Теори эволюции и происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:50, реферат

Краткое описание

Проблема происхождения и эволюции человека занимает умы людей на протяжении многих веков. Существует множество теорий появления человека на Земле. В настоящее время большинство ученых склоняется к происхождению человека в результате эволюции и естественного отбора от высокоразвитых предков современных обезьян.

Файлы: 1 файл

Реферат по философии выполнил.docx

— 49.81 Кб (Скачать)

                   Введение

  Проблема  происхождения и эволюции человека занимает умы людей на протяжении многих веков. Существует множество  теорий появления человека на Земле. В настоящее время большинство  ученых склоняется к происхождению  человека в результате эволюции и  естественного отбора от высокоразвитых предков современных обезьян.

  Так как  человек является частью живого мира, то логично начинать изучение проблемы происхождения человека с ознакомления с различными теориями происхождения  жизни на Земле, а только затем  переходить непосредственно к рассмотрению теорий происхождения и эволюции человека.

1. Гипотезы возникновения  жизни

  Вопросы о  происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом  интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место  в природе.

  В этом вопросе  с древности существуют две противоположные  точки зрения, одна из которых утверждает возможность происхождения живого из неживого — теория абиогенеза; другая — теория биогенеза — отрицает самопроизвольное зарождение жизни. Последнее  воззрение при дальнейшем развитии приводит к выводу, что жизнь столь  же стара, как и неживая материя. Вокруг этих двух направлений и происходила  борьба в вопросе о возникновении  жизни на всем протяжении истории  науки.

  Многовековые  исследования и попытки решения  этих вопросов породили разные концепции  возникновения жизни: креационизм  – божественное сотворение живого; концепция многократного самопроизвольного  зарождения жизни из неживого вещества (ее придерживался еще Аристотель, который считал, что живое может  возникать и в результате разложения почвы); концепция стационарного  состояния, в соответствии с которой  жизнь существовала всегда; концепция  панспермии – внеземного происхождения  жизни; концепция происхождения жизни на Земле в историческом прошлом в результате процессов, подчиняющихся физическим и химическим законам.

  Согласно  креационизму, возникновение жизни  относится к определенному событию  в прошлом, которое можно вычислить. В 1650 г. архиепископ Ашер из Ирландии вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н.э., а в 9 часов утра 23 октября и человека. Это число он получил из анализа возрастов и родственных связей всех упоминаемых в Библии лиц. Однако к тому времени на ближнем Востоке уже была развитая цивилизация, что доказано археологическими изысканиями. Впрочем, вопрос сотворения мира и человека не закрыт, поскольку толковать тексты Библии можно по-разному.

  Теория спонтанного  зарождения жизни существовала в  Вавилоне, Египте и Китае как альтернатива креационизму. Она восходит к Эмпедоклу  и Аристотелю: определенные «частицы»  вещества содержат некое «альтернативное  начало», которое при определенных условиях может создать живой  организм. Аристотель считал, что активное начало есть в оплодотворенном яйце, солнечном свете, гниющем мясе. У  Демокрита начало жизни было в иле, у Фалеса – в воде, у Анаксагора – в воздухе.

  Аристотель  на основе сведений о животных, которые  поступали от воинов Александра Македонского и купцов-путешественников, сформировал  идею постепенного и непрерывного развития живого из неживого и создал представление  о «лестнице природы» применительно  к животному миру. Он не сомневался в самозарождении лягушек, мышей  и других мелких животных. Платон говорил  о самозарождении живых существ  из земли в процессе гниения.

  С распространением христианства идеи самозарождения были объявлены еретическими, и долгое время о них не вспоминали. Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и грязного белья. Бэкон тоже считал, что гниение – зачаток нового рождения. Идеи самозарождения жизни поддерживали Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк.

  В 1688 г. итальянский  биолог Франческо Реди серией опытов с открытыми и закрытыми сосудами доказал, что появляющиеся в гниющем мясе белые маленькие черви – это личинки мух, и сформулировал свой принцип: все живое – из живого. В 1860 г. Пастер показал, что бактерии могут быть везде и заражать неживые вещества, для избавления от них необходима стерилизация, получившая название пастеризации.

  Сторонники  теории вечного существования жизни  считают, что на вечно существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах планеты из-за изменения внешних условий. Четкой концепции на этом пути не выработано, поскольку в палеонтологической летописи Земли есть некоторые разрывы и неясности. С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана и следующая группа гипотез.

  Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит  проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических  туманностей можно считать как  вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной.

  Подобным  образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей  радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.

  Для обоснования  панспермии обычно используют наскальные рисунки с изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления НЛО. Полеты космических  аппаратов разрушили веру в существование  разумной жизни на планетах солнечной  системы, которая появилась после  открытия Скиапарелли каналов на Марсе.

  В представлениях о зарождении жизни в результате физико-химических процессов важную роль играет эволюция самой планеты. По мнению многих биологов, геологов и  физиков, состояние Земли за время  ее существования все время изменялось. В очень давние времена Земля  была горячей планетой, ее температура  достигала 5-8 тысяч градусов. По мере остывания планеты тугоплавкие  металлы и углерод конденсировались и образовывали земную кору, которая  не была ровной из-за активной вулканической  деятельности и всевозможных подвижек формирующего грунта.

  20 век привел  к созданию первых научных  моделей происхождения жизни.  В 1924 году в книге Александра  Ивановича Опарина «Происхождение  жизни» была впервые сформулирована  естественнонаучная концепция, согласно  которой возникновение жизни  – результат длительной эволюции  на Земле – сначала химической, затем биохимической. Эта концепция  получила наибольшее признание  в научной среде.

  Согласно  теории Опарина, атмосфера первичной  Земли сильно отличалась от современной. Легкие газы – водород, гелий, азот, кислород, аргон и другие – не удерживались пока недостаточно плотной планетой, тогда как их более тяжелые соединения оставались (вода, аммиак, двуокись углерода, метан). Вода оставалась в газообразном состоянии, пока температура не упала ниже 100С.

  Можно выделить следующие этапы живых систем, начиная с самых простейших и  затем следуя по пути постепенного усложнения. В вещественном плане  для становления жизни нужен прежде всего углерод. Жизнь на Земле основана на этом элементе, хотя в принципе можно предположить существование жизни и на кремниевой основе. Возможно, где-то во Вселенной существует и «кремниевая цивилизация», но на Земле основой жизни является углерод.

  Чем это  обусловлено? Атомы углерода вырабатываются в недрах больших звезд в необходимом  для образования жизни количестве. Углерод способен создавать разнообразные, подвижные, низко электропроводные, студенистые, насыщенные водой. Соединения углерода с водородом, кислородом и другими элементами обладают замечательными каталитическими, строительными, информационными и иными свойствами.

  Жизнь возможна только при определенных физических и химических условиях (температура, присутствие воды, солей и т.д.). Прекращение жизненных процессов, например, при высушивании семян  или глубоком замораживании мелких организмов, не ведет к потере жизнеспособности. Если структура сохраняется неповрежденной, она при возвращении к нормальным условиям обеспечивает восстановление жизненных процессов.

  Также и  для возникновения жизни нужны  определенные диапазоны температуры, влажности, давления, уровня радиации, определенная направленность развития Вселенной и время. Взаимное удаление галактик приводит к тому, что их электромагнитное излучение приходит к нам сильно ослабленным. Если бы галактики сближались, то плотность  радиации во Вселенной была бы столь  велика, что жизнь не смогла бы существовать. Углерод синтезирован в звездах-гигантах несколько миллиардов лет назад. Если бы возраст Вселенной был  меньше, то жизнь также не могла  бы возникнуть. планеты должны иметь определенную массу для того, чтобы удержать атмосферу.

  Научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит  Энгельсу, считавшему, что жизнь  возникла не внезапно, а сформировалась в ходе эволюции материи. В этом же ключе высказался и Тимирязев: «Мы  вынуждены допустить, что живая  материя осуществлялась так же, как  и все остальные процессы, путем  эволюции… Процесс этот, вероятно, имел место и при переходе из неорганического  мира в органический».

  2. Проблема появления  человека на Земле

  Как и в  вопросе происхождения Вселенной  и жизни, существует представление  о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской  мифологии мир происходит из первого  прачеловека – Пуруши.  

  Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о  тотемах), а такие верования встречаем  у так называемых отсталых народов  до сих пор. В античности высказывались  мысли о естественном происхождении  людей из ила (Анаксимандр). Тогда  же заговорили о сходстве человека и обезьяны ( Ганнон из Карфагена).

  Гипотезу  африканской прародины современного человека в своем варианте поддержали генетики. Американский исследователь  А. Уилсон, совместно с коллегами  из Калифорнийского университета, предложил  гипотезу так называемой «Африканской Евы»: все современное человечество, по мнению этого автора, произошло  от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно 100-200 тыс. лет  назад. Вывод базируется на анализе  мирового распределения типов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Homo sapiens из африканского центра расселился по всей ойкумене, вытесняя все другие группы гоминид (без метисации). Гипотеза основана на серьезных статистических расчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, является несомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезиса современных рас.

  Ее слабое место, однако, – постулируемое А. Уилсоном «вытеснение без метисации». Вряд ли можно представить себе существование каких-то непроницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение при контактах в периоды активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше, палеоантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисации на самых различных уровнях эволюции гоминид.

  Вариабельность  признаков двух эволюционных стадий (Homo erectus и Homo sapiens) наводит на мысль об отсутствии таксономической, а следовательно, биологической обособленности разных групп гоминид. Так что идея объединения всех представителей рода Homo в один вид представляется вполне разумной. Таким образом, судя по всему, имела место «сетевидная эволюция» как нечто присущее роду Homo, как следствие особенностей его бытия и развития. Поэтому гипотеза «Африканской Евы» представляется слишком односторонней: она не учитывает связей и взаимоотношений внутри многообразного, быстро развивающегося конгломерата групп, каким во все времена было человечество.

  В настоящее  время в связи с ажиотажем  вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных  существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.

  Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения  человека от высокоразвитых предков  современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому  аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Дарвин утверждал, что движущая сила биологической  эволюции – борьба за существование  и естественный отбор в ней  наиболее приспособленных и сильнейших. В основе его предположения лежит идея, что кажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природы порождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными и слепыми Законами Природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего с другими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображение Дарвина: причина появления «венца творения» – человека – тоже лишь совпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии и антропологии и по сей день.

Информация о работе Теори эволюции и происхождения человека