Движущие
силы антропогенеза
В эволюции
человека – антропогенезе – важнейшая
роль принадлежит не только биологическим
факторам (изменчивость, наследственность,
отбор), но и социальным (речь, накопленный
опыт трудовой деятельности и общественного
поведения). Особенности человека, обусловленные
социальными факторами, не фиксируются
генетически и передаются не по наследству,
а в процессе воспитания и обучения.
На первых этапах эволюции решающее значение
имел отбор на большую приспособляемость
к быстро меняющимся обстоятельствам.
Однако впоследствии способность передавать
из поколения в поколение генетические
приобретения в виде разнообразной
научно-технической и культурной
информации стала играть все более
важную роль, освобождая человека от жесткого
контроля естественного отбора. Социальные
закономерности приобрели большое
значение в эволюции человека. Победителями
в борьбе за существование оказывались
не обязательно самые сильные, а
те, кто сохранял слабых: детей - будущее
популяции, стариков – хранителей информации
о способах выжить (приемы охоты, изготовление
орудий и т.п.). Победа популяций в
борьбе за существование обеспечивалась
не только силой и разумом, но и
способностью жертвовать собой во имя
семьи, племени. Человек – общественное
существо, отличительной чертой которого
является сознание, сформировавшееся
на основе коллективного труда.
В эволюции
человека разумного социальные отношения
играют все возрастающую роль. Для
людей современных ведущими и
определяющими стали общественно-трудовые
отношения. В этом качественное своеобразие
эволюции человека.
Время
возникновения человека
Если отбросить
библейскую легенду о сотворении
человека, то вопрос о времени появления
современного человека на нашей планете
стал занимать умы ученых сравнительно
недавно – каких-нибудь 40-50 последних
лет, так как до этого обсуждалась
в основном древность человеческого
рода вообще. Даже в серьезной научной
литературе очень долго господствовала
тенденция увеличения геологического
возраста Homo sapiens и в соответствии с этим
использовались антропологические находки
с неясной или недостаточно ясной геологической
датировкой. Список таких находок довольно
длинен, он постепенно менялся – на место
дискредитированных находок становились
новые, но все последующие исследования
не подтверждали глубокой древности тех
костных остатков, которые могут быть
отнесены к современному человеку. Гипотеза
пресапиенса отражает ту же тенденцию,
но не получает поддержки со стороны морфологической;
находки, на которые она опирается, хотя
датированы безупречно и действительно
древни, но отнесение их к современным
людям, а не палеоантропам вызывает самые
серьезные сомнения.
Все древнейшие
находки в верхнепалеолитических
слоях датируются в абсолютных цифрах
25000-28000, а иногда и 40000 лет, т.е. практически
синхронны или почти синхронны,
находкам наиболее поздних палеоантропов.
Единственно убедительное исключение
составляет сделанная в 1953 г. А. А. Формозовым
находка в Староселье под Бахчисараем.
Современный облик обнаруженного в мустьерском
слое младенца в возрасте 1,5 лет не вызывает
не малейших сомнений, хотя исследовавший
его Я. Я. Рогинский и отметил на черепе
несколько примитивных признаков: умеренное
развитие подбородочного выступа, развитые
лобные бугры, крупные зубы. Датировка
этой находки в абсолютных цифрах не ясна,
но инвентарь, найденный с ней, показывает,
что она значительно древнее, чем верхнепалеолитические
местонахождения с костными остатками
современных людей. Этим фактом твердо
устанавливается синхронность древнейших
форм современного человека и позднейших
групп палеоантропов, их существование
на протяжении довольно значительного
отрезка времени. На первый взгляд это
обстоятельство кажется несколько неожиданным,
но стоит подумать, как оно теряет кажущуюся
парадоксальность: перестройка морфологии
– процесс длительный, коль скоро мы принимаем
наличие неандертальской фазы в эволюции
человека, мы должны сделать вывод о формировании
отличительных морфологических особенностей
человека разумного в недрах групп палеоантропов,
а раз так, то существование палеоантропа
и современного человека на каком-то отрезке
времени представляется и теоретически
неизбежно. В рамках такого взгляда легко
находит себе объяснение отмеченное Я.
Я. Рогинским сходство черепа из Староселья
с детским черепом из пещеры Схул в Палестине,
где найдены морфологически прогрессивные
скелеты неандертальцев. Кстати сказать
сосуществование древних примитивных
и более поздних морфологически прогрессивных
форм составляло характерную черту эволюции
гоминид практически на всех этапах их
истории.
Итак, формирование
человека разумного на базе палеоантропа
привело к сосуществованию поздних
прогрессивных форм неандертальцев
и зарождающихся пока малочисленных
групп современных людей на протяжении
нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения
старого вида новым был довольно
длительным, а следовательно, и сложным.
Заключение
Человек –
существо биологическое и социальное,
что и определяет его особое положение
в природе и качественно отличает
от всех других организмов. Благодаря
тому, что человек является биологическим
существом, его эволюционное развитие
подчиняется всем основным закономерностям
наследственности и изменчивости. Реализация
наследственной информации в условиях
определенной внешней среды формирует
биологическую природу человека
- его строение и физиологию, создает
материальные предпосылки для развития
и мышления, способности мозга
накапливать информацию нового типа
– социальную. В процессе очеловечивания
происходит уменьшение плодовитости,
удлинение периода детства, замедление
полового созревания, возрастание длительности
жизни одного поколения.
Социальная
информация передается с помощью
слова при обучении и определяет
духовный облик индивидуума. Она
создается при доминирующей роли
социально-экономических факторов
– общественной формации, уровня производственных
сил, производственных отношений, национальных
особенностей и т. п. Человек как
социальное существо эволюционирует быстрее,
чем как существо биологическое,
поэтому, несмотря на огромные достижения
цивилизации, между человеком, жившим
тысячелетия назад, и человеком,
живущим сейчас, нет существенных
биологических различий. Способности,
талант, эмоциональность, добродетели,
пороки человека зависят от наследственного
предрасположения и действий социальной
среды. Генотип человека обеспечивает
возможность восприятия социальной
программы, а полная реализация его
биологической организации возможна
лишь в условиях социальной среды.
Хотя мутационный
процесс продолжается, биологическая
эволюция человека будет и далее
замедляться благодаря ослаблению
естественного отбора, прекращению
его видообразующей функции. Однако
в пределах вида возможны колебания:
в длине тела (доспехи средневековых
рыцарей малы большинству современных
европейцев), изменении темпов онтогенеза
(акселерация подростков) и т.п. Жизнеспособность
человеческого общества в целом
возрастает, так как по мере развития
цивилизации, устранения национальных
и расовых барьеров обеспечивается
обмен генами между ранее изолированными
популяциями, увеличивается гетерозиготность
и уменьшается возможность проявления
рецессивных генов. Средствами, контролирующими
эволюцию человека, являются предохранение
от воздействия мутагенных факторов, разработка
методов лечения наследственных болезней,
раскрытие способностей человека в детском
и юношеском возрасте и создание оптимальных
условий для обучения и воспитания, для
повышения культурного уровня всего общества.
Список
литературы
1. Зубов
А. А. Дискуссионные вопросы
антропогенеза // Человек. – 1997.
– №1. – С. 5 – 18.
Воейков В.
Правда Дарвина и ложь дарвинизма // Человек.
– 1997. – №3. – С. 33 – 47.
Эволюция
Homo sapiens: традиционные механизмы и новые
факторы // Человек. –1998. – №1. – С. 41 –
47.
Андреев И.
Л. Происхождение человека и общества.
– М.,1988.
Фролов И.Т.
Введение в философию. – Ч. 2. –
М.:Политиздат, 1989
Смирнов И.Н.,
Титов В.Ф. Философия. Учебник для
студентов высших учебных заведений.
– М.: Российская экономическая академия
им. Плеханова, 1998.
Поннамперума
С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 1977
Вернадский
В.И. Размышление натуралиста. Научная
мысль как планетное явление.
– М., 1977
Медников
Б.М. Биология: формы и уровни жизни.
М.: Просвещение, 1994