Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:33, реферат
Обращение к проблеме «виртуальной реальности» настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании. Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов. «Виртуальная реальность» является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук.
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Проблема философия виртуальной реальности....................................5
1.1 Философия виртуальной реальности...............................................................5
1.2 Проблемы виртуальной реальности философия науки................................8
1.3 Психологические проблемы виртуальной реальности……………………11
Глава 2. Актуальность проблемы виртуальной реальности..............................16
2.1 Проблема виртуальной реальности в философии Жана Бодрийяра...........16
2.2 Почему исследование виртуальности оказывается актуальным для современной философии......................................................................................20
2.3 Философская интерпретация виртуальной реальности..............................22
2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной и цитированной литературы ....................................27
2.3 Философская
интерпретация виртуальной
Философская интерпретация
виртуальной реальности может не
совпадать с инженерным пониманием
этого феномена. Еще Сократ показал,
полемизируя с афинскими
Философская интерпретация виртуальной реальности затруднена многозначностью самого понятия "виртуальный". В науке, технике, искусстве существует ряд терминов, обозначающие виртуальные феномены как возможные. Например, виртуальные перемещения, виртуальные частицы, виртуальные образы и т.п. Такая трактовка понятия "виртуальный" восходит к латинскому слову "virtualis", что означает возможный.
Если абстрагироваться от этимологической трактовки и попытаться интерпретировать виртуальную реальность содержательно, то и здесь мы сталкиваемся с неоднозначностью. Виртуальная реальность по крайней мере амбивалентна, как и техника в целом, когда ее рассматривают в социокультурном аспекте. Для философской интерпретации виртуальной реальности хорошо подходит формула Э.Маха: мир есть комплекс ощущений. Грань между физической и психической реальностью в виртуальном мире стерта. Но если виртуал закроет глаза или кто-то выдернет вилку компьютера из розетки, виртуальная реальность исчезает. Таким образом, виртуальная реальность невозможна без взаимодействия физического и психического, или более конкретно: она невозможна без взаимодействия человека и техники.
Виртуальная реальность
– наиболее подходящий и в этом
смысле идеальный феномен для
постмодернистской
2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего
Как было замечено ранее проблемы виртуальной реальности привлекают все большее внимание исследователей самых разных дисциплин, в том числе и философии. Большое значение для современного человека имеют открываемые компьютерными технологиями новые возможности удовлетворения важнейших потребностей человеческого духа, связанных с прорывом за границы реального. Одну из таких возможностей человеку издавна давал эстетический опыт, прежде всего, опыт искусства. И хотя вопрос о наличии в искусстве виртуальной реальности не новый в эстетике, сегодня он ставится и решается совершенно по-новому.
Виртуальная реальность
как художественный феномен - это
сложная самоорганизующаяся система,
некая специфическая чувственно
воспринимаемая среда, создаваемая
электронными средствами компьютерной
техники и полностью
Целесообразно классифицировать всю область виртуальности, так или иначе связанной с искусством и эстетическим опытом, по четырем типам:
1. Естественная виртуальность - это изначально присущая человеку сфера его духовно-психической деятельности, реализующаяся в сновидениях, грезах, мечтах, детских играх, фантазиях;
2. Искусство как виртуальная реальность. Весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным человеком. В процессе формирования художественных образов и символов человек активно переживает возникающие в его внутреннем мире события и состояния как предельно реальные.
3. Паравиртуальная реальность.
К ней относятся две сферы в художественной
культуре прошлого века: психоделическое
искусство и всевозможные наработки элементов
виртуальности в авангардно-модернистско-
4. Протовиртуальная реальность. К этой сфере относятся все формы и элементы виртуальности, возникающие или сознательно создаваемые на базе или с применением современной компьютерной техники. Здесь можно выделить три класса виртуальных наработок:
a) включение элементов виртуальной реальности в новые виды "технических" (возникших на технической основе) искусств, в результате чего возникают начальные формы художественно-эстетической виртуальной реальности (компьютерные спецэффекты в кино, видео-инсталляции);
b) создание на основе элементов виртуальной реальности артефактов массовой культуры и прикладных продуктов, содержащих признаки художественности (компьютерные игры, видео-компьютерные аттракционы, лазерно-электронные шоу, компьютерные тренажеры);
c) возникновение арт-практик внутри сети, транслирующих и адаптирующих к работе интернета традиционные арт-формы (сетевая литература, виртуальные выставки, музеи, путешествия по памятникам искусства и т.п.), и появление принципиально новых сетевых арт-проектов (трансмузыка, компьютерные объекты и инсталляции, сетевой энвайронмент и т.п.), рассчитанных на аудиовизуальное восприятие без сенсорного подключения объекта к сети. На протовиртуальном этапе ощущение условной границы между человеком и артефактом не утрачивается, чувство дистанции сохраняется, полного погружения в виртуальную реальность не происходит, т.е. эстетический опыт еще не утрачивает своей традиционно сложившейся сущности.
Таким образом, с помощью активных экспериментов в сферах пара- и протовиртуальности интенсивно нарабатывается новый эстетический опыт, переформировываются менталитет и структура восприятия современного человека с ориентацией на полноценное принятие виртуальной реальности в качестве эстетического феномена ближайшего будущего.
Виртуальная реальность предполагает совершенно новый эстетический опыт и требует новых, адекватных методов его изучения, осмысления, описания. Фактически виртуальная реальность становится для человека XXI века особой квазидуховной средой, в которой он ощущает себя, тем не менее, вполне материальным существом в материальном мире.
Развитие виртуальной
реальности не имеет предела. Главная
проблема, налагающая существенные и принципиальные
ограничения на развитие виртуальной
реальности и основанных на ней арт-практик
и нового эстетического опыта, заключается
в реальных возможностях человеческой
психики, допустимых пределах ее функционирования
в практически безграничной квазиреальности
электронного виртуального мира. Есть
основания предполагать, что эти возможности
далеко не беспредельны и не безопасны
для человека, в частности, для сохранения
им своей личности.
Заключение
Различение старого и нового типа социальной организации как овеществлению социальной действительности, казалось бы, имеет под собой реальные основания. И это позволяет сторонникам это концепции обосновать понятие «виртуализации» как процесс замещения институциональных практик симуляциями.
Исследование
философских проблем «виртуальной реальности»
в их взаимосвязи с социологией, кибернетикой,
медициной подтверждает актуальность
и большую социальную значимость изучения
«виртуальной реальности», потому что
жизнедеятельность людей все активнее
реализуется в «виртуальном * сообществе»,
«сетевом обществе», «киберпространстве».
Процесс формирования социальной «виртуальной
реальности» является, с одной стороны,
результатом новых информационных технологий,
в особенности Интернета, с другой - он
обусловлен социально-психологическими
потребностями человека, в-третьих, - особенности
его протекания соответствуют культурно-историческим
особенностям различных государств и
народов.
Список использованной литературы
1. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания //Вопросы философии. – 2003. – № 10. – с. 61-71.
2. Маньковская Н.Б. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. – М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 328-341.
3. Шаповалов Е.А. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Е.А.Шаповалов // Первый Всероссийский симпозиум. – СПб, 1995.
4.Носов Н.А.
Виртуальная психология – М. :
«Агфа», 2000
Информация о работе Философские проблемы виртуальной реальности