Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:49, реферат
Нормативную программу Конфуция кратко можно определить как этику ритуала. Согласно этой модели, раздирающие человеческое существование противоречия между выгодой и добродетелью, природным бытием и моральным долженствованием преодолеваются через ритуал.
Введение………………………………………………………………………………….3
Жизнь……………………………………………………………………………………..3
Место этики в учении Конфуция…………………………………………………….7
Жэнь: Человеколюбие…………………………………………………………………...9
Ли: ритуал……………………………………………………………………………….11
Цзюнь – цзы: благородный муж………………………………………………………15
Заключение……………………………
Чтобы
правильно понять представления
Конфуция о нравственных возможностях
человека, следует иметь в виду,
что в его учении нравственный
идеал имеет две разновидности
— сыновней почтительности и благородного
мужа. Между ними существует совершенно
очевидное противоречие. Образ сыновнего
почтения покоится на добродетели послушания.
Благородный муж, напротив, — самостоятельная
и самодостаточная личность; он сам себе
судья. Может существовать, как минимум,
два не исключающих друг друга объяснения
данного противоречия. Согласно первому,
речь идет о разных уровнях социально-нравственной
жизни. Сыновняя почтительность — нравственный
идеал в его массовидном выражении, доступном
для всех, в том числе для простолюдинов.
Благородный муж — редко доступная вершина
нравственного развития личности, связанная
с деятельностью государя и его советников.
В человеческой повседневности жэнь (человеколюбие)
приобретает форму сыновней почтительности,
а в государственно-управленческой деятельности
— благородного мужа. Согласно второму
объяснению, речь идет о разных стадиях
нравственного развития личности. Сыновняя
почтительность — первая стадия, а благородный
муж — вторая. Человек может стать благородным
мужем не раньше, чем сам станет отцом.
Оба этих объяснения вполне совмещаются,
если учесть, что сановная деятельность
была уделом отцов — людей в возрасте,
опытных, зрелых. При этом второй уровень
(или стадия) не отменяет первого, а прочно
базируется на нем. Нормы сыновней почтительности
для благородного мужа еще более обязательны,
чем для обычного человека. "Благородный
муж стремится к основе", а основа человеколюбия
— это "почтительность к родителям
и уважительность к старшим братьям".
Заключение
Свою политическую задачу Конфуций усматривал в необходимости упорядочить отношения родства среди китайской аристократии. Постоянные распри сильно ослабляли авторитет власти , вызывали ухудшение жизни и как следствие этого недовольство низов. Конфуций настаивал на том, чтобы правители укрепили своё господство и строго соблюдали свои обряды. Только в этом случае их решения могли выглядеть в глазах народа законными. Необходимо руководить народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения. Сила добродетели как фактор управления заключена в человеколюбии. Конфуцианский идеал управления – не принуждение народа и не насилие над ним, а сила нравственного примера. Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, «почему надо повиноваться?». Управляя необходимо проявлять чувство долга, показывать пример правдивости и справедливости. Управлять означает не делать того, чего не желаешь себе.
В
отличие от современной педагогики
конфуцианство не столько изучало
человека, сколько стремилось преобразовать
его душу и тело в нужном
для общества направлении, обучая
методам достижения искренности,
преданности, ответственности. При
этом воздействие на внутренний
мир души сочеталось с дисциплиной
тела, достигаемой путём соблюдения
обрядов. Понятие гуманности («жень»)
выражало внутреннее свойство человека,
а понятие благопристойности
(«ли») охватывало социальные
нормы и правила его поведения.
Смысл человеколюбия, по Конфуцию,
заключался в утверждении высшего
морального порядка через воспитание
гуманизма, разумности, мужества, доброты,
сметливости. Если человек не
способен любить людей, как он
может соблюдать правила поведения?
Его поведение должно быть
почтительным, благопристойным, он должен
быть осторожен в разговоре, дабы
никого не обидеть, проявлять
сдержанность, быть готовым прийти
на помощь.
Список
использованной
литературы:
1 В.Ю Ильин. Учебник философия. М.,2004
2 А.А. Гусейнов. Великие моралисты. М.,1995
3 www.filosof.historic.ru
4 www.philosophy.nsc.ru