Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:08, контрольная работа
Краткое описание
Во второй половине XX века человечество узнало, что такое виртуальная реальность. Идея виртуальности возникла почти одновременно сразу в нескольких сферах науки и техники. В квантовой физике были открыты виртуальные частицы, которые обладали рядом особых, отличных от других элементарных частиц, свойств существования. В области компьютерной техники появилось понятие виртуального объекта. В самолетостроении была разработана виртуальная кабина самолета.
Оглавление
Введение……………………………………………………….……………….….3 1 Понятие виртуальности и виртуальной реальности…….…………… …...…4 2 Виртуальная философия……...…………………………….……………..…....7 3 Психологическое в виртуальности или виртуальное в психологии……......10 Заключение………………………………………………………………………13 Список использованных источников…………………………………………..14 Словарь………………………………………………………………………….. 15
Итак, если мы признали существование нескольких уровней реальности, то должны признать, с одной стороны, несводимость реальностей к друг другу, иначе бы все сводилось к одной или двум предельным реальностям, а с другой стороны, найти, чем же они друг с другом связаны, иначе мы вынуждены будем решать проблему построения сложного объекта из нескольких простых, когда есть несколько достаточно простых реальностей и их нужно объединить в нечто единое [3].
Справедливости ради следует сказать, что такой подход был предложен еще в IV в., ранневизантийским философом Василием Великим, который в своей работе "Шестоднев" утверждал идею того, что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам существования порождающей реальности.
Принципы отношения между разными уровнями реальностей рассмотрены у другого великого византийца - Исаака Сирина, который утверждал, что соотношение уровней реальностей определяется не их абсолютным статусом, а теми усилиями, которые человек предпринимает, для того чтобы раскрыть, а точнее породить в себе реальность следующего уровня. Исаак Сирин предложил модель, названную принципом матрешки: количество и типы реальностей определяются активностью самого человека, и по направлению движения к предельным реальностям, как "вверх", так и "вниз", человек может проходить в принципе бесконечное промежуточных реальностей [1].
Таким образом, идея виртуальности, в той или иной мере, рассматривала и античная, и восточная, и византийская философия. А сам термин "виртуальность" стал активно использоваться в последнее десятилетие в современной философской науке, а также в других сферах человеческой деятельности.
4 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ В ВИРТУАЛЬНОСТИ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОЕ В ПСИХОЛОГИИ
Несомненно, виртуальная реальность имеет более жесткую связь с субъективной, чем объективной реальностью, так как все, что лежит вне области бытия, прежде всего, воспринимается личностно, т.е. непосредственно человеком, субъектом.
Психологическая виртуальная реальность есть отражение характера восприятия образа. Если образ воспринимается привычным способом, то процесс восприятия не рефлексируется. Если образ воспринимается непривычным способом, легче или труднее, чем обычно, то характер восприятия рефлексируется, осознается как особое событие, соответственно, легкости и приятности или трудности и неприятности самоощущения. При этом человек может полностью переключится на свои самоощущения, перейти в виртуал, который бывает двух видов:
- гратаул (от латинского - привлекательный) при легком восприятии образа;
- ингратаул (от латинского - непривлекательный) при трудном восприятии [2].
Виртуал, в отличие от других психических понятий, типа воображения, характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает его не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность.
В работе Н.А. Носова "Виртуальная реальность" выделено восемь свойств виртуального события. Кратко рассмотрим их.
Непривыкаемость. Сколько бы раз данное событие не возникало, каждый раз оно переживается как необычное и непривычное.
Спонтанность. Никто в своих описаниях не говорит о точном моменте возникновения данного события. Нет временной границы довиртуального и послевиртуального режима. Всегда идет речь о себе уже в новом режиме. Виртуал возникает неожиданно и ненамеренно. Возникновение виртуала не контролируется сознанием и не зависит от воли (намерений и желаний) человека.
Фрагментарность. У человека, находящегося в виртуале, появляется ощущение какой-то отделенности, отдельности частей своего тела от себя (в таком случае говорят, например, о том, что руки не слушаются или же, наоборот, руки все делают сами). Виртуал порождается фрагментом человеческой деятельности, а переживается всем человеческим существом.
Объективность. О чем бы человек ни говорил - об изменениях в протекании деятельности, о наплыве чувств, о затмении сознания и т.п., он говорит о себе не как об активном начале, от которого исходят эти события, эти мысли, эти действия, а как об объекте, которого охватывают мысли, переживания, действия. Рассказ идет о том, что происходит с человеком, о том, чему он оказывается подвластным.
Изменение статуса телесности. В виртуале человек выходит из обычной реальности и переходит в другую, необычную реальность. Фактически это есть обретение другой телесности.
Изменение статуса сознания. В виртуале меняется характер функционирования сознания. В гратуале ("приятном " восприятии) сфера деятельности человека расширяется - человек легко схватывает и перерабатывает весь необходимый объем информации. В ингратуале сфера деятельности уменьшается - информация усваивается и перерабатывается с трудом.
Изменение статуса личности. В виртуале человек совсем иначе оценивает себя и свои возможности. В гратуале деятельность совершается без волевых усилий со стороны человека, как бы самопроизвольно, кажется текущей сама собой. Деятельность становится самодействующей силой. В ингратуале, напротив, осуществление деятельности возможно только с помощью напряжения волевых усилий. Она "не идет", "сопротивляется", тело человека "не слушается" его и т.п.
В разных конкретных случаях каждое из этих свойств может проявляться с различной степенью интенсивностью [5].
Категория "виртуальность" заставляет по-новому взглянуть на старые представления, в частности, об объективности "реального" мира. Известно, что если взрослому человеку, который от рождения слеп, восстановить зрение, то первое время он не видит ни цвета, ни предметов, а только более или менее плотную серую пелену. И лишь со временем и опытом формируется способность видеть предметы "как они есть". Это означает, что зрительная система лишь поставляет человеку сенсорные стимулы, а человек сам строит из них образы предметов, а также переживания и чувства, сопровождающие восприятие этих объектов. Это в свою очередь означает, что образ объективного мира является виртуальным, со всеми характеристиками виртуальной реальности, т.е. мы сами "разворачиваем" в своем подсознании "полный", виртуальный образ, со всеми сопутствующими впечатлениями, того, что нам представляет реальная реальность.
С другой стороны, если поместить человека в условия, когда в значительной мере сокращается доступ к нему чувственной стимуляции от внешнего мира, т.е. материала, из которого строится виртуальный образ мира, то нарушается работа психики в целом. Этот факт доказывает, что виртуальный образ мира не может существовать самостоятельно и независимо от константной реальности. Об этом же свидетельствует и эффект "крушения мира", возникающий при кратковременной невесомости, когда человеку кажется, что сейчас весь мир рушится, показывающий, что при нарушении константной реальности виртуальная тоже нарушается.
Принятие идеи виртуальности приводит к тому, что психика рассматривает ее как сложное образование, т.е. включающее в себя разнородные реальности, несводимые не только к непсихическим реальностям, но и друг к другу [4, с.92-97]
Что же касается связи между реальным миром и виртуальным, то несмотря на большое количество различий, существует одно четкое и непоколебимое звено между виртуальной и реальной реальностью это -ЧЕЛОВЕК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние годы развитие информационных технологий позволило создать технические и психологические феномены, которые в популярной и научной литературе получили название «виртуальной реальности» и «киберпространства». Развитие техники программирования, быстрый рост производительности полупроводниковых микросхем, разработка специальных средств передачи информации человеку, а также обратной связи - все это создало новое качество восприятия и переживаний, осознанные как виртуальные реальности.
Виртуальная реальность - одно из самых перспективных направлений современной науки и культуры. Сам термин “виртуальная реальность” обозначает такую реальность, которая может существовать как в потенциальном (возможном) состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии [4, с.11].
Подводя итоги работы можно говорить, что поставленные цели работы достигнуты. Представлены и проанализированы различные подходы к содержанию понятия виртуальной реальности в его современном контексте, изучению мнений исследователей данного вопроса о путях интеграции виртуальной реальности и человеческой культуры, о последствиях этого интеграционного процесса.
Рассмотрев виртуальную реальность как феномен науки и техники, можно сделать вывод о том, что проблема виртуальной реальности крайне важна. Это объясняется тем, что виртуальная реальность тесно связана с основами человеческого существования и имеет место во всех сферах жизни людей. Глубокое и всесторонне изучение этого явления открывает огромные возможности для творчества, обучения и многих других областей. И, что имеет огромное значение, виртуальные технологии, созданные на основе понимания понятия виртуальной реальности, могут принести большую пользу государству.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Виртуальная философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://asu105.narod.ru/study/philosophy/theme_13.html
2) Виртуальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.velikanov.ru/philosophy/virtual'naja_real'nost'_virtual'noe_virtual'nost'.asp
3) Иванов А.Е. Виртуальная реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/v/Virtual_reality.html
6) Фоменко А.И. Философская проблема виртуальной реальности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.masters.donntu.edu.ua/2010/fkita/fomenko/library/article3.htm
СЛОВАРЬ
1) Бытие – философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект
2) Виртуалистика — комплексная научная дисциплина, изучающая проблемы виртуальности и виртуальной реальности.
3) Виртуальная реальность - термин, характеризующий особый тип взаимодействия между разнородными объектами (располагающимися на разных иерархических уровнях), а также специфические отношения между ними порожденности и интерактивности.
5) Киберкультура - вид современной массовой культуры, основанной на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности.
6) Объективная реальность - существование мира независимо от сознания человека.
7) Реальность - все существующее в действительности. Как философская категория реальность обозначает все сущее.
8) Субъективная реальность - реальность идеального, то есть содержания мыслительных процессов.
9) Схоластика - Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века.
10) Энтелехия – понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия а также движущий фактор этого осуществления, и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели.