалистика" по аналогии с названиями таких наук, как кибернетика, генетика. На этом основании строят критику виртуалистики, требуя "предъявить" объект изучения. Но любая из наук, право на существование которой уже признано, имеет дело не с отдельным объектом, а, по крайней мере, с совокупностью разнородных объектов, принадлежащих той или иной реальности.

Виртуалистика не является наукой. Виртуалистика представляет собой подход, который может быть использован в любой научной дисциплине. Принципиально нового в признании существования реальностей разного типа, т.е. несводимых друг к другу, в рамках одной и той же науки нет.

Наиболее простой способ дать общее или основное понятие виртуальной реальности это обратится к теоретической физике, где искомые свойства представлены наиболее наглядно. " Виртуальным фотоном " в квантовой физике называется объект, наделенный всеми теми же характеристиками, что и реальный, "физический " фотон, однако не удовлетворяющий некоторым существенным условиям и ограничениями на эти характеристики конкретно, его энергия не обязательно является положительной, а его масса не обязательно является нулевой. Аналогично определяется понятие любой "виртуальной частицы". "Виртуальная" траектория- траектория, по которой могла бы двигаться виртуальная частица; т. е. она также наделена теми же свойствами "физической" траектории, однако освобождена от ряда условий и ограничений, определяющих последнюю. И так далее. На другом полюсе психологическая виртуальная реальность есть особого рода образ реальности, тем или иным способ формирующаяся в сознании: в отличие от обычных образов, продуктов сознания и воображения, он выступает как среда деятельности человека - иными словами, человек воспринимает себя как пребывающий в данной реальности [4, с.29].

Из этих примеров, число которых нетрудно было бы увеличить, выступают первые необходимые признаки. Виртуальная реальность, виртуальные явления характеризуются всегда неким частичным или "недовоплощенным" существованием, характеризуются недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной эмпирической реальности. Им присуще неполное существование, не достигающее устойчивого наличия и присутствия. И эти особенности весьма значимы для задачи философского анализа виртуальной сферы.

Для любого классического философского учения ("дискурса сущности") вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования, т.е. является невидимою.

Итак, виртуальная реальность не может быть рассмотрена только лишь с точки зрения эссенциальной, восходящей к Аристотелю, философии. Более обширный анализ явления возможен философией с новым подходом, где бы устранялось господство сущности, формы, устойчивого привязывания к наличиствованию [6].

Классическое учение Аристотеля рассматривает некую триаду начал: возможность-энергия-действительность (энтелехия). Вся триада есть упорядоченное целое, которое описывает, как возможность посредством энергии претворяется или оформляется в действительность или осуществленность. Это целое представляет собой, очевидно, произвольный элемент происходящего в реальности ("событие"). Тем самым триада несет в себе ядро или "атом" философского описания реальности.

Главным элементом неоднозначности выступает центральная составляющая триады - энергия. Находясь в растворе между потенцией и энтелехией, энергия может занимать различные положения, сближаясь с одним или другим из крайних начал. Философии, что возникают при этом, крайне различны. Рассмотрим сначала ситуацию, когда энергия отчетливо отделена от обеих границ триады. Именно в этом случае перед нами классический эссенциализм. Доминирующим началом в триаде является, а затем и во всем дискурсе служит действительность (энтелехия), а, следовательно, и сущность, поскольку оба начала связаны прямой и обоюдной связью (по Аристотелю, "сущность, как форма есть энтелехия, а энтелехия, в свою очередь есть сущность, находящаяся в состоянии осуществленности " ).

Возможен, далее, и такой подход, где энергия предельно приближена к энтелехии (действительности). Здесь главным, фундаментальным, свойством энтелехии и сущности признается их зависимость с энергией. "Всякая сущность энергийна" - можно сказать в этом случае. Но принимается и обратное; фактор сущности требует, чтобы всякое действие и энергия служили реализации известных законов и эссенциальных начал, т. е. всякая энергия сущностна. Два эти тезиса в совокупности могут рассматриваться как эссенциально - энергийный дискурс, учение или философский подход. Чистый и яркий пример его неоплатонизм [4].

Чтобы увидеть, действительно ли виртуальная реальность возникает или может возникнуть с точки зрения энергийного вопроса, нам необходимо рассмотреть, раскрыть ее сущность и строение - выявить ее начала и отношения в сфере бытия. Основной составляющей вопроса становится энергия, когда она отделена от сущности. Она имеет особую природу действия: существует лишь в действии, но не существует "сама по себе". У нее нет устойчивого "прибывания" в реальной реальности. Она представляет собой не имя, но глагол.

Энергия как высказывание о бытии есть, очевидно, бытие-в-действии, бытие-в-деле, но, прежде всего это не есть имя бытия. Это глагольное высказывание, говорящее не о том, какое, а о том каким образом совершается бытие. Затем, это - предельно общее высказывание. Тут нет никакого указания, каким же образом совершается бытие, а есть только констатация: бытие свершается, оно предполагает действие, оно имеет "измерение действия". Энергия, таким образом, и есть "действенное" измерение бытия.

 

3 ВИРТУАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Если сравнить мнения средневекового и современного человека о семени, из которого вырастает дерево, то они не будут совпадать даже в мельчайших особенностях. "Человек настоящего" попытается объяснить феномен с научной, механической точки зрения. В ход пойдут такие термины, как химическая реакция, ДНК, электроны и так далее. Но такие объяснения явно не удовлетворят оппонента. "Человек прошлого", предполагая существование в семени некой абсолютной силы, задаст огромное количество вопросов, которые, в конечном счете, или приведут в тупик, или окончательно разозлят нашего современника.

Понятие виртуальности могла бы сопоставить два столь различных суждения, дав право на существование каждому из них.

Категория виртуальности активно разрабатывалась еще в схоластике. и необходима она была для разрешения проблем схоластической философии, в том числе возможности сосуществования реальностей разного уровня, образования сложных вещей из простых [3].

Например, Николай Кузанский в своей работе "О видении бога" писал так: "...я гляжу на стоящее передо мной большое и высокое ореховое дерево и пытаюсь увидеть его начало. Я вижу телесными глазами, какое оно огромное, раскидистое, зеленое, отягощенное ветвями, листвой и орехами. Потом умным оком я вижу, что то же дерево пребывало в своем семени не так, как я сейчас его разглядываю, а виртуально: так я найду невероятную силу. В ней начало, дающее бытие всякой силе. Эта абсолютная и все превосходящая сила дает всякой семенной силе способность виртуально свертывать в себе дерево"

Как видно из этого текста, Николай Кузанский принципиально иначе рассуждает, чем современный ученый – причины роста он ищет в более высоких уровнях реальности, применяя при этом категорию виртуальности.

Для еще одного философа, Фомы Аквинского, категория виртуальности также является принципиально важной. С ее помощью он разрешал проблему сосуществования реальностей разного уровня и проблему образования сложного из простых элементов. В частности он рассматривал сосуществование души мыслящей, души живой и души растительной: «... следует признать, что в человеке не присутствует никакой иной субстанциональной формы, помимо одной только субстанциональной души, и что последняя, коль скоро онавиртуально содержит в себе душу чувственную и душу вегетативную...»

Возможно, в рассмотренных высказываниях категория "виртуальность" не полностью совпадает с тем понятием, которое мы ожидаем обсудить, но в большинстве своем она отражает основные и главные свойства философского термина.

Схоластика в сравнении с учением Аристотеля стала рассматривать установление определенной связи, посредством virtus, между высшей и низшей реальностями. Здесь возникает некий новый смысл виртуальности, если в данном случае подразумевается именно это. Аристотель же разработал структуру категорий для одной только реальности, субстанциальной - пассивной, неразвивающейся, существующей в абсолютном, т.е. в собственном, не связанном с высшей реальностью, времени и пространстве. Но схоластика рассматривала лишь две реальности, субстанциональную и божественную, а этот подход нельзя считать созданием полной и независимой иерархии реальностей, т. к. два объекта всегда можно считать все же зависимыми подчиненными друг другу. Итак, в данный период виртуальность определялась через многообразие миров, реальностей [5].

Во многом развитие средневековой философии и затем философии Нового времени определялось отношением к промежуточной реальности: есть она или ее нет. Так называемая научная картина мира, возникшая в Новое время, исключила божественную реальность, переименовав божественные законы в законы природы, тем самым провозглашалось существование одной реальности - природной. Но при этом оставлялась идея силы (схоластического virtus), имея общекосмический масштаб.

Новоевропейская философия не приняла утверждений Платона. Он утверждал, что идеи являются зримыми. Для философии же Нового времени идеи это мыслительные понятия. Платон говорил не о предельной реальности, а о реальности следующего уровня, объекты которой для людей, вне нее находящихся, действительно, только интеллектуально познаваемы, но для людей в ней находящихся, являются реальными предметами.

Информация о работе Виртуальная реальность