Философские проблемы виртуальной реальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:33, реферат

Краткое описание

Обращение к проблеме «виртуальной реальности» настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании. Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов. «Виртуальная реальность» является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук.

Оглавление

Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Проблема философия виртуальной реальности....................................5
1.1 Философия виртуальной реальности...............................................................5
1.2 Проблемы виртуальной реальности философия науки................................8
1.3 Психологические проблемы виртуальной реальности……………………11
Глава 2. Актуальность проблемы виртуальной реальности..............................16
2.1 Проблема виртуальной реальности в философии Жана Бодрийяра...........16
2.2 Почему исследование виртуальности оказывается актуальным для современной философии......................................................................................20
2.3 Философская интерпретация виртуальной реальности..............................22
2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной и цитированной литературы ....................................27

Файлы: 1 файл

фил проблемы.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный технологический  институт

(технический  университет)

    Кафедра философии

 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

ПО  ФИЛОСОФИИ

Философские проблемы виртуальной реальности 
 
 
 
 
 

                  Выполнил студент

                  Соколова Анна Сергеевна 

                  Специальность:

                  №619зсф Финансовый менеджмент

                 

                  Руководитель:

                  Быданов В.Е. 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение...................................................................................................................4

Глава 1. Проблема философия виртуальной реальности....................................5

1.1 Философия  виртуальной реальности...............................................................5

1.2  Проблемы  виртуальной реальности философия  науки................................8

1.3 Психологические  проблемы виртуальной реальности……………………11

Глава 2. Актуальность проблемы виртуальной реальности..............................16

2.1 Проблема виртуальной реальности в философии Жана Бодрийяра...........16

2.2 Почему исследование  виртуальности оказывается актуальным  для современной философии......................................................................................20

2.3 Философская  интерпретация виртуальной реальности..............................22

2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего………………………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………...26

Список использованной и цитированной литературы ....................................27

Введение

Обращение к  проблеме «виртуальной реальности»  настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании. Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов. «Виртуальная реальность» является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук.

Виртуальная реальность стала феноменом современного развития общества.

Именно последние  десятилетия человеческой деятельности породили  и дали широкую известность понятию ВР. Произошло это во многом благодаря  стремительно развивающимся компьютерным технологиям, распространившим данный термин.  Началом послужил проект, рассматривавший создание модельных компьютерных миров, объектами которого  пользователь может манипулировать. Посредством  данного проекта открывались неограниченные возможности искусственного создания самых невероятных процессов: от химических до социальных, в том числе создание аналога ординарной реальности. Данный процесс ни мог не заставить обратить на себя внимание представителей всех сфер науки. Особенную  заинтересованность данной проблематикой  проявили философы. На данный момент разработка  и практическое применение  ВР систем идет параллельно философско-методологическому осмыслению проблем виртуалистики.

Глава 1. Проблема философия виртуальной реальности

1.1 Философия  виртуальной реальности

В постклассической науке — "виртуальная реальность." — понятие, посредством которого обозначается совокупность объектов следующего (по отношению к реальности низлежащей, порождающей их) уровня. Эти объекты онтологически равноправны с порождающей их "константной" реальностью и автономны; при этом их существование полностью обусловлено перманентным процессом их воспроизведения порождающей реальностью — при завершении указанного процесса объекты виртуальной реальности исчезают. Категория "виртуальности" вводится через оппозицию субстанциальности и потенциальности: виртуальный объект существует, хотя и не субстанциально, но реально; и в то же время — не потенциально, а актуально. Виртуальная реальность суть "недовозникающее событие, недорожденное бытие" (С.С.Хоружий). В современной философской литературе подход, основанный на признании полионтичности реальности и осуществляющий в таком контексте реконструкцию природы виртуальной реальности, получил наименование "виртуалистика" (Н.А.Носов, С.С.Хоружий).

С самого момента  появления сети Internet споры о ней  не угасают. Начиная с консервативных высказываний об «упадке культуры», связанном с Internet, и заканчивая киберпанковскими романами, в которых подробно описаны преступления, вплоть до убийств, совершенные с помощью глобальной сети…

Между тем, разработка и создание сайтов процветают, число пользователей, зарегистрированных на многочисленных форумах и блогах, растет с каждым днем, а все попытки ввести цензуру в сети заканчивались громкими провалами. Совокупность этих факторов привела к появлению такого новейшего течения в философии, как философия виртуальной реальности. Родоначальником этого течения можно считать Джона Перри Барлоу, а среди российских авторов наиболее широко и разносторонне эту тему раскрыл Сергей Дацюк.

Основной проблемой  философии виртуальной реальности можно назвать проблему свободы. В своей «Декларации Независимости Киберпространства» Барлоу указывает исключительно на свободу сети от государственной цензуры. Эта свобода у него выражается как отсутствие материального тела, и, стало быть, субъекта, физические возможности которого можно ограничить. По его теории, киберпространство, состоящее из трансакций и интеракций, связей и непосредственных мыслей, находится повсюду, но материально – нигде; поэтому его никак нельзя ограничить или уничтожить.

Однако свобода, выраженная в полной безнаказанности, порождает за собой другую проблему – моральную. В сети можно встретить информацию любого характера, в том числе и откровенно порнографического. Но вопреки мнению многих, здесь Интернет не является пропагандой безнравственности, а, скорее, служит индикатором морального уровня общества. Он предоставляет каждому пользователю сделать выбор, оставшись исключительно наедине с собственной совестью…

Еще одна философская  проблема виртуальной реальности –  проблема статуса, или, вернее, его отсутствия. Если в материальном мире у человека с самого рождения есть определенный социальный статус (в зависимости от статуса его родителей), то в сети все изначально равны (если только речь не идет о форумах, которые всего лишь виртуальное подражание реальным сообществам людей, в принципе, не способных существовать без лидеров).

Статус информации – нечто другое. Невзирая на многочисленные изощренные виды рекламы – законные, как, к примеру, seo оптимизация, или противозаконные, как спам, информация здесь все равно остается «вещью в себе». Несмотря на активную раскрутку или критику того или иного сайта, ценность его информации каждый пользователь определяет самостоятельно. Таким образом, социальные стереотипы материального мира в виртуальном – также недейственны.

Другой аспект теории Интернет – взаимодействие различных культур через понимание  одной культурой другой, путем  их взаимопроникновения через единую, виртуальную культуру. Барлоу назвал это Золотым Правилом Сети.

Правда, сейчас уже многие философы, интерпретируя это правило, пришли к выводу, что для создания чистой, самобытной виртуальной культуры необходимо как можно дальше отдалить ее от всех, существующих в реальности. Создавать виртуальные выставки виртуальных художников, а на сайтах новостей писать исключительно о событиях киберпространства. В этом аспекте философия виртуальной реальности не столько созерцательна, сколько деятельна. А цель сетевых идеологов – создать принципиально новый мир, с новыми, отличными от привычных нам, идеями и новым восприятием, – совершенно  абстрактную среду, существующую параллельно с нашим материальным миром, но никак с ним не связанную. 

1.2 Проблемы виртуальной  реальности философия науки  

 Понятие «виртуальная  реальность» является в информатике  одним из ключевых. Обычно под ним понимают конструируемую технически при помощи компьютерных средств интерактивную среду порождения и оперирования объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления , имитации их физических свойств, а также создания средствами специального компьютерного оборудования эффекта ощущения единства с компьютером. Для обозначения виртуальной реальности иногда используют термин «киберпространство». М. Хайм определяет киберпространство как ментальную карту информационных ландшафтов в памяти компьютера в сочетании с программным обеспечением, а Ф. Хэммит выдвигает относительно понятия «киберпространство» следующие тезисы:

1) киберпространство  – оптимизированный способ ориентации  в мире электронной информации, созданный на основе дружественного функцио-нально-интерактивного интерфейса;

2) операции с  компонентами киберпространства потенциально идентичны операциям с реальными инструментами и предметами;

3) работа в  среде киберпространства сопровождается  эффектом легкости, быстроты, носит акцентированно игровой характер;

4) воздействие  виртуальных объектов в киберпространстве  воспринимается человеком аналогично  с воздействием «обычных» объектов  в «обычном» пространстве.

Именно интерактивные  возможности виртуальной реальности делают ее столь функционально значимой. Тот же Хэммит отмечает, что рассогласование соответствующих данных с воспринимающей системой человека может привести к диссонансу восприятия и нервным заболеваниям.

Осмысление виртуальной  реальности является также базовым принципом большинства современных научных теорий.

Кроме того, развитие виртуальной реальности радикально трансформирует человеческое представление о том, что такое есть вообще реальность, вообще пространство или время. Сейчас природные ландшафты лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест. В виртуальной реальности время не может быть однозначно разделено на прошлое, настоящее и будущее. Здесь их можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении. Таким образом, материальным фундаментом виртуальной реальности являются пространство потоков и «вневременное» время.

М. Кастельс дает такое определение понятию «пространство  потоков»: «Пространство потоков  есть материальная организация социальных практик..., работающих через потоки» . Суть в том, что современное общество построено вокруг потоков (капитала, информации, технологий, знаков и пр.), потоки доминируют во всех социально значимых сферах. Следовательно, можно говорить об особой новой пространственной форме, свойственной для организующих поведение установок, действующих в сетевом обществе и формирующих его, о пространстве потоков.

В целом пространство потоков трехслойно.

Первый  слой представляют цепи электронных импульсов (микроэлектроника, телекоммуникации и пр.), которые являют собой материальную основу процессов, протекающих в сети общества.

Второй  слой состоит из узлов и коммуникационных центров, т. е. своего рода координаторов, обеспечивающих гладкое взаимодействие элементов, интегрированных в сеть.

Третий  слой связан с пространственной организацией доминирующих менеджерских элит, осуществляющих управленческие функции, вокруг которых собственно и строится организованное пространство. С одной стороны, элиты создают собственную пространственно ограниченную субкультуру, откуда целевые установки передаются в функциональные макросети, с другой стороны, элиты действуют в русле глобальной тенденции к созданию стиля жизни и дизайна пространственных форм, нацеленных на унификацию символического окружения элит по всему миру. Исторически сложившаяся специфика каждой местности при этом вытесняется.

Таким образом, развитие виртуальной реальности обозначило целый ряд как чисто научных, так и философских, и непосредственно социальных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские проблемы виртуальной реальности