Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 10:56, шпаргалка

Краткое описание

1) Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии и его историческая динамика.Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_Filosofia.docx

— 248.62 Кб (Скачать)

Каждый слой имеет внутреннюю структуру. Использование данных социальных исследований позволяет раскрыть внутреннюю структуру каждого слоя:

нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные; базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации; средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели; верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие;  элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.

Переходный период в связи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимость грамотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политики социальная неустойчивость или того хуже — социальный кризис и взрыв могут свести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому, проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структуры и вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.

План по повышению эффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматривать решение следующих ключевых проблем:

- повышение уровня оплаты  труда;

- государственное регулирование  занятости;

- обеспечение справедливого  распределения доходов;

- реформирование систем  здравоохранения и образования;

- проведение пенсионной  реформы;

- ликвидация бедности.

Хочу прокомментировать возможные изменения в каждом из этих направлений.

В РБ сформировался экономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплате труда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников. Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связь заработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также со сложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты с результатами хозяйственной деятельности.

 

 

50)Философия и политика. Институты и процессы политической организации и самоорганизации белорусского общества.

Политическая философия является учением о предельных основаниях власти и наиболее общих закономерностях организации совместной жизни людей.  Политика представляет собой искусство управления государством. Право– есть система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм и правил повеления, выступающих в качестве регулятора общественных отношений.  Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Политика, согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). Сейчас под политикой понимают определяемые прежде всего экономическими интересами отношения между классами, нациями и другими общностями людей по поводу государственной власти. Политика представляет собой наиболее активную часть надстройки. В центре политики находится государство — основная организация, особый аппарат власти экономически господствующего класса для управления обществом в целях осуществления своих коренных интересов и целей. Теория марксизма объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы и рассматривает его как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий эксплуататорского меньшинства и эксплуатируемого трудящегося большинства общества. Разумеется, что и до возникновения государства первобытнообщинный, доклассовый строй имел свою организацию. По сравнению с родоплеменной организацией государство отличается, во-первых, разделением населения по территориальным связям вместо кровнородственных; во-вторых, учреждением публичной власти, т.е. власти, не совпадающей с массой населения, осуществляемой особыми группами людей. Для содержания противостоящей народу публичной власти и выполнения необходимых общественных работ понадобились неизвестные ранее взносы населения — налоги. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастается, включая особые отряды вооруженных людей (армия, полиция и др.), бюрократические ведомства, карательно-судебные органы с тюрьмами и т.д. Отличительным признаком государства является также его связь с правом, включая издание законов и других актов, регулирующих имущественные и иные отношени я, закрепляющих нормы поведения.

В широком смысле социальная структура – это внутреннее строение общества, где общество-это не человечество вообще, а конкретный социум уровня страны. Признаки такого общества: постоянная территория, развитая культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения. Каждое суверенное общество строится в принципе из типовых блоков, приспособленных к конкретным условиям. Например, суверенная страна должна иметь две фундаментальные структуры: государство и гражданское общество. Государство олицетворяет всеобщие интересы: оборона, поддержание законности и правопорядка, безопасности граждан, реализация соц. программ. Гражданское общество-сфера представления и реализации особых интересов людей через добровольные объединения.

Гражданское общество в РБ находится в стадии самоорганизации. Возникли различные самодеятельные формирования, по некоторым данным их более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.

В последнее десятилетие демографическая ситуация в нашей республике характеризуется низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что привело к его естественной убыли во всех областях республики.

Современный возрастной состав населения республики сложился главным образом вследствие снижения уровня рождаемости , в результате чего произошло значительное увеличение лиц пожилого возраста.

Коренного улучшения демографической ситуации в республике не ожидается, и в перспективе продолжится процесс старения населения, особенно его трудоспособной части. А неблагоприятные тенденции роста смертности мужчин будут определять все большее превышение численности женщин над численностью мужчин. Увеличение дисбаланса в распределении населения по полу неблагоприятно отразится на числе браков, рождений, может осложнить в перспективе формирование профессиональной и отраслевой структуры занятости.

Сложившаяся к настоящему времени структура населения и параметры его воспроизводства будут и в дальнейшем обусловливать тенденцию к уменьшению численности населения в стране.

 

 

 

51)Духовная сфера жизни общества. Общественное сознание и формы духовной культуры.

Духовность представляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей. В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности. Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей. Таким образом, духовная жизнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание. Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно – социальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей, Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание. Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми. Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52)Общество как саморазвивающаяся система. Диалектика спонтанности и целеполагания.

Развитие общества называется социодинамикой . Предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей  социодинамики. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей,существующий независимо от воли и сознания человека, т. е.объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, этомир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи,которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Общественно-экономическая формация – исторически  определенный тип общества, возникший на базе определенного способа производства материальных благ. В рамках марксистской философии истории сначала были выделены  три классово антагонистических общественно-экономических формации – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и одна бесклассовая – коммунистическая. Затем к ним была добавлена первобытная общественно-экономическая формация. Согласно формационному пониманию общества, социальные отношения, основанные на господстве частной собственности, порождают антагонизмы, связанные с классовой борьбой, что, в конечном итоге, должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества.  Историко-культурологический подход  цивилизация - Особый конкретно-исторический культурный феномен. К нему примыкает социологический подход  цивилизация – общество, характеризующееся однородной культурой. Этнографически-антропологический подход, цивилизация – система знания, верований, искусства, нравственности, права, а также этнопсихологический подход , который связывает понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Географический подход (Л. Мечников), -  решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53)Философия социального действия. Современные концепции социальной динамики.

Типы соц действий:1)производственные, 2)соц-полит, 3)коммуникативно-идеологические, 3)познавательные:a)исследовательские, б)учебные, в)информационные. Структура социального действия:1)субъект, 2)объект, 3)средство, 4)цель, 5)результат Социальная динамика - это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур Факторы: 1)социально-экономический, 2)природно-географический, 3)этнос и соц. неоднородность общеста, 4)демографический Теория соц действия М. Вебера Ключевая категория его социополгии – понимание смыслы как необходимого элемента действия. Объект соц действия –это индивид или группа, на котор направл действие. Вебер видел 4 типа соц действия:1)  целерациональный 2) ценностно-рациональный3)традиционный4)аффективный Во всей истории Вебер видит процесс нарастания рационализации, "расколдовывания" мира как освобождения чел-ка от суеверий и предрассудков. Механизмом реализации социодинамики является переход количественных изменений различных элементов социального организма по отдельности и данного организма в целом  в качественные; единство эволюционных, по преимуществу, количественных изменений и революций в общественной жизни, т.е. коренных качественных изменений характера социальной системы. Направление социодинамики определяется преемственностью исторического процесса, его новациями, по необходимости, однако, связанными с возвратами якобы к старому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54)Понятие техники и ее роль в развитии человеческой цивилизации. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия.

Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ва упр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами. Техника: 1)конструкция, 2)совокупность функций Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности. Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Согласно Э. Каппу(1808–1896), техника не только искусство, но и средство опосредования органов человеческого тела его функциями. Она – воплощение потребностей анатомии и физиологии человека в материале природы (органопроекция). В современной неклассической философии техника, следовательно, рассматривается и как искусство (мастерство),  уже в связи с созданными человеком предметами труда и быта; и как система искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, и как умение и искусство осуществления трудового процесса.  Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника – угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Техника является системой действий, по средством которых человек стремится достичь осуществление внеприродной программы, т.е. осуществление самого себя. Любая технология есть совокупность средств и способов деятельности человека в различных сферах жизни общества, она, с этой точки зрения, выражает меру развитости общественной системы. Техника – элемент системы хозяйствования. Ее сущностью является экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55)Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Выделяют три главных проблемы. Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей. Информация превращается в один из важнейших факторов экономического развития. Информация уменьшает неопределенность в выборе правильных моделей поведения и действий. Происходит децентрализации производства (возникают малые и гибкие фирмы, «домашний труд», не выходя из дома перед экраном дисплея). Происходит повышение роли индивидуального интеллектуального труда. Классовое деление уступает место профессиональному, сфера услуг преобладает над сферой производства. Согласно Тоффлеру, частная собственность на средства производства утрачивает своё былое значение; основной конфликт постиндустриального общества – это конфликт не столько между собственником средств производства и субъектом производства, а между знанием (профессионализмом) и некомпетентностью (непрофессионализмом).

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"