Социальная сфера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:32, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является раскрытие темы «Социальная сфера общества». Социальная сфера –это целостная система отношений и взаимодействий между индивидами ,социальными группами и общностями, занимающими различное социально-экономическое положение в обществе . Социальная сфера включает в себя множество элементов взаимодействия и поведения и всё это будет постепенно раскрыто в данном реферате.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3
1.Философское понятие социальной сферы…………………....4
2.Социальные группы и их классификация……………………6
3.Социальный статус…………………………………………….9
4.Социальная роль………………………………………………10
5.Социальная стратификация……………………………….….12
6.Социальная мобильность……………………………………..15
7.Социальные нормы……………………………………………18
8.Отклоняющееся поведение, его формы и проявления……...20
9.Социальный контроль…………………………………………22
Социальные санкции……………………………………...23
10. Нация как социально-этническая общность ……………….24
11.Межнациональные отношения………………………………29
12.Социальный конфликт и пути его разрешения……………..31
Заключение……………………………………………….35
Список используемой литературы……………………...37

Файлы: 1 файл

философия реферат соц сфера.docx

— 64.46 Кб (Скачать)

В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса , многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и  роли похожи друг на друга, но главная  разница между ними в том, что  статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком.

Учёные выделяют и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный ( наиболее характерный  для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или  с которым они его отождествляют); социальный( положение человека как  представителя большой социальной группы); личный(индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой  социальной группе, в зависимости  от того, как он оценивается по своим  индивидуальным качествам).

 

4.Социальная роль.

Одним из наиболее значимых в современной науке понятий  является понятие социальной роли. В отечественной науке оно  укоренилось не так давно, но в  зарубежной, особенно американской, социологической  мысли подобное понятие было введено  более полувеке тому назад.

Каждый человек одновременно может выполнять целый набор  социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды. Ряд ролей типичен для молодых  людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями  дискотек, членами фан-клубов популярных артистов. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные  должности.

В то же время есть ряд  ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Например, пользователь Интернета, покупатель в магазине, посетитель музея.

Под социальной ролью в  науке понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также  роль может быть рассмотрена как  совокупность требований, которые выдвигаются  по отношению к человеку, занимающему  определённую позицию.

Каждая из этих ролей предполагает определённое поведение- то, что позволено  делать в  роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а  поведение покупателя не может переноситься в школу. Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям , даже если среди них будут его  подчинённые. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое  поведение.

Конечно, с течением времени  одни и те же социальные роли меняются. Исторические и национальные особенности  значительно влияют на социальную структуру  общества, ведь роль, например, мужа сегодня  и роль мужа в Древнем Китае  совершенно различны, так как и  роли детей, стариков, военных, писателей  и т.д.

Важной проблемой считается  соотнесение социальной роли и личностного  «Я». Порой человек вынужден идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые  предъявляются ему обществом.

Положение человека осложняется  ещё и тем, что некоторые его  роли могут вступать в конфликт. Так, преступник может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придётся делать выбор: раскрытие преступления влечёт за собой наказание и отлучение  от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте  вытеснить другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социальная страфитикация

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей  на богатых и бедных. Он считал, что  государство представляет из себя как  бы два государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они  живут

вместе, строя друг другу  всяческие козни. Разнообразие отношений  ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким – то образом упорядочить  эти отношения между категориями  людей, различающихся во многих аспектах.

В самом общем виде неравенство  означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального  и духовного потребления. Для  описания системы неравенства между  группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной  стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют  разную оценку их общественной полезности. Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина  присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются  на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными  слоями.

В социальной стратификации  имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций  приводит к тому, что далеко не все  способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют  два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному  образованию; неодинаковые возможности  получения  позиций в равной степени  подготовленными индивидами.

Социальная стратификация  обладает традиционным характером. Поскольку  при исторической подвижности формы  ее сущность, то есть неравенство положения  разных групп людей, сохраняется  на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах  возраст и пол в сочетании  с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность  членов общества существующей системой распределения власти, собственности  и условий индивидуального развития, все же  нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая  другая наука, имеет свои формы. До сих  пор мы говорили о неравенстве  без учета его формы. Между  тем от формы зависит и интенсивность  стратификации. Теоретические возможности  здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается  одинаковое количество и того и другого  и третьего. Крайних форм стратификации  не было ни в одном историческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда  в обществе многочисленны социальные слои,

социальная дистанция  между которыми невелика, уровень  мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый  технологический рост постоянно  повышает “ планку” содержательного  труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным  и продвинутым спокойствие и  реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по- своему идеальная  модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ  далеки от этой модели. Или присущи  концентрация власти и ресурсов у  численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов  как власть, собственность и образование  препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции  между нею и большинством. Это  означает, что средний класс немногочислен  и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

В своем труде “Государство”  Платон утверждал, что правильное государство  можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя. Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество будет  не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким  он представлял общество, руководимое  правителями (блюстителями).

Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента: один класс – очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот третий - наилучший, поскольку его  члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя  о стабильности государства, Аристотель отмечал, что необходимо думать о  бедных, ибо у государства, где  множество бедняков исключено из управления, неизбежно будет много  врагов. Ведь бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство  обречено на гибель.

Аристотель выступал как  против власти бедняков, лишенных собственности, так и против эгоистического правления  богатой плутократии. Лучшее общество формируется из среднего класса, и  государство, где этот класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Социальная мобильность.

  В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой понимается совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса.

Изучение социальной мобильности  было начато П. Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and Fluctuation”.Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального обьекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса - все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма, теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих случаях “перемещение” может происходить без каких- либо заметных изменений социального положения индивида или социального объекта в вертикальном направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее важных типах.

Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение  индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение  всей группы в более высокий пласт  на уровень с уже существующими  группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Социальная мобильность  может быть двух видов: мобильность  как добровольное перемещение или  циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая  структурными изменениями (например индустриализацией  и демографическими факторами). При  урбанизации и индустриализации происходит количественный рост профессий  и соответствующие изменения  требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы, занятости в категории  “белых воротничков”, уменьшение абсолютной численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации фактически коррелирует с уровнем  мобильности, так как ведет к  росту числа профессий высокого статуса и к падению занятости  в профессиональных категориях низшего  ранга.

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под влиянием сил изменения в  стратификационных системах, прежде всего, возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок возникновению  большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в большее  соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными словами  для индивидов и групп становится характерной тенденция к относительно устойчивым позициям в ранжированной  стратификационной иерархии. В итоге  усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности возрастает в основном вследствие количественного  роста профессий в середине стратификационной  иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает  ориентация на достижение.

Столь же, если не в большей  мере, влияет на уровень и характер мобильности система общественного  устроения. Ученые давно обратили внимание на качественные различия в этом отношении  между обществами открытого и  закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют ненормальные. Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению мобильности,

Информация о работе Социальная сфера