Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_Filosofia.docx

— 248.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

56)Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления. Экологическая ситуация в Республике Беларусь.

Глобализация-сжатие мира и формирование сознания мира как целогосжатие мира и формирование сознания мира как целого(Р.Робертсон) Глобализация является объективным и субъективным процессом социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурногоформирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество; Современная философия глобализации включает в себя и онтологию, и гносеологию, и аксиологию, и социальную, и политическую философию, и этическую и другие направления философии глобализации, изучение которых сегодня находится еще в начале. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: -предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; -преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; -обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); -преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу; -прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); -своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией пр-ва при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общ-ва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57)Понятие культуры. Проблема диалога культур и исторического самоопределения Беларуси в глобализирующемся мире.

Философия культуры является учением о предельных основаниях и наиболее общих закономерностях культуры как деятельности, выраженной в символической форме системы ценностей, которая отличает человека и человечество от природной среды. Культурология – наука изучающая культуру. В культурологии и философии культуры выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности,  воспроизводства человека и человечества; игровой подход, трактующий культуру как игру; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникативную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь Культура как особый тип наследования является единством традиций и новаций, а ее развитие подчиняется закономерностям диалектической преемственности. Традиция (от лат.  tradition – передача; предание) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от одного поколения к другому. Новация – создание неизвестного ранее. Традиции и новации – две противоположных стороны единого процесса развития культуры.  Массовая культура-продукт массового потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58)Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

Нравственное сознание. Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Однако мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль – форма общественного сознания, культуры, связанная с обоснованием нормативных способов регуляции поведения человека в обществе через призму ценностей добра и зла и опирающаяся на совесть, силу общественного мнения, традиции.  Основные подходы к морали:1) натуралистическо-космологический подход - предельным основанием морали являются закономерности внешней природы, космоса 2) Антропологический подход исходит из того, что мораль выражает природу человека. 3) Культурологический подход выводит предельные основания морали из особенностей духовной природы человека и общества. 4)Социологический подход - выведение предельных оснований морали из закономерностей совместной, общественной жизни людей. Мораль  выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Представители: Швейцер,Бертам, Кант, Гегель, Маркс. Цель кодекса: ознакомить студентов и абитуриентов с основными положениями. Целью деятельности университета в условиях инновационного развития страны является подготовка высококвалифицированых, творчески мыслящих специалистов, патриотическое и нравственное воспитание молодежи, формирование у обучающихся активной жизненной и гражданской позиции. Ценностные приоритеты: 1. Профессионализм: компетентность, инновационный и творческий подход к делу, инициативность, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту, настойчивость в достижении поставленных целей, трудолюбие, дисциплинированность .2. Высокая нравственная культура: требовательность к себе, вежливость, корректность и тактичность во взаимоотношениях, честность и правдивость, справедливость и доброжелательность, самокритичность, скромность. 3. Гражданская зрелость: патриотизм, ответственность, активная гражданская позиция, объективность, гуманность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59)Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

Искусство - специфическое духовно-практическое освоение мира, состоящее из различных его видов, родов, жанров, типов.Искусствоведение (искусствознание) –  наука, раскрывающая закономерности функционирования и развития различных видов искусства (ее отрасли музыковедение (теория музыки), литературоведение и т.п.).  Специфика философского подхода к искусству заключается в изучении в нем не отдельного и уникального, того, например, что отличает музыку от живописи и т.п., но наиболее общих принципов и законов существования и развития искусства в целом. Материал искусства – сырье и данные для эстетических обобщений и аргументации. Эстетика – философская наука, которая изучает прекрасное и безобразное в сфере художественного и технического творчества (искусства и дизайна), раскрывает универсальные основания эмоционального отношения человеку к миру.  Эстетика как философская наука выполняет и другие функции – воспитательную, развлекательную и т.п. Различные функции искусства в нем могут абсолютизироваться, выдвигаться на передний план, подчиняя себе все его другие функции. Предметом изучения эстетики как особой философской науки является прекрасное и безобразное, создаваемое как в искусстве в целом, так и в эмоциональных отношениях человека к миру и, более широко, в других сферах человеческой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60)Философия и религия. Деструктивная роль религиозного экстремизма в современном мире.

Религия – форма общественного сознания, основанная на вере в существование сверхъестественного. Бог  – Абсолютное начало, от которого зависит все конечное, в том числе и человек. Высшим способом его постижения является откровение. Откровение, – так поясняет его действие С.Л. Франк, реализуется тогда, когда «в составе нашей жизни встречаются … моменты, которые сознаются не как наши собственные порождения, а как нечто, вступающее, иногда бурно вторгающееся в наши глубины извне, из какой-то иной, чем мы сами, сферы бытия». Откровение – способ получения духовного знания, который  еще не гарантирует его ценности.  В структуре религии как сложного духовного и социального явления обычно выделяют: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации. Важнейшей религиозной организацией является церковь.  В современной литературе сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяются, например, национальные и мировые религии. Из  существующих в наши дни к национальным обычно относят даосизм, индуизм, иудаизм,  синтоизм и др. Национальным религиям присуща  ритуализация душевного и духовного мира  людей посредством особой обрядности, особая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и конкретных этносов от последователей других религий и представителей иных этносов. Мировые религии – буддизм, христианство, ислам - исторически связаны с национальными, но существенно отличны от них. Они появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». Философия религии изучает предельные основания теоретического понимания Бога (Абсолюта)  и его практического понимания как связи Бога (Абсолюта) с жизнью человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61)Понятие национального самосознания, его структура. Роль философии и социогуманитарного знания в трансформациях современной белорусской ментальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62)Образование как механизм социализации личности. Проблемы и направления реформирования системы национального образования Республики Беларусь.

В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система. 
Дошкольное образование  
В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике для детей до 6 лет 
существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа. 
По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребенка.  
Общее среднее образование 
Среднее  образование - следующий этап в получении образования в Республике Беларусь. Получить его можно в общеобразовательных школах и гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет. 
Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая – общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы. 
Вторая ступень – общее базовое образование. Период обучения: начальное образование,  затем — с 5-го по 9-й классы.  
Третья ступень – общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы. 
В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний. 
Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации. 
Профессионально-техническое образование  
В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании. 
Среднее специальное образование  
К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи. 
Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет. 
Национальная высшая школа  
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.  
Национальная высшая школа готовит специалистов по 360 специальностям и более чем по 2 тыс. специализаций, что позволяет почти полностью удовлетворить потребности народного хозяйства республики в специалистах с высшим образованием. 
В 2002 году в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позволяет более эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию международного сотрудничества, привлечению на учебу в Беларусь иностранных студентов.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования. 
В стране существует сеть учреждений образования системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Руководство системой образования в Беларуси осуществляют республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Ответственность за состояние и развитие системы образования в государстве несет Министерство образования. 
В Беларусь также активно приезжают иностранные студенты. Деятельность в сфере предоставления платных образовательных услуг иностранным гражданам осуществляет 51 учреждение образования. Обучение осуществляется на белорусском или русском языке. Стоимость его, согласно международной практике, устанавливается самим учебным заведением по каждой специальности.

Ежегодно около 130 аспирантов из зарубежных стран обучаются в вузах и научных учреждениях Беларуси

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философия"