Великие моралисты древности: Конфуций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:49, реферат

Краткое описание

Нормативную программу Конфуция кратко можно определить как этику ритуала. Согласно этой модели, раздирающие человеческое существование противоречия между выгодой и добродетелью, природным бытием и моральным долженствованием преодолеваются через ритуал.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Жизнь……………………………………………………………………………………..3
Место этики в учении Конфуция…………………………………………………….7
Жэнь: Человеколюбие…………………………………………………………………...9
Ли: ритуал……………………………………………………………………………….11
Цзюнь – цзы: благородный муж………………………………………………………15
Заключение……………………………

Файлы: 1 файл

КОНФУЦИЙ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)
 

СЫКТЫВКАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра  философии  и  культурологии 
 
 

Нарыгина  А.Н. 

Студент  группы  № 226 

Контрольная  работа 
 
 
 
 
 
 
 

Великие  моралисты  древности:

Конфуций. 
 
 

Руководитель: Т.Е. Дудар 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сыктывкар  2009 
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………………….3 

Жизнь……………………………………………………………………………………..3 

Место  этики  в  учении  Конфуция…………………………………………………….7 

Жэнь: Человеколюбие…………………………………………………………………...9 

Ли: ритуал……………………………………………………………………………….11 

Цзюнь – цзы: благородный  муж………………………………………………………15 

Заключение……………………………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Нормативную программу Конфуция кратко можно  определить как этику ритуала. Согласно этой модели, раздирающие человеческое существование противоречия между выгодой и добродетелью, природным бытием и моральным долженствованием преодолеваются через ритуал.

   Особая  ценность этого жизнеучения заключается  в том, что за ним стоит многовековой социальный и нравственный опыт великого народа. Две с половиной тысячи лет Конфуций является духовным наставником, Учителем китайской нации, воплощением ее культурной самобытности. И сегодня каждый образованный китаец знает его учение, большинством из них оно воспринимается как жизненная установка. (Шанхайские социологи провели опрос горожан с целью выяснить их отношение к одному из основоположений конфуцианского образа жизни — принципу "сяо" — "сыновней почтительности" и установили, что 65,9% поддерживают его, 27,7% считают необходимым конкретизировать применительно к современным условиям и только 6,4% выступают против.) Конфуций оказал также сильное воздействие на духовную жизнь японцев, корейцев, других дальневосточных народов; в последние два века его философия стала достоянием всего культурного человечества.

   Жизнь

   Мыслитель, известный в европейской культурной традиции как Конфуций (латинское Конфуциус является искаженной записью китайского Кун Фу-цзы, то есть учитель Кун), а на родине как Кун-цзы, родился в 551 году до н.э. в небольшом древнекитайском царстве Лу (современная провинция Шаньдун). Его назвали Цю и дали прозвище Чжун-ни; в странах с иероглифической письменностью он более известен как Кун Цю или Чжун-ни.

   Он  родился в аристократической  семье, хотя и бедной, но с богатой  родословной. Сведения о предках Конфуция и его собственной жизни собрал и систематизировал живший на триста лет позже знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь.

   Основателем рода был Вэй-цзы, который служил у Чжоуского правителя Чэн-вана (1024—1004 гг. до н.э.) и за выдающиеся воинские подвиги получил от него в удел царство Сун. Фо-фу Хэ — предок Конфуция в десятом поколении — уступил предназначавшийся ему по традиции трон своему младшему брату и довольствовался почетным аристократическим титулом дай фу. Семья потеряла право на царский престол и должна была искать другие формы общественного самоутверждения. Уже правнук Фо-фу Хэ, которого звали Чжэн Као-фу, прославился в качестве ученого и сановника, служившего попеременно трем сунским правителям; он отличался большой скромностью и знанием древней литературы. Внук Чжэна Као-фу, предок Конфуция в четвертом поколении, из-за опасных для жизни раздоров был вынужден оставить царство Сун и бежать в соседнее государство — царство Лу, где семье пришлось все начинать заново. Отец Конфуция Шулян Хэ стал известным человеком уже в новом царстве; он прославился храбростью, воинскими доблестями; управлял небольшой территорией, однако должность свою не мог передавать по наследству; по социальному статусу он являлся аристократом самого низкого ранга и скромного достатка.

   Семейная  жизнь Шулян Хэ по представлениям того времени сложилась неудачно, так как все его дети были девочками. Когда и девятый ребенок оказался девочкой, он взял наложницу, которая  родила долгожданного сына, названного Бонн; мальчик, однако, родился хромоножкой и вообще был болезненным. Тогда старый прославленный воин решил жениться еще раз, ему было уже 66 лет, а молодой жене — не более 20 лет. Брак этот был оценен современниками как "варварский", нарушающий правила (по-видимому, из-за разницы в возрасте между супругами, которая по традиции не должна была превышать 10 лет, а также из-за преклонного возраста самого Шулян Хэ — жениться после 64 лет считалось неэтичным). Но тем не менее он оказался счастливым: 27 августа 551 года до н.э. родился здоровый мальчик, это и был Конфуций; родился он в пещере глинистого холма, обладавшего, по преданиям, магической силой, куда муж отвел жену, как только та почувствовала приближение родов. Эта пещера, точнее, небольшой грот, существует и поныне, являясь священным для всех китайцев местом.

   Когда мальчику исполнилось два года и  три месяца (китайцы считают возраст  с момента зачатия), умер его отец. Лишенные защиты мать с сыном стали  объектом травли со стороны первых двух жен Шулян Хэ; тогда молодая вдова решила вернуться вместе с мальчиком в родной город Цюйфу, но вынуждена была жить отдельно от родителей. Их материальное положение было тяжелым, и, как впоследствии признавался Конфуций, в детстве он был беден, ему приходилось заниматься "многими презренными делами" (носить тяжелые бадьи с водой, пасти чужих овец и коров, наниматься трубачом в небольшие оркестры, игравшие на похоронах и свадьбах, а после смерти матери готовить еду, стирать).

   Янь Чжи — мать Конфуция — оказалась  добродетельной вдовой; она ежедневно молилась по усопшему мужу, приучала мальчика к традициям, рассказывала ему о ратных подвигах отца, основателе рода и других великих предках. Однако и она умерла рано, когда сыну не было еще 17 лет. Конфуций, преодолев ряд трудностей, похоронил ее с соблюдением всех правил ритуала рядом с отцом. В 19 лет он женился на девушке из царства его предков Сун, через год у них родился сын.

   Жизнь юного Конфуция содержала и поучение, и вызов. Что получил он в наследство? Прославленный род, знаменитых и обязывающих предков. Трудную жизнь в одиночестве с матерью — свидетельство того, что семейные, родовые связи разъедаются жаждой богатства и другими земными страстями. Тяжелейшие личные потери, не дававшие оснований надеяться на благосклонность судьбы. Положение бедного аристократа боковой ветви, принадлежность к тому самому социальному слою ши, который поставлял обществу "книжников", интеллектуалов, людей, профессионально занятых духовной культурой (хотя, разумеется, и не только их). Конфуций сделал выбор, который вытекал из его жизненной ситуации и был вполне достойным: как он говорил впоследствии, "в пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе"

     Он избрал удел книжника, учено-чиновничью стезю. Это соответствовало его статусу, позволяло надеяться на свои способности, давало возможность бороться за то, чтобы выправить человеческие отношения в духе идеала предков.

   Образование во времена Конфуция имело вполне конкретное и строгое содержание. Образованный человек должен был уметь выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать, считать. Конфуций в совершенстве овладел всеми шестью учениями, в том числе теми, которые требовали физической силы и сноровки (он был человеком, одаренным не только духовно, но и телесно, в частности, его рост равнялся 1,91 метра). Образование он завершает к тридцати годам, именно в этом возрасте он, по его словам, становится на собственные ноги — окончательно формируется как личность, обретает идейную зрелость. Он открывает частную школу, в которой разрабатывает свое учение. Плата за обучение была невысокой, ибо, как считал Конфуций, доступ к знаниям не должно ограничивать имущественными различиями. Основной формой занятий было свободное обсуждение, предполагавшее высокую степень активности слушателей. Конфуций, как пишет Сыма Цянь, учил четырем вещам: "вэнь" — письменным памятникам; "син" — действиям в жизни; "чжун" — преданности (учению); "синь" — правдивости.

   Конфуций  совершил путешествие, своего рода паломничество в город Лои (столица чжоуского правителя, ныне Лоян), который являлся в то время духовным центром, хранителем архивов и традиций. Там, по свидетельству Сыма Цяня, он встретился со своим старшим современником — великим мудрецом Лао-цзы. Прощаясь, Лао-цзы оставил Конфуцию в дар наставление, суть которого состояла в требовании быть скромным, не осуждать других, а в делах не помышлять только о себе. Факт этой встречи оспаривается. Но если это даже и легенда, то очень многозначительная. Факт может быть случайным. Легенда запечатлевает существенную связь: древность в лице Лао-цзы благословляет Конфуция.

   Согласно  Конфуцию, этика неразрывно связана  с политикой, реальным образом жизни, а образование — с практическим мироустройством, прежде всего со служением государству, сановной деятельностью. Развивая свое учение, он искал возможности практического приложения знаний. Ждать ему пришлось долго. Только на 51-м году жизни он был призван на службу луским правителем и в течение четырех лет сделал карьеру от начальника уезда до дасыкоу, ведавшего всеми уголовными делами и политическими преступлениями, стал ближайшим советником правителя, фактически третьим лицом в государстве. Сановная деятельность Конфуция была успешной, способствовала процветанию царства, что стало беспокоить соседние государства. Кроме того, строго следящий за ритуалом и очень авторитетный советник стал обузой для правителя, не лишенного порочных наклонностей. Правители соседнего царства Ци, боясь возвышения царства Лу, решили поссорить его правителя Дин-гуна с мудрым сановником Кун-цзы и в этих целях послали в подарок первому табор из восьмидесяти красивых обученных девушек в тридцати повозках, запряженных четверками отменных лошадей. Тем было известно о склонности луского правителя к юным красавицам и породистым лошадям. Дин-гун поддался соблазну, но на его пути стоял блюститель правил Конфуций. И тогда он во время торжественного жертвоприношения грубо нарушает одну из ритуальных норм и делает это намеренно, ставя своего советника в трудную ситуацию, когда тот должен или оставить свой вожделенный пост, или смириться со своеволием правителя. Для Конфуция здесь не было выбора — он в знак протеста оставляет свою должность и вместе с несколькими десятками учеников покидает государство.

   Так 55-летний Конфуций фактически оказывается в изгнании и начинается долгий, четырнадцатилетний, период его странствий по различным китайским государствам в попытках найти приложение своим силам и знаниям. Везде его встречают с уважением, почетом, но к государственной деятельности не призывают. Однажды как будто бы счастье улыбнулось ему. 64-летний Конфуций получает приглашение на самый высокий чиновничий пост от Чу-гуна — государя довольно крупного царства Вэй. Именно должность первого сановника является самым достойным поприщем "Цзюнь цзы" ("благородного мужа") — высшего воплощения конфуцианского идеала. Однако Кун-цзы отверг это лестное предложение, так как сделавший его правитель Чу-гун занял свой трон незаконно, в обход своего отца. Философ еще раз доказал, что сановная деятельность ценна для него не сама по себе, не сопряженными с ней личными благами, а как способ служения народу и государству, как возможность наполнения общественно-политической жизни этически достойным смыслом. После этого он оставил надежду создать хорошо управляемое государство с совершенными нравами, целиком ушел в преподавание и систематизацию древних книг. В 484 году он вернулся в родное царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь в этом качестве всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом.

   Жизнь продолжала наносить удары Конфуцию. Он похоронил жену, сына (остался  внук). Тяжело пережил он также смерть любимого ученика Янь Хуэя. Конфуций умер в 479 году до н. э. на 73-м году жизни. Ученики похоронили его, в соответствии с освященным учителем ритуалом три года жили около его могилы, совершая траурные церемонии, а один из них, Цзы гун, прожил в хижине у могилы учителя шесть лет. Его могила — место всеобщего поклонения.

   Конец индивидуальной жизни Конфуция стал началом его исторической славы, в которой центральную роль играла небольшая по объему, но неисчерпаемо глубокая по содержанию книга "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), составленная его учениками на основе своих наблюдений и бесед с учителем. До наших дней эта книга дошла в редакции ученого и сановника Чжан Юя (I в. до н. э.); позже (I в. н. э.) она была канонизирована и выбита на каменных стелах. Существует несколько русских переводов "Лунь юя", различия между ними в некоторых случаях являются значительными.

   Учение Конфуция, за исключением двух коротких периодов (в III веке н. э. и в 70-е годы нашего столетия), было в Китае предметом безусловного почитания. Конфуцианство является этико-культурной основой, фундаментом китайской, а в значительной мере и всей дальневосточной цивилизации.

   Место этики в учении Конфуция

   Самое важное открытие Конфуция — это  открытие человека как особой реальности. Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, считая землю низом, а небо верхом, то человек занимает срединное положение. С одной стороны, человек скован своими страстями, безнадежно самолюбив; "Я не видел, чтобы человек мог, заметив свои ошибки, осудить себя в душе" — говорит Конфуций. С другой стороны, он стремится к дао -_воле неба, правильному пути, высшей гармонии, вечной правде, средоточию истины и справедливости, тому центру, который все стягивает к себе; "если утром познаешь правильный путь, вечером можно умереть". Человек находится на пересечении двух детерминаций - природной и этической.

   Из  срединного положения человека в мире Конфуций делает вывод: нельзя ответить на вопрос, что такое человек, не отвечая на вопрос, каким он должен быть. Познание человека совпадает с его нравственным самоопределением. Можно предположить, что, согласно Конфуцию, не существует заранее заданной устойчивой природы человека, а есть различные возможности его самоосуществления. Отсюда становится понятным загадочное высказывание Цзы-гуна, одного из самых талантливых учеников Конфуция, о том, что суждения Учителя о культуре услышать можно, а суждения о природе человека и воле неба — нет. Вне суждений о культуре, о способе действования в жизни суждения о природе человека лишены предмета и смысла. Возможность созидать самого себя является тем специфическим признаком, который делает человека человеком, — не наличие разума или какой-либо иной признак, а именно эта способность различать добро и зло. Этика в учении Конфуция предшествует и служит основой гносеологии и антропологии, если вообще правомерно применять к нему эти категории европейской философии.

Информация о работе Великие моралисты древности: Конфуций