Социальная сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие темы «Социальная сфера общества». Социальная сфера –это целостная система отношений и взаимодействий между индивидами ,социальными группами и общностями, занимающими различное социально-экономическое положение в обществе . Социальная сфера включает в себя множество элементов взаимодействия и поведения и всё это будет постепенно раскрыто в данном реферате.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
1.Философское понятие социальной сферы…………………....4
2.Социальные группы и их классификация……………………6
3.Социальный статус…………………………………………….9
4.Социальная роль………………………………………………10
5.Социальная стратификация……………………………….….12
6.Социальная мобильность……………………………………..15
7.Социальные нормы……………………………………………18
8.Отклоняющееся поведение, его формы и проявления……...20
9.Социальный контроль…………………………………………22
Социальные санкции……………………………………...23
10. Нация как социально-этническая общность ……………….24
11.Межнациональные отношения………………………………29
12.Социальный конфликт и пути его разрешения……………..31
Заключение……………………………………………….35
Список используемой литературы……………………...37

Файлы: 1 файл

философия реферат соц сфера.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

Кроме объективных факторов объединения нации, существуют и  факторы субъективного порядка. Прежде всего это общий язык. Общая  экономическая жизнь, общая территория, сталкивающая людей друг с другом, неизбежно заставляли вырабатывать у людей общий язык. Он в данном случае выступает как естественное порождение общности экономической  жизни, общности территории. Национальная общность и

складывается в определенном отношении как результат функционирования общего языка.

Следующий фактор складывания  нации — также субъективного  плана — это общность психологического склада, духовной культуры, определенных традиций и т.д. На базе общей экономической  жизни, территории, общего языка у  людей, постоянно связанных друг с другом, складывается, вырабатывается некоторая общность социально-психологического облика, культурных традиций. И эта общность психологического облика, культуры, традиций также интегрирует, сплачивает людей. Много внимания уделяют исследователи — думается, это справедливо — анализу самосознания нации.

Субъективно-сознательные факторы  играют важную роль в консолидации национальной общности. «Национальную культуру, психологию, самосознание, — отмечал А.Ф. Дашдамиров, — следовало бы рассматривать в первую очередь не в качестве суммы признаков, отличающих один народ от другого, а как факторы, способствующие ее устойчивости, целостности национальной общности, отражающие и сопровождающие ее жизнедеятельность. Такой подход позволяет выявить саму сущность особенностей культуры, психологии и т.д. как интегральных духовных образований, связывающих членов данной национальной общности в целостное устойчивое объединение».[3]

Для более конкретного  уяснения сущности национальной общности остановимся на некоторых сопоставлениях нации и класса.

Нация как макросоциальная  общность базируется на таких характеристиках,

которые воплощают глубокие закономерности общественной жизни, складывающиеся и функционирующие в масштабе всего общественного организма. К числу этих характеристик следует прежде всего отнести определенные преобразования в материально-производственной жизни общества, степень развития классов, их отношений, социальное развитие пространства, занимаемого нацией, и некоторые другие преобразования.

Вместе с тем нация  как общность связана и с весьма конкретным, эмпирически фиксируемым  слоем общественных ценностей. К  их числу можно отнести конкретные особенности трудовой деятельности, жизненного уклада, одежды, пищи, непосредственного общения, внутрисемейных отношений и т.д., короче, все то, что обычно связывается с этническими чертами жизнедеятельности общества.

Нация, рассматриваемая с точки зрения этнического дифференциала, и выступает как этническая общность, проявляющаяся, закрепляющаяся в весьма конкретном уровне общественной жизни.

Классовая общность, как  и национальная, складывается на основе глубоко закономерных, существенных признаков, например единства экономических интересов. Эти признаки, конечно, находят свое воплощение в конкретно-эмпирических чертах жизнедеятельности локальных классовых групп. Но степень развитости моментов единства, общности жизнедеятельности классов в конкретно-эмпирическом слое не имеет существенного значения для констатирования самой классовой общности.

Представители одного и того же класса могут разговаривать на разных языках, по-разному отмечать дни рождения своих детей, предпочитать различную кухню и т.д., но это нисколько не мешает им принадлежать к одной и той же классовой общности.

Иное дело национальная общность. Если глубинные характеристики, объединяющие нацию, не закрепляются, не дополняются общностью в области конкретных этнических ценностей, то о нации как общности нет смысла говорить. Она как общность существует, функционирует лишь тогда, когда действуют в единстве и взаимосвязи два уровня объединяющих ее механизмов: глубинно-сущностный и эмпирически-этнический. Элиминация любого из них снимает вопрос о нации вообще.

Другая грань особенностей структуры национальной общности проявляется  во взаимосвязи объективно-всеобщих черт нации, с одной стороны, и меры осознанности принадлежности к нации каждого представителя нации — с другой.

Так, объективная общность классового положения отражается в

общности идеологического и психологического облика представителей данного класса, в том числе и в определенном осознании каждым из них своей принадлежности к данному классу. В то же время индивид может и не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит.

Данное обстоятельство, однако, никак не влияет на классовое положение

индивида. Что бы он сам  по данному поводу ни думал, отрицая даже свою

принадлежность к какому-либо классу, он все равно является членом класса, с которым связан общностью  экономического положения и экономических интересов.

Иначе обстоит дело с национальной общностью. В ее основе также лежат  объективные факторы. В то же время  национальная общность невозможна без  сознательного соотнесения, причисления  индивидов к данной общности. Мера развитости этого соотнесения может  быть весьма различной, колеблясь от простого осознания этнической принадлежности до глубоко прочувствованного и осмысленного понимания сущности своей нации, нерасторжимости своей индивидуальной судьбы и судьбы своей нации. Но в любом случае само осознание своей принадлежности к нации является обязательным.

Эти особенности внутренней архитектоники нации, ее своеобразная многоэтажность должны непременно методологически учитываться при оценке места нации в социальной жизни общества в целом. Игнорирование, недооценка этих особенностей могут не только исказить картину этих связей, но и вообще завести рассмотрение наций в тупик.

Итак, на базе длительного  исторического действия перечисленных выше факторов складывается национальная общность. Она находит свое выражение в определенном устойчивом объединении людей, в общности их хозяйственной жизни, территории, языка, психологического склада, традиций, культуры и т.д.

Конституируясь, национальная общность обретает внутренную качественную определенность. Тем самым она  развивает свои внутренние пределы, границы, отделяющие ее от других общностей. На базе этой качественной определенности нации складываются ее отношения с другими общностями, другими нациями.

     Проблема наций  всегда относилась и относится  к числу острейших,

вызывающих непрекращающуюся полемику. Приведем два фрагмента по этому поводу.

«Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни

религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти

признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание» .[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Межнациональные отношения.

В современном мире ни одна нация не может в полной  изоляции и обязательно вступает в межнациональные  отношения, устанавливает экономические , политические, идеологические, культурные, правовые, дипломатические и другие связи. Они могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими), основанными на соперничестве и  на сотрудничестве, равноправными и  неравноправными. При этом не всегда обходится без конфликтов. Обычно их причинами являются территориальные  споры, исторически сложившаяся  напряжённость, притеснение малых  наций и народов, использование  национальных чувств отдельными политическими  лидерами с целью создания напряженной  обстановки, стремление отдельных народов  выйти из многонационального государства  и создать собственное (по-другому  его называют сепаратизмом).

В мире достаточно примеров национальных конфликтов- кризис и  многолетняя кровопролитная война  в бывшей Югославии, территориальные  споры между республиками бывшего  Советского Союза, сепаратистские настроения в Северной Ирландии и в канадской  провинции Квебек, войны между  центральноафриканскими государствами  и так далее.

Основу этих конфликтов составляют представления об особой роли своей  группы в обществе, которые ещё  с древних времён были характерны для многих народов.

Позиция этнического превосходства  приводит в итоге к дискриминации- сокращению или лишению прав и  свобод для определённой группы населения. В быту это выражается запрещением  посещения отдельных ресторанов, пляжей, кинотеатров или городских  районов ; в производственной сфере- запретом на профессии, труднодоступностью образования, невозможностью успешной карьеры; в психологическом плане- обидными кличками, насмешками, анекдотами и т.п. В крайних случаях меньшинства  отдельно проживают в особых поселениях, заключают браки внутри своей  группы. Такая система разделения долгое время существовала в ЮАР, где чёрное население изолировалось  и лишалось большинства прав.

20 век дал много   примеров разжигания страстей  на национальной почве. Фашистская  Германия взяла на вооружение  расистские идеи о превосходстве  одной группы людей над всеми  остальными и существовании особой  расы арийцев- избранного народа, который должен управлять всем миром. Воплощение этой идеи в жизнь привело к стремлению полностью уничтожить евреев, цыган, поляков, а других подчинить «истинным арийцам». Были даже определены внешние параметры высшей расы-определённый цвет волос, телосложение, разрез глаз, форма лица и т.п. Любопытно, что ни Гитлер, ни многие из его приближённых сами не подходили под эти параметры.

Сейчас появилось много  неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости  силой «навести порядок», для чего создаются особые боевые отряды. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить  в особой исключительности и наличии  врагов, не дающих ей проявиться. Стоящие  же за всем этим люди стремятся к  власти, славе и популярности, к  личному обогащению через погромы. За их видимыми переживаниями о судьбе нации стоят ярко выраженные личные интересы. Это было, есть и , наверное, ещё сохранится. Насколько долго? Многое зависит от самих граждан- до тех пор, пока будет существовать болезненное национальное самолюбие  и стремление возложить ответственность  за свои личные неудачи на внутренних или внешних врагов, останутся  этнические противоречия и неприязнь  между народами.

Человечество пытается решить эту проблему. Существуют различные  организации, занимающиеся вопросами  взаимодействия народов,- Организация  Объединённых Наций, Лига арабских государств, Организация африканского единства, Ассоциация стран Юго- Восточной  Азии и другие. Многие конфликты  были прекращены благодаря их содействию или при непосредственном вмешательстве  этих организаций.

Разумное решение национальных проблем возможно лишь при сочетании  двух основных тенденций в развитии национальных отношений- дифференциации ( стремление народа к самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры, экономики, политики) и интеграции ( тесное сотрудничество, обмен культурными  ценностями, преодоление отчуждения и поддержание взаимовыгодных контактов). Многообразие национальных культур  не должно вести к их изоляции, а  сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

При решении межнациональных  конфликтов необходимо соблюдение следующих  гуманистических принципов:

  • отказ от насилия и принуждения;
  • поиск согласия (консенсуса);
  • признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

12.Социальный конфликт и пути его разрешения.

Существуют разные мнения как по поводу возникновения конфликтов, так и по стратегии поведения  в конфликтной ситуации. Одни воспринимают конфликт как стресс и считают , что  необходимо ликвидировать причины  его возникновения. Другие же утверждают, что конфликт является естественным фоном человеческой жизни, он неизбежен  и надо уметь находиться в нём, не испытывая чрезмерного напряжения и волнения.

Почему же возникают конфликты  между людьми? Среди основных причин выделяют:

  • неблагоприятные условия работы, неудовлетворённость оплатой труда, психологическая несовместимость работающих вместе людей, разное отношение к собственности;
  • противоположные взгляды на мир ( на любовь, семью и брак, манеру поведения, искусство, спорт и т.д.);
  • несовместимость культур, различное индивидуальное восприятие ситуации, идеологические разногласия(политические и религиозные);
  • несправедливое распределение благ(доходов, знаний, информации), перераспределение влияния в группе или между группами.

Конфликт- столкновение, вызванное  противоречивыми установками, целями и способами действия по отношению  к конкретному предмету или ситуации.

Наличие противоречий создаёт  ситуацию, когда достаточно одной  искры, чтобы внутренняя напряжённость  вылилась в открытое столкновение. Спровоцировать такое обострение могут  подозрение или недоверие, несдержанность, открытая личная антипатия, постоянные мелочные придирки, унижение одного человека другим, угрозы, подчёркивание своего превосходства, нежелание признавать ошибки, навязывание своего мнения, неискренность.

Информация о работе Социальная сфера