Движущие 
силы антропогенеза 
  В эволюции 
человека – антропогенезе – важнейшая 
роль принадлежит не только биологическим 
факторам (изменчивость, наследственность, 
отбор), но и социальным (речь, накопленный 
опыт трудовой деятельности и общественного 
поведения). Особенности человека, обусловленные 
социальными факторами, не фиксируются 
генетически и передаются не по наследству, 
а в процессе воспитания и обучения. 
На первых этапах эволюции решающее значение 
имел отбор на большую приспособляемость 
к быстро меняющимся обстоятельствам. 
Однако впоследствии способность передавать 
из поколения в поколение генетические 
приобретения в виде разнообразной 
научно-технической и культурной 
информации стала играть все более 
важную роль, освобождая человека от жесткого 
контроля естественного отбора. Социальные 
закономерности приобрели большое 
значение в эволюции человека. Победителями 
в борьбе за существование оказывались 
не обязательно самые сильные, а 
те, кто сохранял слабых: детей - будущее 
популяции, стариков – хранителей информации 
о способах выжить (приемы охоты, изготовление 
орудий и т.п.). Победа популяций в 
борьбе за существование обеспечивалась 
не только силой и разумом, но и 
способностью жертвовать собой во имя 
семьи, племени. Человек – общественное 
существо, отличительной чертой которого 
является сознание, сформировавшееся 
на основе коллективного труда. 
  В эволюции 
человека разумного социальные отношения 
играют все возрастающую роль. Для 
людей современных ведущими и 
определяющими стали общественно-трудовые 
отношения. В этом качественное своеобразие 
эволюции человека. 
Время 
возникновения человека
  Если отбросить 
библейскую легенду о сотворении 
человека, то вопрос о времени появления 
современного человека на нашей планете 
стал занимать умы ученых сравнительно 
недавно – каких-нибудь 40-50 последних 
лет, так как до этого обсуждалась 
в основном древность человеческого 
рода вообще. Даже в серьезной научной 
литературе очень долго господствовала 
тенденция увеличения геологического 
возраста Homo sapiens и в соответствии с этим 
использовались антропологические находки 
с неясной или недостаточно ясной геологической 
датировкой. Список таких находок довольно 
длинен, он постепенно менялся – на место 
дискредитированных находок становились 
новые, но все последующие исследования 
не подтверждали глубокой древности тех 
костных остатков, которые могут быть 
отнесены к современному человеку. Гипотеза 
пресапиенса отражает ту же тенденцию, 
но не получает поддержки со стороны морфологической; 
находки, на которые она опирается, хотя 
датированы безупречно и действительно 
древни, но отнесение их к современным 
людям, а не палеоантропам вызывает самые 
серьезные сомнения. 
  Все древнейшие 
находки в верхнепалеолитических 
слоях датируются в абсолютных цифрах 
25000-28000, а иногда и 40000 лет, т.е. практически 
синхронны или почти синхронны, 
находкам наиболее поздних палеоантропов. 
Единственно убедительное исключение 
составляет сделанная в 1953 г. А. А. Формозовым 
находка в Староселье под Бахчисараем. 
Современный облик обнаруженного в мустьерском 
слое младенца в возрасте 1,5 лет не вызывает 
не малейших сомнений, хотя исследовавший 
его Я. Я. Рогинский и отметил на черепе 
несколько примитивных признаков: умеренное 
развитие подбородочного выступа, развитые 
лобные бугры, крупные зубы. Датировка 
этой находки в абсолютных цифрах не ясна, 
но инвентарь, найденный с ней, показывает, 
что она значительно древнее, чем верхнепалеолитические 
местонахождения с костными остатками 
современных людей. Этим фактом твердо 
устанавливается синхронность древнейших 
форм современного человека и позднейших 
групп палеоантропов, их существование 
на протяжении довольно значительного 
отрезка времени. На первый взгляд это 
обстоятельство кажется несколько неожиданным, 
но стоит подумать, как оно теряет кажущуюся 
парадоксальность: перестройка морфологии 
– процесс длительный, коль скоро мы принимаем 
наличие неандертальской фазы в эволюции 
человека, мы должны сделать вывод о формировании 
отличительных морфологических особенностей 
человека разумного в недрах групп палеоантропов, 
а раз так, то существование палеоантропа 
и современного человека на каком-то отрезке 
времени представляется и теоретически 
неизбежно. В рамках такого взгляда легко 
находит себе объяснение отмеченное Я. 
Я. Рогинским сходство черепа из Староселья 
с детским черепом из пещеры Схул в Палестине, 
где найдены морфологически прогрессивные 
скелеты неандертальцев. Кстати сказать 
сосуществование древних примитивных 
и более поздних морфологически прогрессивных 
форм составляло характерную черту эволюции 
гоминид практически на всех этапах их 
истории. 
  Итак, формирование 
человека разумного на базе палеоантропа 
привело к сосуществованию поздних 
прогрессивных форм неандертальцев 
и зарождающихся пока малочисленных 
групп современных людей на протяжении 
нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения 
старого вида новым был довольно 
длительным, а следовательно, и сложным. 
Заключение 
  Человек – 
существо биологическое и социальное, 
что и определяет его особое положение 
в природе и качественно отличает 
от всех других организмов. Благодаря 
тому, что человек является биологическим 
существом, его эволюционное развитие 
подчиняется всем основным закономерностям 
наследственности и изменчивости. Реализация 
наследственной информации в условиях 
определенной внешней среды формирует 
биологическую природу человека 
- его строение и физиологию, создает 
материальные предпосылки для развития 
и мышления, способности мозга 
накапливать информацию нового типа 
– социальную. В процессе очеловечивания 
происходит уменьшение плодовитости, 
удлинение периода детства, замедление 
полового созревания, возрастание длительности 
жизни одного поколения. 
  Социальная 
информация передается с помощью 
слова при обучении и определяет 
духовный облик индивидуума. Она 
создается при доминирующей роли 
социально-экономических факторов 
– общественной формации, уровня производственных 
сил, производственных отношений, национальных 
особенностей и т. п. Человек как 
социальное существо эволюционирует быстрее, 
чем как существо биологическое, 
поэтому, несмотря на огромные достижения 
цивилизации, между человеком, жившим 
тысячелетия назад, и человеком, 
живущим сейчас, нет существенных 
биологических различий. Способности, 
талант, эмоциональность, добродетели, 
пороки человека зависят от наследственного 
предрасположения и действий социальной 
среды. Генотип человека обеспечивает 
возможность восприятия социальной 
программы, а полная реализация его 
биологической организации возможна 
лишь в условиях социальной среды. 
  Хотя мутационный 
процесс продолжается, биологическая 
эволюция человека будет и далее 
замедляться благодаря ослаблению 
естественного отбора, прекращению 
его видообразующей функции. Однако 
в пределах вида возможны колебания: 
в длине тела (доспехи средневековых 
рыцарей малы большинству современных 
европейцев), изменении темпов онтогенеза 
(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность 
человеческого общества в целом 
возрастает, так как по мере развития 
цивилизации, устранения национальных 
и расовых барьеров обеспечивается 
обмен генами между ранее изолированными 
популяциями, увеличивается гетерозиготность 
и уменьшается возможность проявления 
рецессивных генов. Средствами, контролирующими 
эволюцию человека, являются предохранение 
от воздействия мутагенных факторов, разработка 
методов лечения наследственных болезней, 
раскрытие способностей человека в детском 
и юношеском возрасте и создание оптимальных 
условий для обучения и воспитания, для 
повышения культурного уровня всего общества.
Список 
литературы
  1. Зубов 
А. А. Дискуссионные вопросы 
антропогенеза // Человек. – 1997. 
– №1. –   С. 5 – 18.
  Воейков В. 
Правда Дарвина и ложь дарвинизма // Человек. 
– 1997. – №3. – С. 33 – 47.
  Эволюция 
Homo sapiens: традиционные механизмы и новые 
факторы // Человек. –1998. – №1. – С. 41 – 
47.
  Андреев И. 
Л. Происхождение человека и общества. 
– М.,1988.
  Фролов И.Т. 
Введение в философию. – Ч. 2. – 
М.:Политиздат, 1989
  Смирнов И.Н., 
Титов В.Ф. Философия. Учебник для 
студентов высших учебных заведений. 
– М.: Российская экономическая академия 
им. Плеханова, 1998.
  Поннамперума 
С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 1977
  Вернадский 
В.И. Размышление натуралиста. Научная 
мысль как планетное явление. 
– М., 1977
  Медников 
Б.М. Биология: формы и уровни жизни. 
М.: Просвещение, 1994