Философские проблемы виртуальной реальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 13:33, реферат

Краткое описание

Обращение к проблеме «виртуальной реальности» настоятельно диктуется соображениями, связанными с особенностями ее разработки в современном научном знании. Исследование этой проблемы осуществляется представителями различных областей науки, ведется с помощью различных ее методов. «Виртуальная реальность» является предметом изучения физиков, математиков, механиков, специалистов инженерной технологии, предметом социологии, социальной антропологии, социальной психологии и других наук.

Оглавление

Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Проблема философия виртуальной реальности....................................5
1.1 Философия виртуальной реальности...............................................................5
1.2 Проблемы виртуальной реальности философия науки................................8
1.3 Психологические проблемы виртуальной реальности……………………11
Глава 2. Актуальность проблемы виртуальной реальности..............................16
2.1 Проблема виртуальной реальности в философии Жана Бодрийяра...........16
2.2 Почему исследование виртуальности оказывается актуальным для современной философии......................................................................................20
2.3 Философская интерпретация виртуальной реальности..............................22
2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной и цитированной литературы ....................................27

Файлы: 1 файл

фил проблемы.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

2.3 Философская  интерпретация виртуальной реальности 

Философская интерпретация  виртуальной реальности может не совпадать с инженерным пониманием этого феномена. Еще Сократ показал, полемизируя с афинскими полководцами, что конкретные проявления мужества не дают ответа на вопрос: что такое мужество как таковое? Прежде всего, нельзя согласиться с теми определениями виртуальной реальности, которые трактуют ее как иллюзию или как иллюзорный мир. При такой трактовке мы упускаем самое существенное, а именно то, что виртуальная реальность – это реальность, так как она фиксируется человеком или прибором. Трехмерная графика, объемный звук, локализуемый человеком, тактильные ощущения и т.п. – все это материальные проявления виртуальной реальности.

Философская интерпретация  виртуальной реальности затруднена многозначностью самого понятия "виртуальный". В науке, технике, искусстве существует ряд терминов, обозначающие виртуальные  феномены как возможные. Например, виртуальные  перемещения, виртуальные частицы, виртуальные образы и т.п. Такая трактовка понятия "виртуальный" восходит к латинскому слову "virtualis", что означает возможный.

Если абстрагироваться от этимологической трактовки и  попытаться интерпретировать виртуальную  реальность содержательно, то и здесь мы сталкиваемся с неоднозначностью. Виртуальная реальность по крайней мере амбивалентна, как и техника в целом, когда ее рассматривают в социокультурном аспекте. Для философской интерпретации виртуальной реальности хорошо подходит формула Э.Маха: мир есть комплекс ощущений. Грань между физической и психической реальностью в виртуальном мире стерта. Но если виртуал закроет глаза или кто-то выдернет вилку компьютера из розетки, виртуальная реальность исчезает. Таким образом, виртуальная реальность невозможна без взаимодействия физического и психического, или более конкретно: она невозможна без взаимодействия человека и техники.

Виртуальная реальность – наиболее подходящий и в этом смысле идеальный феномен для  постмодернистской интерпретации, потому что одним из главных источников постмодернизма является развитие техники к нематериальности. Причем, имеется ввиду не исчезновение вещественного субстрата техники и превращения его в трехмерную компьютерную графику. Вопрос ставится по существу, когда постмодернизм констатирует насыщение электроники функциями человеческого сознания, что ведет к качественному развитию человеко-машинного континуума. Виртуальная реальность и есть такой континуум, философская интерпретация которого затруднена как с позиций материализма, так и с позиций идеализма, а также картезианского дуализма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Виртуальная реальность как эстетический феномен ближайшего будущего

Как было замечено ранее проблемы виртуальной реальности привлекают все большее внимание исследователей самых разных дисциплин, в том числе и философии. Большое значение для современного человека имеют открываемые компьютерными технологиями новые возможности удовлетворения важнейших потребностей человеческого духа, связанных с прорывом за границы реального. Одну из таких возможностей человеку издавна давал эстетический опыт, прежде всего, опыт искусства. И хотя вопрос о наличии в искусстве виртуальной реальности не новый в эстетике, сегодня он ставится и решается совершенно по-новому.

Виртуальная реальность как художественный феномен - это  сложная самоорганизующаяся система, некая специфическая чувственно воспринимаемая среда, создаваемая  электронными средствами компьютерной техники и полностью реализующаяся  в психике воспринимающего субъекта; особый, максимально приближенный к реальной действительности (на уровне восприятия) искусственно моделируемый динамический мир, возникающий в рамках и по законам компьютерно-сетевого искусства.

Целесообразно классифицировать всю область виртуальности, так или иначе связанной с  искусством и эстетическим опытом, по четырем типам:

1.     Естественная виртуальность - это изначально присущая человеку сфера его духовно-психической деятельности, реализующаяся в сновидениях, грезах, мечтах, детских играх, фантазиях;

2.     Искусство как виртуальная реальность. Весь образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным человеком. В процессе формирования художественных образов и символов человек активно переживает возникающие в его внутреннем мире события и состояния как предельно реальные.

3.     Паравиртуальная реальность. К ней относятся две сферы в художественной культуре прошлого века: психоделическое искусство и всевозможные наработки элементов виртуальности в авангардно-модернистско-постмодернистском искусстве, возникающие на базе традиционных "носителей" искусства, без применения особой техники, прежде всего, электроники. Эти элементы и даже целые квазивиртуальные миры создаются отчасти осознанно, но чаще всего возникают самопроизвольно под влиянием всей современной, техногенно ориентированной атмосферы в культуре, точнее, уже в пост-культуре.

4.     Протовиртуальная реальность. К этой сфере относятся все формы и элементы виртуальности, возникающие или сознательно создаваемые на базе или с применением современной компьютерной техники. Здесь можно выделить три класса виртуальных наработок:

a)     включение элементов виртуальной реальности в новые виды "технических" (возникших на технической основе) искусств, в результате чего возникают начальные формы художественно-эстетической виртуальной реальности (компьютерные спецэффекты в кино, видео-инсталляции);

b)    создание на основе элементов виртуальной реальности артефактов массовой культуры и прикладных продуктов, содержащих признаки художественности (компьютерные игры, видео-компьютерные аттракционы, лазерно-электронные шоу, компьютерные тренажеры);

c)     возникновение арт-практик внутри сети, транслирующих и адаптирующих к работе интернета традиционные арт-формы (сетевая литература, виртуальные выставки, музеи, путешествия по памятникам искусства и т.п.), и появление принципиально новых сетевых арт-проектов (трансмузыка, компьютерные объекты и инсталляции, сетевой энвайронмент и т.п.), рассчитанных на аудиовизуальное восприятие без сенсорного подключения объекта к сети. На протовиртуальном этапе ощущение условной границы между человеком и артефактом не утрачивается, чувство дистанции сохраняется, полного погружения в виртуальную реальность не происходит, т.е. эстетический опыт еще не утрачивает своей традиционно сложившейся сущности.

Таким образом, с помощью активных экспериментов  в сферах пара- и протовиртуальности интенсивно нарабатывается новый эстетический опыт, переформировываются менталитет и структура восприятия современного человека с ориентацией на полноценное принятие виртуальной реальности в качестве эстетического феномена ближайшего будущего.

Виртуальная реальность предполагает совершенно новый эстетический опыт и требует новых, адекватных методов его изучения, осмысления, описания. Фактически виртуальная реальность становится для человека XXI века особой квазидуховной средой, в которой он ощущает себя, тем не менее, вполне материальным существом в материальном мире.

 Развитие виртуальной реальности не имеет предела. Главная проблема, налагающая существенные и принципиальные ограничения на развитие виртуальной реальности и основанных на ней арт-практик и нового эстетического опыта, заключается в реальных возможностях человеческой психики, допустимых пределах ее функционирования в практически безграничной квазиреальности электронного виртуального мира. Есть основания предполагать, что эти возможности далеко не беспредельны и не безопасны для человека, в частности, для сохранения им своей личности. 
 
 
 
 

Заключение

Различение  старого и нового типа социальной организации как овеществлению социальной действительности, казалось бы, имеет под собой реальные основания. И это позволяет сторонникам это концепции обосновать понятие «виртуализации» как процесс замещения институциональных практик симуляциями.

Исследование философских проблем «виртуальной реальности» в их взаимосвязи с социологией, кибернетикой, медициной подтверждает актуальность и большую социальную значимость изучения «виртуальной реальности», потому что жизнедеятельность людей все активнее реализуется в «виртуальном * сообществе», «сетевом обществе», «киберпространстве». Процесс формирования социальной «виртуальной реальности» является, с одной стороны, результатом новых информационных технологий, в особенности Интернета, с другой - он обусловлен социально-психологическими потребностями человека, в-третьих, - особенности его протекания соответствуют культурно-историческим особенностям различных государств и народов.  
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

1. Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического сознания //Вопросы философии. – 2003. – № 10. – с. 61-71.

2. Маньковская Н.Б. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. – М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 328-341.

3. Шаповалов Е.А. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Е.А.Шаповалов // Первый Всероссийский симпозиум. – СПб, 1995.

4.Носов Н.А.  Виртуальная психология – М. : «Агфа», 2000 


Информация о работе Философские проблемы виртуальной реальности